Слайд 1Работу выполнила
учитель истории I категории
МОУ «ТСШ №2»
имени А. С.
Пушкина, г.Тирасполь
Тидва Ольга Ивановна
Слайд 2Художественная культура XIX столетия в Западной Европе
Слайд 3Искусство XIX столетия является одним из наиболее драматических эпизодов развития мировой
художественной культуры. В то же время это период величайших открытий, гениальных догадок, нового взгляда на мир, общество, природу человека.
Творцы искусства оставили в наследство XX веку не только открытия, но и тайны,
разгадывать которые предстоит вам!
Слайд 4Задачи урока.
Изучить эпоху попыток
писателей, поэтов, художников, композиторов, сближения их различных видов
жанров художественных произведений и произведений искусств, которые в полной мере будут воплощены в следующем столетии.
Слайд 5Цели урока
Изучить биографии и творчество писателей, художников, композиторов, согласно стилям романтизма,
критического реализма и натурализма.
Слайд 8Бедность, в которой родился Байрон 22 января 1788 года и от
нее не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере. Отец его уже спустил всё своё состояние, а мать возвратилась из Европы с небольшими остатками своего состояния. Леди Байрон поселилась в Абердине, и её «хромой мальчуган», как она называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведён в классическую гимназию. Когда Джорджу исполнилось 10 лет, умер его двоюродный дед, и мальчику по наследству перешли титул лорда и родовое поместье Байронов — Ньюстедское аббаство. В 1799 году он поступил в школу доктора Глени, где пробыл два года и всё время лечил свою больную ногу, после чего достаточно поправился, чтобы надевать сапоги. В эти два года он учился очень мало, зато прочёл всю богатую библиотеку доктора. Он с огромным интересом прочёл всех английских классиков и вышел из школы с большими познаниями. В школе он славился рыцарским отношением к товарищам и тем, что всегда заступался за младших.
Биография Байрона
Слайд 10«Чайльд-Гарольд»
27 февраля 1812 года Байрон произнес в палате лордов свою первую
речь, имевшую большой успех, а через два дня появились две первые песни Чайльд-Гарольда. Поэма имела баснословный успех, и 14 000 её экземпляров разошлись за один день, что сразу поставило автора в ряд первых литературных знаменитостей. «Прочитав Чайльд-Гарольда, говорит он, — никто не захочет слушать моей прозы, как не захочу и я сам». Почему Чайльд-Гарольд имел такой успех, Байрон сам не знал и говорил только: «Однажды утром я проснулся и увидал себя знаменитым».
Путешествие Чайльд-Гарольда увлекло не только Англию, но и всю Европу. Поэт затронул всеобщую борьбу того времени, с сочувствием говорит об испанских крестьянах, о героизме женщин, и его горячий крик о свободе разнёсся далеко, несмотря на кажущийся циничный тон поэмы. В этот тяжёлый момент всеобщего напряжения, он напомнил и о погибшем величии Греции.
Чайльд - Гарольд
Слайд 11Вила, где в 1816году жил Байрон с семьей в Швейцарии
Слайд 12
Последние годы жизни Байрона
Байрон действительно начал терять былую популярность в
Англии. Но в это время вспыхнуло греческое восстание. Байрон, решился отправиться туда .На собственные средства купил английский бриг, припасы, оружие и снарядил полтысячи солдат, с которыми 14 июля 1823 год отплыл в Грецию. Байрон все свои деньги отдал на правое дело повстанческого движения. Большое значение в борьбе за свободу Греции имел талант Байрона в объединении несогласованных группировок греческих повстанцев. В Миссолонги Байрон заболел лихорадкой, продолжая отдавать все свои силы на борьбу за свободу страны. Байрон писал в то время : «Сегодня мне исполнилось 36 лет». Постоянно хворавшего Байрона очень тревожила болезнь его дочери Ады. Получив письмо с хорошей вестью о её выздоровлении, он захотел выехать прогуляться с графом Гамба. Во время прогулки пошёл страшный дождь, и Байрон окончательно захворал. Последними его словами были отрывочные фразы: «Сестра моя! дитя моё!.. бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю ей и жизнь!». 19 апреля 1824 года поэт скончался. Врачи сделали вскрытие, изъяли органы и поместили их в урны для бальзамирования. Лёгкие и гортань решили оставить в церкви Святого Спиридона, однако вскоре их оттуда украли[2]. Тело забальзамировали и отправили в Англию, куда оно прибыло в июле 1824 года. Байрон был погребён в родовом склепе в церкви Ханкелл-Торкард неподалёку от Ньюстедского аббатства в Ноттингемшире.
