Презентация, доклад на тему А.И. Куприн Поединок: обзор романа и комментированное чтение глав

Содержание

Работа с видеоматериалом1) Автобиографичность произведения2) Смысл названия и идейное содержание3) Главные герои: Назанский, Шурочка, Ромашов4) Значение романа «Поединок»(«100 лекций с Дмитрием Быковым»)

Слайд 1А.И. Куприн
«Поединок» (1905)



Обзор романа
и комментированное
чтение глав

А.И. Куприн«Поединок» (1905)Обзор романа и комментированное чтение глав

Слайд 2Работа с видеоматериалом
1) Автобиографичность произведения
2) Смысл названия и идейное содержание
3) Главные

герои: Назанский, Шурочка, Ромашов
4) Значение романа «Поединок»


(«100 лекций с Дмитрием Быковым»)
Работа с видеоматериалом1) Автобиографичность произведения2) Смысл названия и идейное содержание3) Главные герои: Назанский, Шурочка, Ромашов4) Значение романа

Слайд 3Цель
Охарактеризовать главного героя (Ромашова), используя следующие средства характеристики:
портрет
прямая авторская характеристика


поступки
среда
другие персонажи
психологический анализ



ЦельОхарактеризовать главного героя (Ромашова), используя следующие средства характеристики:портрет прямая авторская характеристика поступкисредадругие персонажипсихологический анализ

Слайд 4Средства характеристики литературного героя:
портрет (внешний облик + раскрытие внутренних качеств)
прямая авторская

характеристика (отношение автора к герою, оценка)
речь
поступки
среда
другие персонажи
пейзаж
психологический анализ (подробное воссоздание внутреннего мира героя)
художественная деталь
предыстория




Средства характеристики  литературного героя: портрет (внешний облик + раскрытие внутренних качеств)прямая авторская характеристика (отношение автора к

Слайд 5Ромашов
портретная характеристика
отношение к службе
Хлебников
Отношения с людьми
общая характеристика (выводы)

Ромашовпортретная характеристикаотношение к службеХлебниковОтношения с людьмиобщая характеристика (выводы)

Слайд 6Ромашов
Глава 1. Портрет
«Ромашов вытащил шашку из ножен и сконфуженно поправил

рукой очки. Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок. Фехтовать на эспадронах он не умел даже в училище, а за полтора года службы и совсем забыл это искусство. Занеся высоко над головой оружие, он в то же время инстинктивно выставил вперед левую руку».
«…у Ромашова была немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о самом себе в третьем лице, словами шаблонных романов, то и теперь он произнес внутренно: «Его добрые, выразительные глаза подернулись облаком грусти...»
Выпишите словосочетания, относящиеся к внешности и психологическому портрету героя.
РомашовГлава 1. Портрет «Ромашов вытащил шашку из ножен и сконфуженно поправил рукой очки. Он был среднего роста,

Слайд 7Ромашов
Глава 2. Характеристика героя
Прочитайте фрагменты 2 главы и запишите характеристику героя.


РомашовГлава 2. Характеристика герояПрочитайте фрагменты 2 главы и запишите характеристику героя.

Слайд 8Глава 2. Характеристика героя
1. Уже не в первый раз за полтора

года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, — это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер. Мысли о своей квартире, об офицерском собрании были ему противны. В собрании теперь пустота; наверно, два подпрапорщика играют на скверном, маленьком бильярде, пьют пиво, курят и над каждым шаром ожесточенно божатся и сквернословят; в комнатах стоит застарелый запах плохого кухмистерского обеда — скучно!..»
Глава 2. Характеристика героя 1. Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал

