Слайд 1Учим запоминать исторические даты
Приемы и средства формирования хронологических знаний и умений
Работа
с хронологией – фактор повышения качества и
осознанного восприятия истории
Слайд 2Цели и задачи изучения
хронологии в школе
Показать учащимся последовательность исторических событий
и явлений, протяжённость их во времени;
Подвести учеников к к пониманию измерения времени;
Познакомить с системами летосчисления.
Помочь усвоить важнейшие даты и временные категории
Способствовать развитию временных представлений;
Обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени
Формировать информационную, коммуникативную и проблемную компетентность
Слайд 3Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС-2) ПО ИСТОРИИ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
Слайд 4знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности
до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
В результате изучения истории ученик должен
Слайд 5Хронология - это последовательность исторических событий во времени, а также сам
перечень дат этих событий. История без обозначения времени вошедших в нее фактов, событий, лет жизни и деятельности личностей и т.д. существовать не может. Педагоги стремятся, чтобы даты попали в поле зрения, слуха, внимания учащихся, которые в свою очередь должны выучить и осознанно запомнить даты и оперировать ими.
При отборе дат на урок надо помнить, что необходимо различать опорные и второстепенные даты. Опорные даты локализуют во времени главные исторические факты и важны для запоминания. Второстепенные даты привлекаются на уроке для иллюстрирования опорных дат и для более лучшего понимания учебного материала, их запоминание не обязательно.
Слайд 6 Актуальность и перспективность работы по хронологии
- Историю невозможно изучать
без знания дат.
- Сопоставить события в разных странах формирует общеучебные компетенции обучающихся.
- Без знания исторических дат сегодня невозможно качественно сдать ЕГЭ. Довольно большой процент тестов основан на заданиях по хронологии.
- Постоянная тренировка в работе с хронологией – это одно из условий успешной сдачи ЕГЭ.
Слайд 7Работа с хронологическими данными должна проводиться при комплексном использовании трёх типов
восприятия информации: визуального, аудиального, кинестетического
Дату исторического события необходимо:
чётко и громко озвучить (аудиалы)
написать на доске и записать в тетрадь (визуалы)
эмоционально окрасить (кинестетики)
Слайд 8Специфическую роль в изложении хронологического материала выполняют схемы. Схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и
событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории. В более крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи становления определенного исторического феномена и являются альтернативным вариантом графического оформления хронологических комплексов.
Закрепощение крестьян
Слайд 9Важную роль в работе с хронологией играют процессы памяти, через которые
проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Именно запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения информации. Поэтому в работе с хронологией первостепенное внимание нужно уделять процессу запоминания.
Слайд 10Мнемотехника
Это специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.
Главным принципом является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией для упрощения её запоминания.
Слайд 11Приемы мнемотехники
Буквенный код
Ассоциации
Рифмы
Созвучие
Метод римской комнаты
Цифробуквенный код
Метод вешалок
Совмещение цифр с образами
Метод О’Брайена
Система
Шед
Рифмы
Слайд 12Ассоциации
Этот прием основан на образном мышлении и творческой проработки запоминаемого материала.
Чтобы
запомнить в каком году произошло то или иное событие, нужно сначала как следует представить себе какую-либо сцену, которая ассоциируется у вас с этим событием.
Слайд 13Запомним-ка даты правления Петра I
Сначала, как вы уже, наверное, догадались мы
представляем себе Петра. Кто как может. Например, так:
Высокий мужчина с черными кудрями и бакенбардами, взят с нижнего ракурса (образ из фильма про Петра, если видели). Стоит на берегу Невы. Сзади него гранитные ступеньки. Рядом огромный недостроенный корабль, по которому, как муравьи, ползают рабочие.
Теперь давайте договоримся. Мы смотрим на его внушительную фигуру, и то, что сейчас начнет твориться слева от него – это начало его правления, справа – конец.