Слайд 14Виктор Мари Гюго
Виктор Гюго — французский писатель-романтик. В. Гюго родился
26 февраля 1802, Безансон. Скончался 22 мая 1885, в Париже.
Слайд 15Первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный роман Собор Парижской Богоматери,
который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.
Литературная деятельность
Слайд 17Политическая литературная деятельность
В 1842 Виктор Гюго выпускает книгу путевых заметок «Рейн»
(1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.
Слайд 18
После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель. За
время долгого изгнания Виктор Гюго создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», а в 1853 появились «Возмездия» — вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников. В 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 Виктор вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах.
Слайд 19.
Дом в Брюсселе, где жил Гюго - эмигрант
Слайд 20Последние годы жизни Виктора Гюго
После крушения режима Наполеона III в
1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Виктор Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе.
В возрасте 75-ти лет Виктор Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти Виктор Гюго удостоился государственных похорон и его останки были помещены в Пантеон—рядом с Вольтером и Руссо
Слайд 22Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина Франсуа Бальса
22.06.1746 года. Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца. Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году, он выздоровел.
Биография Оноре де Бальзак
Слайд 23Человеческая комедия
1.Этюды о нравах
2.Философские этюды
3.Аналитические этюды
Слайд 24Человеческая комедия
В 1831 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение —
«картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия» в 1834. По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды»
Слайд 25Оноре де Бальзак в Российской империи
В 1832, 1843, 1847 и 1848—1850
гг. Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург.
В 1832 году познакомился с Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1842 году), с которой венчался 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847—1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне — село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).
С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 24 в Санкт-Петербурге.
В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и другие. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.
Слайд 27Оноре де Бальзак -
скульптура Огюст Родена
Слайд 29Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмут.
Его отец
был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным.Своих детей и, в частности, своего любимца Чарли, мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Чарльз унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи. Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия. Вскоре семья Диккенса была разорена и едва могла сводить концы с концами. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии и влюблённый в себя мальчик попал на фабрику по производству ваксы, где ему пришлось находиться в тяжелых условиях.
Всю свою последующую жизнь Диккенс считал разорение семьи и работу на фабрике величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом.
Биография Чарльза Диккенса
Слайд 30Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой
он поднимется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и, прежде всего, во имя угнетённых.
Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Головокружительный успех ожидал Диккенса в этом же году по мере выхода в свет глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» В этом романе он рисует старую Англию с самых различных её сторон, восхищаясь её добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих лучшим представителям английской мелкой буржуазии. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке, имя которого — мистер Пиквик — утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота.
Начало литературной деятельности
Слайд 32Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Приключения Оливера
Твиста»— история сироты, родившегося в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всем их живом великолепии и безобразии. Широкая социальная картина от работных домов и криминальных притонов лондонского дна до общества богатых и по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс выступает как гуманист, утверждая силу добра в человеке.
Роман вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые, по сути, были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд.
Слава Диккенса росла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, поскольку они указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений.
Оливер Твист
Слайд 34Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям. О другой
странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, его друг. Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.
Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних.
Во время работы над романом «Мартин Чезлвит» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!». Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе».
«Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).