Слайд 9Глава 2. Характеристика героя
2. «Как и всегда, с самого детства, ему

чудилась за яркой вечерней зарей какая-то таинственная, светозарная жизнь. Точно там, далеко-далеко за облаками и за горизонтом, пылал под невидимым отсюда солнцем чудесный, ослепительно-прекрасный город, скрытый от глаз тучами, проникнутыми внутренним огнем. Там сверкали нестерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами, сверкали брильянты в окнах, трепетали в воздухе яркие разноцветные флаги. И чудилось, что в этом далеком и сказочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть — очаровательно нежны и прекрасны. Ходят они по сияющим площадям, по тенистым садам, между цветами и фонтанами, ходят, богоподобные, светлые, полные неописуемой радости, не знающие преград в счастии и желаниях, не омраченные ни скорбью, ни стыдом, ни заботой...»
Глава 2. Характеристика героя 2. «Как и всегда, с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней зарей

Слайд 10Глава 2. Характеристика героя
3. «И в нем тотчас же, точно в

мальчике, — в нем и в самом деле осталось еще много ребяческого, — закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты».
«И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды... Имя его записано в академии на золотую доску. Профессора сулят ему блестящую будущность, предлагают остаться при академии, но — нет — он идет в строй. Надо отбывать срок командования ротой. Непременно, уж непременно в своем полку».
«Блестящий офицер генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры... Вот вспыхнуло возмущение рабочих на большом сталелитейном заводе. Спешно вытребована рота Ромашова».
Глава 2. Характеристика героя 3. «И в нем тотчас же, точно в мальчике, — в нем и

Слайд 11Глава 2. Характеристика героя
4. «Эта картина вышла в воображении такой живой

и яркой, что Ромашов, уже давно шагавший частыми, большими шагами и глубоко дышавший, вдруг задрожал и в ужасе остановился на месте со сжатыми судорожно кулаками и бьющимся сердцем. Но тотчас же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе в темноте, он съежился и продолжал путь».
«— Какие, однако, глупости лезут в башку! — прошептал он сконфуженно. И его голова робко ушла в приподнятые кверху плечи».
Глава 2. Характеристика героя 4. «Эта картина вышла в воображении такой живой и яркой, что Ромашов, уже

Слайд 12Подготовка к итоговому сочинению
Направление «Мечты и реальность»:
Почему можно отнести «Поединок»

к аргументам этого направления?

Почему в качестве материала для сопоставления можно использовать:
И. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир» ?



Подготовка к итоговому сочинениюНаправление «Мечты и реальность»: Почему можно отнести «Поединок» к аргументам этого направления?Почему в качестве

Слайд 13Хлебников (гл.10)
Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, «забритый в солдаты». Солдатская

доля Хлебникова мучительна и жалка.
«Очередь дошла до левофлангового солдатика Хлебникова, который служил в роте общим посмешищем. Часто, глядя на него, Ромашов удивлялся, как могли взять на военную службу этого жалкого, заморенного человека, почти карлика, с грязным безусым лицом в кулачок. И когда подпоручик встречался с его бессмысленными глазами, в которых, как будто раз навсегда, с самого дня рождения, застыл тупой, покорный ужас, то в его сердце шевелилось что-то странное, похожее на скуку и на угрызение совести» (глава 10)


Хлебников (гл.10)Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, «забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. «Очередь

Слайд 14Хлебников (гл.16)
- Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже

нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо.
Низко склоненная голова Хлебникова вдруг упала на колени Ромашову. И солдат, цепко обвив руками ноги офицера, прижавшись к ним лицом, затрясся всем телом, задыхаясь и корчась от подавляемых рыданий.
- Не могу больше... - лепетал Хлебников бессвязно, - не могу я, барин, больше... Ох, господи... Бьют, смеются... взводный денег просит, отделенный кричит... Где взять? Живот у меня надорванный... еще мальчонком надорвал... Ох, господи, господи!
Ромашов близко нагнулся над головой, которая исступленно моталась у него на коленях. Он услышал запах грязного, нездорового тела и немытых волос и прокислый запах шинели, которой покрывались во время сна. Бесконечная скорбь, ужас, непонимание и глубокая, виноватая жалость переполнили сердце офицера и до боли сжали и стеснили его. И, тихо склоняясь к стриженой, колючей, грязной голове, он прошептал чуть слышно:
- Брат мой!

