Слайд 1Застойные явления в культурной жизни в СССР.
Слайд 2Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания
краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру.
Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом.
Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.
Слайд 3В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и
«подпольную», государством не признанную.
В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались
Слайд 4Литература.
Союз писателей СССР в 1971 г. принимает новый устав, согласно которому он
— «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»
Слайд 5Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов
СП):
1934—1500 членов
1954 — 3695
1959 — 4801
1967 — 6608
1971 — 7290
1976 — 7942
1981 — 8773
1986 — 9584
1989 — 9920
Слайд 6Писатель мог быть исключён из Союза писателей «за проступки, роняющие честь
и достоинство советского литератора» и за «отступление от принципов и задач, сформулированных в Уставе Союза писателей СССР».
По Уставу 1977 года руководство Союзом писателей осуществлял Первый секретарь правления. Эту должность занимали:
Георгий Марков (с 1977 по 1986 гг.);
Владимир Карпов (с 1986 г.; подал в отставку в ноябре 1990, но продолжал вести дела до августа 1991);
Тимур Пулатов (1991).
Слайд 7Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и
чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).
Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.
Слайд 9Валентин Григорьевич Распутин
Слайд 10Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярны К. М. Симонов,
Б. Л. Васильев.
Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 г. группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.
Слайд 12В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения А.И. Солженицына.
После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.
Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому (1940–1996). Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» (1964 г.) Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 г. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он получал уже как гражданин Соединенных Штатов.
Слайд 15Судья: Ваш трудовой стаж?Бродский: Примерно…Судья: Нас не интересует «примерно»!Бродский: Пять лет.Судья:
Где вы работали?Бродский: На заводе. В геологических партиях…Судья: Сколько вы работали на заводе?Бродский: Год.Судья: Кем?Бродский: Фрезеровщиком.Судья: А вообще какая ваша специальность?Бродский: Поэт, поэт-переводчик.Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?Судья: А вы учились этому?Бродский: Чему?Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.Судья: А чем же?Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…Судья: У вас есть ходатайства к суду?Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?Судья: Это вопрос, а не ходатайство.Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.
Слайд 16Советская музыка: легальная и нелегальная
«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной
музыки. Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза Композиторов а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами.Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику.
Слайд 17Особой частью советской эстрады было движение ВИА (Вокально-Инструментальные Ансамбли), которое зародилось в конце
1960-х. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедший утверждение худсовета. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь.
Слайд 18Среди самых известных ансамблей: — «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Лейся, песня»,
«Цветы», «Земляне», «Самоцветы», «Иверия», «Поющие сердца», «Ариэль», «Верасы», «Сябры», «Красные маки», «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов с группами «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута».
Слайд 19Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских
песен студентов, геологов и туристов. Авторская песня быстро приобрела популярность. Её исполнителей называли «бардами».
Барды исполняли песни под акустическую гитару, обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов — Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Сергей и Татьяна Никитины.
Слайд 20Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины
1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е групп наиболее известны Машина Времени, Аквариум, Автограф, Пикник. Подобно бардам того периода, ранние рок-группы распространяли альбомы только через самиздат и считались самодеятельными. Распространённой формой выступления был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей.
Слайд 21Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом Перестройки и гласности у музыкантов
появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство, как это было раньше. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, прошли первые рок-фестивали (Тбилиси-80, , Подольск—87). Также появились и первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок. Наиболее успешные группы 1980-х — Кино, Алиса, ДДТ, ГО, Ария, Наутилус Помпилиус, Браво, Секрет, Бригада С.
Слайд 22Зарубежная музыка в СССР строго цензурировалась. Ряд исполнителей был запрещен:
Depeche Mode —
аполитичность
Michael Jackson — аполитичность, ужасы
Scorpions — насилие
Tina Turner – секс
Madonna — секс
Слайд 23Советское Кино
Экранизация классики(«Война и мир»)
Расцвет советской комедии(Л.И. Гайдай, Э.А. Рязанов)
Остросюжетные фильмы(«17
мгновений весны» Т.М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С.С. Говорухина и др.)
Слайд 24В эпоху застоя 2 советских фильма были удостоены премии «Оскар»: «Война
и мир»(1968) С.Бондарчука и «Москва слезам не верит...»(1981) В. Меньшова.
Также премию Оскар получил фильм «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии)
Слайд 25Но при всем при этом, советское кино также переживало застой, связанный
прежде всего с кризисом сюжетов к началу перестройки.
В СССР была огромная нехватка легких развлекательных фильмов, боевиков, авторского кино.
Мимо советских режисеров прошли многие явления западной культуры(«новая волна», бурное развитие спецэффектов)
Слайд 27Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина
(1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность. (Сборники рассказов «Там, вдали» 1968 г., «Характеры» 1973 г., фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г., «Калина красная» 1973 г.).
Слайд 28Живопись
Начало 1960-х годов характеризуется новыми идейно-творческими тенденциями. Эти тенденции развивали и
утверждали художники, которые впервые выступили на 1950-60-х годах. Основной пафос этого искусства в переломный период — стремление освободиться от штампов в подходе к современности, желание покончить с парадностью, помпезным изображением действительности, показать непосредственный контакт с реальностью вместо умозрительного иллюстрирования. Художники желали активно переживать искусство, а не создавать повествование о событии. Эти авторы переживали «обычное», «повседневное» в романтическом аспекте, создавали обобщенный и приподнятый образ повседневности. Им была свойственна прямая, публицистическая, «ораторская» обращенность к зрителю, которого призывали вместе с художником оценивать явления и события жизни «ответственно и граждански»
Слайд 30Также в данный период возникает и развивается так называемый «суровый стиль»,
бравший вдохновения в работах художников 20-х гг. и характерный определенной плоскостью изображения.
Слайд 31Виктор Попков. «Строители Братска»
Слайд 32Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в живописи этих двадцати
лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился — благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.
Слайд 33Особое место занимает мемориальная скульптура. Памятники и мемориалы посвященные в первую
очередь ВОВ открываются по всей стране.
Слайд 34Советский театр, опера и балет по прежнему остаются одними из лучших
в мире, но они по прежнему подвержены жесткой цензуре.