Слева на недостроенном военном корабле рабочие ставят длинную мачту – 1. На конце мачты устанавливается флаг, который до этого был свернут в рулон и из-за того, что нет ветра так и повисает – 6. Резкий порыв ветра разворачивает флаг, и мы видим, что на нем изображен бинокль – 8. Приближаемся к биноклю, смотрим через него на воду, а по ней плывет лебедь – 2. 1682 год – начало правление Петра I.
Справа к Петру подходит высокий, худой человек – 1. Сгибается в низком поклоне – 7. Поднимает с земли металлический крючок, причудливой формы – 2. Петр берет крючок и переворачивает его – 5.
В 1725 году Петр оставил престол.
Слайд 14Связывание дат
Даты должны быть связаны друг с другом.
Связывание дат
— составление хронологических комплексов. Это — не просто таблицы, а таблицы, где даты связаны друг с другом.
Способы связывания дат по событиям:
а) Первая таблица — таблица, отражающая развитие какого-либо исторического явления.
Например: «Установление крепостного права» - 1. Судебник Ивана III – 1497 год; 2. Судебник Ивана IV – 1550 год; и так далее до 1649 года.
б) синхронистическая таблица. Сводятся в одну таблицу события из разных стран — в одно время. Пример: 1564 год — рождение Шекспира в Англии и начало опричнины (конец года) в России.
в) хронологический комплекс — объединение в одну таблицу однородных событий из разных стран и эпох. Пример: Все революции Нового времени в Европе (Английская XVII века, Французская XVIII века, Русская XX века и т. д.).
г) лента времени — хронология событий друг за другом. Каждое значимое событие заносится на эту ленту.
Слайд 15Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795.
Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны.
С каким событием связана дата? Если к разнице между началом крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачева и концом крестьянского восстания под предводительством С. Т. Разина прибавить дату взятия Казани Иваном Грозным.
Хронологические задачи
Слайд 16
1) Что было раньше — то или иное событие?
2) Пронумеровать в
соответствии с хронологической последовательностью данные события.
3) Вычеркнуть лишние даты, не относящиеся к событиям данного исторического ряда. Пример: 1801, 1825, 1855, 1864, 1881, 1894. Что лишнее? (Ответ — 1864 год, так как остальные даты — года вступления на престол русских императоров).
Задания по хронологии
Слайд 17 Впервые ленту времени используем при изучении темы: «Счёт
лет в истории» в 5 классе. На уроках при изучении дат мы наносим изучаемую дату на ленту времени. Результат: итоговая лента времени после изучения истории Древнего Египта, после изучения темы «Западная Азия, Индия, Китай в древности «Древняя Греция», «Древний Рим».
Задания и упражнения по ленте времени.
- на определение длительности события
- на выявление временных связей между событиями
- на выявление синхронности событий (слайд №11)
Работа с лентой времени
Слайд 18Примеры заданий работы на ленте времени
на вычисление продолжительности события: «Вспомните, когда
на Руси установилось монголо-татарское иго и когда оно пало. Сколько лет продолжалось иго?»
на определение последовательности событий: «Что было раньше и на сколько: Куликовская битва или Ледовое побоище? »
на определение отдаленности событий от сегодняшнего дня: «Сколько лет прошло с победы русских над рыцарями-крестоносцами?»
Подсчитай, сколько лет назад произошло событие, если известна его дата – 1242 год?
Узнай, сколько лет длилось событие, если известны его хронологические рамки (1223 год – 1480 год). Что это за событие?
Подсчитай, в каком году произошло событие, если оно случилось 772 года назад и т.д.
Слайд 19Хронологический диктант
(экспресс-контроль)
Слайд 20 Лото: в 6 классе по теме «Киевская Русь»
Для закрепления предлагается
игровая карточка и карточки со словами: установлены нормы дани, разгромил Хазарию, принял «Русскую правду», строительство крепостей на левобережье Днепра, разгромил половцев, первые русские святые, крестил Русь, автор «Поучения детям», убит в землях древлян в 945 г., автор «Повести временных лет», годы правления 1019-1054, предупреждал «Иду на вы», восстание в Киеве, основатель династии и др.
Слайд 21Таким образом, для изучения хронологии используются различные методы и приемы. В
результате работа с датами может превратиться из рутинной в творческую и увлекательную.