Слайд 2К. Лапицкая «Как лань желает...”
Как лань желает,
Как лань желает к потокам
воды,
Так желает душа,
Так желает душа моя к Тебе, мой Бог!
| Что унываешь ты, душа моя?
| И что смущаешься?
| Ты уповай на Бога ибо я
| Буду вечно хвалить Его.
Жаждет душа моя
К Богу живому стремится она,
Но когда я приду,
И когда я явлюсь перед Лицом Твоим?
Плачу я день и ночь,
Слёзы мои стали хлебом моим,
И враги мои вновь Говорят мне:
«Ну, где же Бог? Ну, где твой Бог?»
Днём явит милость,
Днём свою милость мне явит Господь.
Ночью песнь у меня,
И молитва летит моя к Тебе, мой Бог!
Слайд 3БИБЛИЯ. Псалом 41
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Как лань желает
к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
4 Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: "где Бог твой?"
5 Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой?"
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего (Пс.41:1-12).
Слайд 4Искусство духовно
В Евангелии от Иоанна читаем: “В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог...” (Инн. 1: 1)
По своей природе словесное искусство – духовно. Яркое тому подтверждение – “золотой век” русской литературы.
Именно Библия была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творчестве Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Фета, Тютчева.
Особое место в этом ряду принадлежит А. К. Толстому, наименее дисгармоничному и трагичному из всех русских поэтов того времени.
Слайд 5Алексей Константинович Толстой
1817-1875
«Я один из двух или трех писателей, которые держат
у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному».
Слайд 6Век 19-й... А.К. Толстой, автор известных стихов “Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад...”, “Средь шумного бала, случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой, родимый край...”...
Граф Алексей Константинович Толстой, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН, автор баллад, сатирических стихов, исторического романа, драматической трилогии, всё же в первую очередь ассоциируется нами с возвышенными, яркими образами, с проникновенной, задушевной, необыкновенно музыкальной лирикой. Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого – в непосредственности чувства, задушевности тона. Умение схватить и передать в слове все краски окружающего мира характеризуют целый ряд лирических произведений поэта.
Толстой проявил прекрасное понимание поэтики народной песни, написав ряд стихотворений, связанных с фольклором. Но по своим мотивам и настроениям большая часть из них тесно примыкает к романсной лирике.
Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной обработки. Больше половины всех его лирических стихотворений положены на музыку, многие из них – по нескольку раз.
Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев, А. Г.Рубинштейн, С. И. Танеев, Ц. А Кюи, С. В. Рахманинов. А П. И. Чайковский так отозвался о Толстом: “Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов”.
Слайд 7Литературоведы, исследователи творчества поэта, отмечают, что у Толстого исключительно сильна привязанность
ко “всему земному”, везде чувствуется любовь к родной природе, тонкое ощущение её красоты. И сам он мог бы повторить слова своего героя из былины “Садко”: “Уж очень к земле я привязан”.
“Земля” – значит, “Родина”, “Россия”, “Русь”... Каких только поэтических сравнений не удостаивалась Русь! Она и “васильковая”, и “ромашковая”, и Русь “березового ситца”... Но есть еще одно название, данное нашей Родине: Русь – “ колокольная”...
Послушаем, что связано у народа с колоколами.
Слайд 8Колокола…
Низкие и высокие, густые и тяжёлые, лёгкие, серебристые, грустные и
весёлые… их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар Неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом.
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа.
Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости.
Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага.
Они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.
… И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем несравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека!
И вы поймете, что колокол — голос Неба.
Слайд 9Почему же Россию называют “колокольной”?
Синонимы: “святая”, “любящая, исповедующая Бога”, “соборная”, “христианская”.
М.Ю.
Лермонтов “Поэт” (1838):
...стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Слайд 10
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И
так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
А.К. Толстой
Благовест
Слайд 11Анализ стихотворения
Есть ли здесь образы времени и памяти, то, что характерно для
творчества поэта?
Какое слово в стихотворении, по-вашему, является ключевым?
О чём мечтает лирический герой?
К кому обращена эта молитва?
Слайд 12Н.А. Некрасов «Тишина» (Поэма, отрывок)
Мотив: Родина-чужбина
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни
замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашёл я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула – и сумею.
Быть может, выдержать борьбу!
Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет… Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры…
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Пётр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И облегчённый уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетённых, Бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарём!
………………………………..
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай – не споря…
Слайд 13М. Ю. Лермонтов
Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву
чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко....
А. А. Блок
***
Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог.
Ночные гаснут впечатленья,
Восход и бледен и далёк.
Всё нет в прошедшем указанья,
Чего желать, куда идти?
И он в сомненьи и в изгнаньи
Остановился на пути.
Но уж в очах горят надежды,
Едва доступные уму,
Что день проснётся, вскроет вежды,
И даль привидится ему.
Слайд 14Почему стихотворение А.К. Толстого названо именно так?
