Слайд 1Подготовила: Грицик Юлия Алексеевна, обучающаяся 9 класса
Новоивановской ОШ I-II ступеней Амвросиевского
района ДНР
Руководитель: Карпенко Любовь Николаевна, учитель истории
« Иван Сусанин завел в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «за службу и кровь тестя его» с освобождением его и его потомства от всяких податей. Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?»
Слайд 2Народным героем, символом "мужицкой" преданности царю встал предо мной
образ Ивана
Сусанина.
Слайд 3Четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя
из рода Романовых передаются из уст в уста
Исторические источники гласят, что Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, в 70 верстах к северу от Костромы. Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки.
Слайд 4Михаил Федорович Романов
В 1613 году поляки были изгнаны из Москвы, их
банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, заочно, Михаила Федоровича Романова. Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить.
Слайд 5Находчивость Ивана Сусанина
Сусанин сообразил, что поляки хотят погубить молодого государя, и
не только не сказал правды, но и завел поляков в западню.
Слайд 6«В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не
погубит.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности.
Слайд 7Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес: «Злодеи! Вот голова
моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!». После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен»
Слайд 8
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считают царскую грамоту о даровании Богдану
Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей за подвиг покойного тестя:
...Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти...
Слайд 9Из исторических источников нам известно, что наследницей Сусанина была дочь Антонида
В
царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года, единственный в своем роде, самый ранний источник о костромском крестьянине – спасителе царя, зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». Такой документ мог быть только признанием больших заслуг Сусаниных перед царем.
Слайд 10Зять – наследник, почему именно он…
Наследство возможно было получить (в том
числе и царские привилегии), только в отсутствие мужского потомства. Значит, муж у Антониды был, и по всем канонам того времени наследство, а точнее царские привилегии, были жалованы именно зятю, как единственному наследнику по мужской линии. И еще один факт в пользу зятя: ведь именно он был послан к царю с предупреждением об опасности, а это тоже дорогого стоило.
Слайд 11, Романовы почтили память Сусанина истинно “по- царски” – его останки
были похоронены в церкви (по понятиям того времени такое погребение считалось наиболее престижным – в стенах храмов хоронили, как правило, только представителей высших слоёв тогдашнего общества – царей, князей, церковных иерархов и т.д.), его потомки были “обелены” от всех видов налогов и повинностей (что также было для того времени – как и для любого другого – наградой необычайно высокой). Упомянем и ещё об одном значимом факте: в грамоте от 30 ноября 1619 года Сусанин назван полным именем “Иван”, а не уничижительным “Ивашкой”, как было положено (в то время как Богдан Собинин там же назван в соответствии с принятыми нормами “Богдашкой”).
Слайд 12Знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя».
История о подвиге Ивана
Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора. И только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник», о подвиге Сусанина стало известно всем. Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя».
Слайд 13Подвиг Ивана Сусанина – пример
для народа.
Русская земля богата героями, которые
любят свою Родину, народ и готовы на самопожертвование во благо ее спасения. И Иван Сусанин, и Матвей Кузьмин, совершая свои поступки, не думали о том, что они герои и совершали их не ради вознаграждения, а просто потому, что иначе не могли.
Слайд 14Куда ты завел нас? – лях старый вскричал.
Туда, куда нужно –
моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
Слайд 15Память об Иване Сусанине хранит народ, его воспевают поэты, пишут художники,
ставят памятники…