Слайд 1ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ
Секреты иконописца
Слайд 2Самый главный секрет
Секрет создания иконы заключается в том, что мастер, создавая
икону отрекается от себя и отдает свою душу Господу, чтобы Он через руки художника воплотил Свой Божественный Замысел. Есть такая икона: «Святой апостол Лука пишет первую икону».
Первое правило: Перед началом и во время создания образа нужно непременно молиться Святому, Которого мы изображаем.
Приложение:
1) Молитва ко Господу перед началом иконописания
2) Молитвы Святым о научении иконописанию
Слайд 3Иконописная доска
1.Для изготовления иконы используются доски изготовленные из липы. Древесина липы
мягкая и пластичная – в нашей полосе она наиболее пригодна.
2.Икона пишется на доске, которая состоит из нескольких делянок, собранных таким образом, чтобы со временем она изгибалась наружу.
Слайд 4Шпонки
С задней стороны доска скреплена шпонками. Притом что они плотно
входят в основу, шпонки должны с ней свободно взаимодействовать, поэтому их нельзя приклеивать. Если их приклеить, то через некоторое время шпонки непременно разорвут икону. А происходит это потому, что со временем шпонки могут свободно двигаться по основе доски и даже выпасть.
Слайд 5Ковчег
В середине доски вырезается углубление - ковчег.
- Ковчег –
символизирует Ковчег Завета, т.е. самое святое место, где может быть показано Сокровенное – Царствие Небесное. (Вспомним Ковчег Завета и Ноев Ковчег, спасающий человечество).
На старообрядческих иконах мы видим двойные и даже тройные (!) ковчеги, как знак удаленности нашего мира от мира Горнего. Однако, множество икон прошлого века и вовсе без ковчега!
-Икона с ковчегом похожа на окно. Посмотрите: это окно в Божественный мир.
Слайд 6Паволока
Затем доска проклеивается и к ней приклеивается ткань: паволока («серпянка»).
Ткань должна быть либо холщевая, либо – льняная.
Это – основа, придающая дополнительную прочность.
Во времена, когда до минимума упрощали работу над иконой (ведь раньше не было полиграфии) и изготавливали доски без шпонок и ковчега, вместо ткани в качестве паволоки часто приклеивали бумагу. В реставрации встречаются иконы, где в качестве основы использована даже газета.
Слайд 7Левкас
- это специальный грунт, на котором мы и пишут икону.
Он изготовлен из клея и мела. Также для пластификации добавляется олифа или мед.
Мел должен быть природного происхождения и отмученный от примесей – чистейшего белого цвета.
Накладывается левкас шпателем (металлическим, резиновым или пластиковым) или пластиковой карточкой, поскольку она имеет скругленные углы и необходимую гибкость.
- Слои левкаса делаются тонкие и каждый слой хорошо просушивается.
- Шлифование левкаса в процессе его наложения делается несколько раз.
Слайд 8Тонировка и вощение
Для тонировки используют самые различные средства: морилки, густую марганцовку,
краску ПВА. Доска покрывается несколько раз. Так можно сделать равномерное покрытие.
Для вощения доски используют также разные средства: «Кларвокс», мастику для натирания пола, а также топят воск в подогретом скипидаре.
Иконная доска должна быть гладкая и немного блестящая и пахнуть деревенским домом и медом.
Слайд 9Нанесение рисунка
рисунок можно сделать на картоне(ватмане), простым карандашом ТМ и мягким
ластиком.
рисунок делают и сразу на левкасе карандашом, для дальнейшей работы его необходимо обвести краской или черной тушью и хорошенько стереть.
Рисуют и на доске сразу же кистью, без предварительного рисунка карандашом (фресковая техника).
Слайд 10Позолота .
Используется белое золото 500 пробы и желтое золото 995
Слайд 11Приготовление краски
- Краски нужно готовить самим.
- Краска состоит из двух компонентов:
1. пигмента и 2. связующего.