Хлебников (гл.16)- Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не

Слайд 15Хлебников (гл.17)

«С удивлением, с тоской и ужасом начинал Ромашов понимать, что

судьба ежедневно и тесно сталкивает его с сотнями этих серых Хлебниковых, из которых каждый болеет своим горем и радуется своим радостям, но что все они обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием. И ужаснее всего была мысль, что ни один из офицеров, как до сих пор и сам Ромашов, даже и не подозревает, что серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком...»
Хлебников (гл.17)«С удивлением, с тоской и ужасом начинал Ромашов понимать, что судьба ежедневно и тесно сталкивает его

Слайд 16Тема ценности каждого человека
«Бить солдата бесчестно, — глухо возразил молчавший до

сих пор Ромашов. — Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно!» (гл.10)
Тема ценности каждого человека«Бить солдата бесчестно, — глухо возразил молчавший до сих пор Ромашов. — Нельзя бить

Слайд 17Размышления героя
«Вся эта военная доблесть, и дисциплина, и чинопочитание, и честь

мундира, и вся военная наука, — все зиждется только на том, что человечество не хочет, или не умеет, или не смеет сказать „не хочу!“.
Что же такое все это хитро сложенное здание военного ремесла? Ничто. Пуф, здание, висящее на воздухе, основанное даже не на двух коротких словах „не хочу“, а только на том, что эти слова почему-то до сих пор не произнесены людьми. Мое Я никогда ведь не скажет: „не хочу есть, не хочу дышать, не хочу видеть“. Но если ему предложат умереть, оно непременно, непременно скажет — „не хочу“. Что же такое тогда война с ее неизбежными смертями и все военное искусство, изучающее лучшие способы убивать? Мировая ошибка? Ослепление?» (гл.6)
Размышления героя«Вся эта военная доблесть, и дисциплина, и чинопочитание, и честь мундира, и вся военная наука, —

Слайд 18Размышления героя
— Ваше высокоблагородие, молодых пригнали!..
Да, именно пригнали. Они стояли на

полковом дворе, сбившись в кучу, под дождем, точно стадо испуганных и покорных животных, глядели недоверчиво, исподлобья. Но у всех у них были особые лица.

Но прошел год, и вот они стоят длинной, мертвой шеренгой — серые, обезличенные, деревянные — солдаты! Они не хотели идти. Их Я не хотело. Господи, где же причины этого страшного недоразумения? Где начало этого узла? Или все это — то же самое, что известный опыт с петухом? Наклонят петуху голову к столу — он бьется. Но проведут ему мелом черту по носу и потом дальше по столу, и он уже думает, что его привязали, и сидит, не шелохнувшись, выпучив глаза, в каком-то сверхъестественном ужасе. (гл.6)
Размышления героя— Ваше высокоблагородие, молодых пригнали!..Да, именно пригнали. Они стояли на полковом дворе, сбившись в кучу, под

Слайд 19Размышления героя
«Я падаю, я падаю, — думал он с отвращением и

со скукой. — Что за жизнь! Что-то тесное, серое и грязное... Эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука — где все это?» (гл.9)
Размышления героя«Я падаю, я падаю, — думал он с отвращением и со скукой. — Что за жизнь!

Слайд 20Последний разговор с Назанским
Назанский: «Вот так и все они, даже самые

лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, — все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит.
… Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое — свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни.
… Смело ныряйте в жизнь, она вас не обманет. Она похожа на огромное здание с тысячами комнат, в которых свет, пение, чудные картины, умные, изящные люди, смех, танцы, любовь — все, что есть великого и грозного в искусстве. А вы в этом дворце до сих пор видели один только темный, тесный чуланчик, весь в сору и в паутине, — и вы боитесь выйти из него».
Последний разговор с НазанскимНазанский: «Вот так и все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные

Слайд 21Смысл названия повести
Дуэль с Николаевым (сюжетный конфликт)

Ромашов и окружающая его действительность

(социальный конфликт)

Поединок Ромашова с самим собой (психологический конфликт)
Смысл названия повестиДуэль с Николаевым (сюжетный конфликт)Ромашов и окружающая его действительность (социальный конфликт)Поединок Ромашова с самим собой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть