Слайд 1Типы анализа уроков
Митченко О.А.,
заместитель директора МАОУ «СОШ №40»
Слайд 2Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Главная
цель анализа урока –
повысить эффективность и результативность учебного занятия.
Слайд 3Анализ урока
Цель
анализа
заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя
и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам
Основная
задача
анализа
комплексный (анализируются единство и взаимосвязь целей, содержания, форм и методов организации урока)
Типы
анализа
полный (проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы )
поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся
краткий
(анализ достижения основных целей и задач)
аспектный
(анализ отдельных элементов урока)
Слайд 4Аспектный анализ
цель урока
структура и организация урока
содержание урока
деятельность учителя на
уроке
деятельность учащихся на уроке
домашнее задание
санитарно-гигиенические условия урока
психологический аспект урока
Слайд 5Виды
аспектного анализа урока
Слайд 6Дидактический
аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
место урока
в системе уроков;
правильность постановки цели урока;
организация урока;
содержание урока;
методика проведения урока;
общение на уроке;
работа и поведение учащихся на уроке.
Слайд 7Психологический
аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
управление внимание
учащихся;
управление развитием мнемонических особенностей;
учет закономерностей функционирования и развития мышления.
Слайд 8Методический
аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
основная учебная цель
урока;
методическая логика урока;
использование различных средств обучения;
использование различных методических приемов;
использование различных организационных форм обучения.
Слайд 9Гигиенический
аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
характеристика учащихся
класса;
учет возрастных особенностей учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
предупреждение утомления и перегрузки школьников;
владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности
Слайд 11формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,
определение оптимального
содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,
1. Дидактические
требования
Слайд 121. Дидактические
требования
выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования
и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;
выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.
Слайд 132. Организационные требования
организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;
чёткая
формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;
гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.
использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).
Слайд 143. Психологические требования
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета
и конкретного урока;
предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
Слайд 153. Психологические требования
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя,
из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;
учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).
Слайд 163. Психологические требования
планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся;
проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников;
дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
Слайд 17Схема
полного анализа урока
Анализ цели урока
Анализ, структуры и организации урока
Анализ
содержания урока
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
Анализ работы учащихся на уроке
Анализ домашнего задания
Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Психологический анализ урока
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Слайд 18Самоанализ
Одним из главных профессиональных умений учителя является умение осуществлять рефлексию
хода и результатов своей обучающей деятельности
Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или об авторитарном стиле внутришкольного управления
Слайд 19Уровни
самоанализа урока
Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или
неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Слайд 20Памятка
для самоанализа урока
А. Каков был замысел, план проведения занятия и
почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Слайд 21Типы анализа уроков
Митченко О.А.,
заместитель директора МАОУ «СОШ №40»