Пигменты – это перетертые в мельчайший порошок природные минералы ( малахит, азурит (или лазурит – более мутный цвет), киноварь, аурипигмент, гематит, волконскоит, глауконит, шунгит и др. Также используются титановые и сурьмяные белила и сажа газовая.). Связующее в иконописных красках – яичный желток (эмульсия).
- Измельченные пигменты дополнительно перетираются на стекле курантом.
Слайд 12Используемые кисти
Для иконописания используются в основном беличьи кисти (для прописки иконы),
колонковые кисти (для наложения твореного золота, клеящего вещества под ассисты), веерные кисти (для нанесения позолоты), шетинистые кисти (для проклейки доски, для нанесения левкаса и покрытия задней стороны иконы).
Слайд 14«Вифлиемская» икона Пресвятой Богородицы.
21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота из
белого и желтого золота , тиснение под позолоту, полудрагоценные камни.
Венчальная икона.
Слайд 15Ахтырская икона Богородицы.
50Х70 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота белым и
желтым золотом, тиснение под позолоту, речной жемчуг, кораллы, бирюза.
Слайд 16Святой пророк Давид, Псалмопевец, царь Израильский.
Финифть, скань, белое и желтое золото,
холодная эмаль, топазы, сапфиры.
Слайд 17Иисус Христос Господь Вседержитель
15Х20 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, тиснение под
позолоту, белое и желтое золото, жемчуг, бирюза и кораллы.
Венчальная икона.
Слайд 18Икона Пресвятой Богородицы «Абалацкая».
20,5Х28 см. Дерево, левкас, паволока, смешанная техника (темпера
и масло), тиснение под позолоту, позолота, речной жемчуг.
Слайд 19Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
20,5Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.
Слайд 20Виды икон
Мерная икона – так называют икону, доска которой изготовлена в
«меру роста» – то есть в размер новорожденного младенца. На мерной иконе пишется святой покровитель новорожденного, иногда пишется также Ангел Хранитель, или образ Пресвятой Богородицы или святого – который празднуется в день рождения ребенка.
Слайд 21Мерные иконы
Святая мч. Дария Римская
Святая страстотерпица Анастасия Николаевна, великая княжна, новомученица
Слайд 22Венчальной парой называют две иконы: икону Господа Вседержителя и икону Пресвятой
Богородицы, которые необходимы во время таинства Венчания. Этими иконами священник благословляет молодых на супружескую жизнь. Иконы на всю жизнь остаются с супругами и в трудные и радостные минуты.
Слайд 23На семейных иконах иконописная мастерская пишет святых покровителей всей семьи вместе
(иногда пишут также и святых покровителей уже ушедших из жизни родителей).
Святые покровители семейной жизни Гурий, Самоно и Авив– они заступники женщины в трудном браке.
Святой прп. Сергий Валаамский, святая равноап. царица Елена, святая мц. Наталия Никомидийская и Ангел Хранителель.
Слайд 24Иконы на всякую потребу
Святая прмц. Мария (Лактионова), новомученица
Святая блаженная Матрона Московская
Слайд 25Иконы с полеосными святыми
(образ-покровитель в центре иконы, в ее среднике, а
святые - на полях).
Неувядаемый цвет
Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица».
Слайд 26Деисус (домашний иконостас)-Деисус или по-гречески "Деисис" - молитва.
Слайд 27Вседержитель (Спас в Силах - значит в силе и власти пришедшего
на землю во время своего Второго Пришествия). Силы земные и небесные служат Ему. А святые угодники Божии предстоят в молитве о роде человеческом.
Слайд 28Деисус (домашний иконостас)
По Правую руку Вседержителя пишется Пресвятая Богородица
По Левую -
святой Иоанн Предтеча.
Слайд 29Деисус
По Правую руку Вседержителя изображена Пресвятая Богородица, по Левую -
святой Иоанн Предтеча. За ними - Архангелы, справа - Михаил, слева - Гавриил.
Семейная икона со Христом Вседержителем.