“Благовест” – это не только колокольный
звон перед началом церковной службы, это не только радостная весть о спасении,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз, но уже как Судья, за тем, что Ему принадлежит.
Слайд 15Что это или кто это?
Это все мы: и живые, и мёртвые.
“Кладбище” –
“клад” Божий, Его достояние.
“Погост” – “гости”, пришедшие на время, “складываются” Богом, а потом воскрешается душа ( а не “кости”).
“Усопший” – “уснувший”, “только на время успокоившийся”.
Вот почему так важно быть всегда готовым к этой встрече, вот почему молитва лирического героя повторяется “снова”. Здесь находит своё воплощение концепция Толстого о связи времён.
Слайд 16«Меня, во мраке и в пыли…» Алексей Толстой
Меня, во мраке
и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь её лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздаётся,
Как сердце каменное гор
С любовью в тёмных недрах бьётся,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струёй подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что всё рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Слайд 17Современен ли А.К. Толстой?
Как известно, “Бог есть любовь” (1Инн. 4: 12), и Он – вечен.
“Любовь никогда не
перестаёт” (1 Кор. 13: 8)
Поэт, провозглашающий любовь Божью, всегда современен.
Слайд 18НОВЫЙ ЗАВЕТ
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
ГЛАВА 13.
1Если я говорю
языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
Слайд 19Эстафета поколений
У поэта “серебряного века” Николая Гумилёва есть такие строчки:
... Есть Бог, есть мир,
Они
живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.
Нужно ли что-то добавлять к этому?
Голоса поэтов Земли Русской – как колокола на звонницах: если умолкает один – ему сразу же вторит другой, третий!..
Слайд 20О чём вы возвещаете сегодня, колокола России?
Владимир Фролов
Колокола, колокола...
Они нигде так
не звучали:
Извечно ими Русь рвала
Оковы будничной печали.
...Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
Иеромонах Роман (Матюшин)
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Слайд 21Наталья Щеглова
Русь
Босоногая,
По распутице,
Спутав косы густых волос,
Словно блудная,
Дочь-отступница,
Ты куда,
моя Русь, идёшь?
Пусть ты бредишь
Безумьем новым,
Пусть ладони твои в крови,
Слышишь? –
Небо в Венце Терновом
Признаётся тебе в любви!
Ты судила и ненавидела,
И, святыни свои распнув,
Поклонялась бездушным идолам,
Небо флагами зачеркнув.
Лжепророками
Обольщённая,
Продавая себя за грош,
Обнищавшая,
Разорённая,
В неизведанное идёшь.
Сквозь года,
Облачившись скудостью,
Сединой на висках – зола…
По твоей
Белоцерковной юности
Плачут медью колокола!..
Синерекая, светлоликая,
Не тебя ль с голубых высот
Журавлей безутешных криками
Вечность Распятая зовёт?
Пусть поругана,
Пусть преступница,
Пусть отрекшаяся от себя,
Русь-безбожница,
Русь-отступница,
Вечный Бог не забыл тебя!
Слайд 22Малиновый звон Слова: А. Поперечный Музыка: А. Морозов
Сквозь полудрёму и сон
Слышу малиновый звон…
Это рассвета гонцы –
В травах звенят бубенцы.
Это средь русских равнин
Вспыхнули гроздья рябин.
Это в родимой глуши
Что-то коснулось души…
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон.
Этот малиновый звон –
От материнских окон,
От той высокой звезды
Да от минувшей беды.
Пыльный затеплится шлях,
Где мы бродили в полях,
Где на заре, как сквозь сон,
Слышен малиновый звон
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон.
Слайд 23«МАЛИНОВЫЙ ЗВОН». Есть несколько версий происхождения этого выражения.
Основная версия: словосочетание
«мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет.
Происходит от названия фламандского (бельгийского) города Мехелен, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов.
С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, красивый, мягкий по тембру звон»).
В других версиях фигурируют:
языковое происхождение (малиновый – красный – красивый, прекрасный);
название могло прийти из народа, т. к. колокольным звоном сопровождались вечерние и утренние церковные службы, т. е. на заре, когда небо окрашивалось в малиновый цвет.
Из истории
Уже к XVII веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор. Здесь и сейчас делают знаменитые карильоны.
Первый карильон (набор колоколов) России, заказанный во Фландрии Петром I, соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.
В 2003 году Россия и Бельгия совместно выпустили две марки (сцепку), изображающие собор Св. Ромбаута в Мехелене и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (в нём был установлен первый карильон России).
Слайд 24Русь колокольная
“Малиновый звон” и “Благовест” – разделяют века.... Но общее –
щемящее чувство любви к родной земле, к России. Через года – связь душ человеческих!..
…И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем несравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека!
И вы поймете, что колокол — голос Неба.
Слайд 25Домашнее задание:
проанализировать стихотворение А.К. Толстого
«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...».