Странности Чарльза Диккенса
Слайд 359 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной
жизнью и множеством неприятностей, скончался в Гейдсхилле от инсульта.
После смерти слава Диккенса продолжала расти. Он был превращён в настоящего идола английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни.
Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии.
После смерти Чарльза Диккенса
Слайд 37Эми́ль Золя́ родился 2 апреля 1840, умер в Париже 29 сентября
1902, французский писатель, публицист и политический деятель.
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени. Свою литературную деятельность Золя начал как журналист. Политическая биография Золя небогата событиями. Это — биография либерала, живущего во времена становления индустриального общества. В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма.
Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, знаменитая статья «Я обвиняю», за которую писатель заплатил изгнанием в Англию в 1898году.
Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Его, последние слова, обращенные к жене, были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось. В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.
Биография Эмиль Золя
Слайд 38 Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному
узлу своей творческой деятельности — двадцатитомной серии «Ругон-Маккары». Это содержание грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи.
Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы. Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является, конечно, не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» физиологическое содержание серии, мы должны систематизировать и понять её социальное содержание, интерес которого исключителен.
Два романа о рабочем классе — «Западня» и «Жерминаль» представляются характерными произведениями в том смысле, что здесь в мелкобуржуазном мировосприятии преломляется проблема пролетариата.
Творчество Эмиль Золя
Слайд 39Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не
мещанские Иовы, не страдальцы, не тщетные искатели, а хищники. Им всё удается. Они всего достигают. Аристид Саккар это гениальный проходимец в романе «Деньги», Октав Муре — капиталистический предприниматель высокого полета, хозяин магазина «Дамское счастье», бюрократический хищник Эжен Ругон в романе «Его превосходительство Эжен Ругон» — вот новые образы .Постоянно подчеркивается, что несмотря на различие масштабов, все эти люди — хищники, захватчики, вытесняющие добропорядочных людей того патриархального мещанского мира. Образ хищника, капиталистического дельца, дан в одинаковом аспекте с вещным образом: рынка, биржи, магазина, который занимает в системе стиля Золя столь существенное место. Оценка хищничества переносится и на вещный мир. Так, парижский рынок и универсальный магазин становятся чем-то чудовищным. В стиле Золя предметный образ и образ капиталистического хищника надо рассматривать как единое выражение, как две стороны мира, познаваемого художником, приспособливающегося к новому социально-экономическому укладу. Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» началось усвоение его широкими читательскими кругами. Романы, переведённые одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой», и вышедшие в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.
Слайд 44Могильный камень Золя
на кладбище Монмартр
Слайд 45Пантеон – место
захоронения Эмиль Золя
Слайд 47Импрессионизм переводится с французкого, как впечатление. Импрессионисты были самобытными мастерами,
их объединяло стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира, они заметили, что цвет и объем предметов могут изменяться в зависимости от освещения времени суток или цвета находящихся рядом предметов. Поэтому они перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу. Художники мечтали передать на холсте то, что видит глаз. Для этого наносили на полотно штрихи, дающие общие впечатления картины.
Слайд 49Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном
на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи. В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально, их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Биография Огюста Ренуара
Слайд 50Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван
в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона
Продолжение биографии
Слайд 51В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».
Первая выставка
товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа». Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».
Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Розовое и Голубое», «Прогулка», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Обнаженная», «Обнажённая в солнечном свете» ,«Качели», «Зонтики» , «Лиза в соломенной шляпке»
Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» , «Завтрак гребцов», «Две сестры на террасе».
Творчество Ренуара
Слайд 62Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897
году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Близким другом Огюста Ренуара являлся Анри Матисс, который был почти на 28 лет младше его. Когда Ренуар оказался из-за болезни по сути прикован к постели, А. Матисс навещал его каждый день. Ренуар, практически парализованный артритом, превозмогая боль, продолжал писать картины в своей студии. Однажды, наблюдая за тем, с какой болью даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: боль проходит, а красота остаётся. И в этом был весь Ренуар.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа. Ренуар, творил до последнего вздоха
Последние годы жизни Огюста Ренуара
Слайд 64Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас Вест-Индия,
в буржуазной семье еврея-Абрама Писсарро и Рашель уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Основные сюжеты его произведений в этот период — сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин. По своим политическим взглядам Писсарро был убеждённым анархистом. На творчество Писсарро анархизм не оказал никакого влияния. Точно так же анархизм не повлиял и на практическую сторону жизни Писсарро: нуждаясь в деньгах, художник время от времени принимал участие в коммерческой деятельности своего отца
Биография Камиль Писсарро
Слайд 65Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие
в основу их стиля живописи. Импрессионизм переводится с французкого, как впечатление. Импрессионисты были самобытными мастерами, их объединяло стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира, они заметили, что цвет и объем предметов могут изменяться в зависимости от освещения, времени суток или цвета находящихся рядом предметов. Поэтому они перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу. Художники мечтали передать на холсте то, что видит глаз. Для этого наносили на полотно штрихи, дающие общие впечатления картины. Писсарро дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писарро — единственный участник всех 8 выставок импрессионистов. Ещё работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.
Импрессионизм, как новое
явление в живописи
Слайд 73Крестьянская девушка с чашкой кофе
Слайд 76Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной
его родителей — Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них — Жорж и Люсьен — стали художниками.
Художник скончался 12 ноября (1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным. Ему повезло. Он получил признание еще при жизни, как Вермеер. Другие порой становились великими лишь десятки лет спустя после смерти.
Любая его картина прекрасна. Любая его картина стоит состояние .
Последние годы Камиль Писсарро
Слайд 78Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным
сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон.. Сезанн учился хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал - его в 1857 году удостоился лучший друг юного Поля Эмиль Золя.
Биография Поль Сезанна
Слайд 79Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей
и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того — триумфом художника. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине . Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий.
Ранние работы Сезанна отличаются темпераментом, мрачными сценами и признаками отсутствия профессиональной школы. По сюжетам их можно отнести к романтизму. Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, связь между классикой и современностью. Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма.. Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Сезанн верил, так же, как и представители Возрождения и классицизма, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила всё упорядочивает.,
Творчество Поль Сезанна
Слайд 80 Итоги творчества Сезанна
Они могут быть выражены в традиции: классицизма
и романтизма , интеллекта и страсти, уравновешенности и порыва, гармонии и кипения чувств.
Стиль Сезанна как художественный канон, составил его славу. Работы Сезанна многомерны. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно, поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Умер Сезанн в 1906 года, овеянный славой и уважением людей.
Слайд 93Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец
Жан-Батист Роден служил в префектуре. В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в Малую школу — учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок. Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу. Начиная с этого периода, Роден много лет перебивался заработками подмастерья, декоратора, скульптора на общественных работах. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Брак не был оформлен, поэтому сын получил фамилию матери. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена. Роза Бёре оставалась спутницей скульптора на протяжении всей его жизни, хотя Роден был непостоянен, и их отношения переживали разные этапы.
Биография Огюста Родена
Слайд 94После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую — бывшую
конюшню. В 1864 году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицо и, бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена. Затем Роден работал на многих скульпторов во Франции и Бельгии и вот однажды Роден был введён в салон писательницы Жюльетты Адам, где был представлен премьер-министру Гамбетте. Гамбетта, в свою очередь, порекомендовал Родена министру изящных искусств Антонену Прусту, который приобрёл для государства скульптуру «Иоанна Крестителя». Это было первое признание, которое пришло к скульптору, которому в то время было уже сорок лет. В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства — заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера
Начало творческой деятельности Родена
Слайд 95Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале»
(завершена в 1888 году). Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил, оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, если шесть самых знатных граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Решение, избранное Роденом, было необычным: он изобразил всех шестерых граждан, а не одну фигуру, которая бы воплощала самого знатного из них. Среди других крупных произведений Родена памятники двум из числа наиболее значимых фигур во французской литературе — Виктору Гюго и Оноре де Бальзаку. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. В 1900-х годах Роден стал регулярно получать заказы на портреты богачей и знаменитостей своего времени. Среди его клиентов были Бернард Шоу, Густав Малер, Жорж Клемансо, президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто и много других.
Произведения Огюста Родена
Слайд 96 В 1914 и 1915 годах Роден путешествовал в Рим, чтобы
сделать бюст папы Римского Бенедикта XV. В 1908 году Родена в Мёдоне посетил король Великобритании и Ирландии Эдуард VII. В том же году Рильке пригласил Родена в отель Бирон — парижский особняк XVIII века, переоборудованный в жилой дом, где Рильке и его жена снимали комнаты. Особняк настолько понравился Родену, что он снял там первый этаж, перевёз туда студию и жил там последние годы. В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора. Охрана поместья Родена была организована лично министром коммерции в правительстве Клемансо. 19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии. 12 ноября тяжело заболел и Роден. Он умер от скоротечного воспаления лёгких 17 ноября. На его могиле в Мёдоне была установлена копия «Мыслителя».
Последние годы жизни Родена
Слайд 110Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в
Ле Ронколе — деревне близ Буссето, в то время, она была частью Первой Французской империи, после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.
Верди родился в 1813 году. Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать — Луиджа Уттини — была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу.. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.
На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни — годы отрочества и юности. Верди имел тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы — Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер..
Биография Джузеппе Верди
Слайд 111В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет, дабы продолжить
образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки , посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.
Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио местного купца и любителя музыки, Верди дал своё первое публичное выступление в его доме в 1830 году.
Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Маргарита родила двух детей. В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита. Верди обожал свою жену и детей, и был опустошён их смертью.
Новая страница в жизни Джузеппе Верди
Слайд 112Первая постановка оперы Верди Оберто, в миланской «Ла Скала» была одобрена
критиками, после чего , предложили Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» и Навуходоносор». Премьера «Навуходоносор» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. Затем последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе и «Эрнани», которые ставились и имели успех в Италии. В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей, к тому времени заканчивающей карьеру, они поженились. Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех. «Риголетто» является, возможно, лучшей оперой из когда-либо написанных. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. «Травиата», следующая великая опера Верди. Затем последовали ещё несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы» написана по заказу Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге, вторая редакция оперы «Макбет
-
Знаменитые оперы – Джузеппе Верди
Слайд 113Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством
Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.
«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.
В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.
Опера «Отелло, написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. И последняя опера Верди, «Фальстаф» .
21 января 1901 года во время пребывания в отеле Милана у Верди случился инсульт. Итальянский романтический композитор Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.
Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.
Последние творения Верди
Слайд 114Джузеппина Стреппони –
жена Джузеппе Верди
Слайд 118Франц Пе́тер Шу́берт— австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Интерес
к музыке Шуберта при жизни его был умеренным, но значительно вырос посмертно. Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярности. Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Химмельпфортгрунде, небольшом пригороде Вены, в семье учителя приходской школы Лихтенталя, по-любительски занимавшегося музицированием. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят в венскую придворную капеллу, школу с пансионом. Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре. Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец. В свободное от работы время он сочинял музыку.
Биография Шуберта
Слайд 119 Изучал Шуберт Глюка, Моцарта и Бетховена. Он предпринимал попытки утвердиться
в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, около 600 песен.
Творчество Франца Шуберта
Слайд 120При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его
ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению с другими жанрами. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.В области песни он был преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке, в камерной, симфонической, «Большой симфонии» и «Незавершённой симфонии». Умер Шуберт в 1828 году.
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта это мессы, гимны
Последние годы жизни Шуберта