Слайд 1Скульптурные памятники Калининграда ( скульптурная композиция, монумент, скульптурные группы)
Автор:
Ступакова
Нина Ивановна,
учитель истории МАОУ ШИЛИ
г. Калининграда
Слайд 2Скульптурная композиция «Борющиеся зубры»
Слайд 3Скульптура «Борющиеся зубры» (1911, скульптор Август Гауль).
Скульптурная композиция из двух
больших фигур зубров работы немецкого скульптора Августа Гауля, установленная в 1912 году в Кёнигсберге (ныне Калининград).
Слайд 4История создания
Участник Берлинского сецессиона Август Гауль (1869—1921) считался самым известным скульптором-анималистом
своего времени. Две бронзовые фигуры зубров были отлиты в 1911 году после длительных наблюдений за животными и на основании многочисленных рисунков.
Берлинский сецессион (нем. Berliner Secession) — художественное объединение берлинских художников и скульпторов конца XIX века, отвергавших доминировавшее в то время академическое искусство.
Слайд 5 Скульптурная композиция представляет собой сцепившихся в схватке двух мощных самцов
зубров, отлитых в натуральную величину и установленных на постаменте высотой около метра.
Из двух отверстий в постаменте, прикрытых стилизованными раковинами, в чашу расположенного перед скульптурами прямоугольного бассейна текут струи воды.
Слайд 6Первоначально предполагалось установить их в замке архиепископа (нем. Fürstbischöfliches Schloss) в Мюнстере
(Вестфалия), однако затем прусским министром культуры они были переданы городу Кёнигсбергу для обустройства фонтана перед новым зданием Верховного суда Восточной Пруссии и административного суда на Хуфеналлее (нем. Hufernallee) у Штайндаммских ворот (построено в 1914 году).
Открытие скульптуры состоялось 12 ноября 1912 года.
Слайд 7Название
Население города в обиходе часто называло скульптуры «Прокурор и защитник», подразумевая
борьбу между двумя участниками судебного процесса, но сам А. Гауль называл свою работу «Борющимися зубрами», не усматривая никаких аллегорий. Зубры не были в Пруссии каким-то экзотическим зверем — в заповедниках на востоке тогдашней территории Восточной Пруссии они ещё водились.
Кроме того, немцы видели в зубрах нечто могучее, древнее и естественное, то есть то, с чем часто ассоциировали Восточную Пруссию.
Слайд 8Современное состояние
Успешно пережившие Вторую мировую войну, в послевоенное время советскими властями
скульптуры были перемещены сначала в сквер напротив областной администрации, затем в 1950-х годах — в Калининградский зоопарк, но к началу 1970-х годов возвращены на прежнее место (ныне проспект Мира) и до сих пор украшают один из самых красивых районов города.
В здании бывшего суда в 1959 году разместился главный корпус Калининградского государственного технического университета.
Слайд 10Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде — мемориал, братская могила и памятник воинам
11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кёнигсберга (ныне — Калининград).
Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде был открыт 30 сентября 1945 года и стал одним из первых мемориалов, сооружённых во славу павших и в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Архитекторы — И. Д. Мельчаков и С. С. Нанушьян, скульпторы — П. Вайвада, Б. Петраускас, Б. Пундзюс, Р. Якимавичюс, К. Ярощунас, Константинас Богданас, работавшие под руководством Юозаса Микенаса.
Слайд 11История
По советским данным, общие потери войск 3-го Белорусского фронта с 1
по 10 апреля 1945 года, которые вели активные боевые действия в этот период при штурме Кёнигсберга — 3700 человек убитыми[1].
В ещё не остывшем от боёв Кёнигсберге началось сооружение памятника, который должен был достойно возвеличить подвиг солдат и стать вечной памятью благодарной Родины об ушедших в бессмертие её защитниках.
Военный совет 11-й гвардейской армии по инициативе командующего генерал-полковника К. Н. Галицкого принял решение о сооружении памятника.
Слайд 12После большой подготовительной работы, накануне Дня Победы, 8 мая 1945 года,
командующим 11-й гвардейской армии был издан приказ, в котором говорилось: «В целях увековечения памяти бойцов и командиров, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками за город кёнигсберг, соорудить по утверждённым эскизам памятник и произвести перезахоронение воинов…». Начальником стройки назначили гвардии полковника М. С. Бевзо, главным инженером - инженер-капитана Н. М. Захваткин.
Общее руководство, контроль и содействие строительство было поручено начальнику инженерных войск армии Герою Советского Союза гвардии полковнику М. Г. Григоренко.
Слайд 13Памятник 1200 гвардейцам[2] стал первым советским памятником в Кёнигсберге (который тогда
ещё не успели переименовать в Калининград) и, вообще, первым мемориалом, увековечившим подвиг советских солдат, павших в Великой Отечественной войне.
Решение о его создании было принято военным советом 11-й гвардейской армии в начале мая 1945 года.
Приказ о перезахоронении павших воинов в братскую могилу был подписан 8 мая 1945 года генерал-полковником К. Н. Галицким[3]. Торжественное открытие монумента состоялось 30 сентября 1945 года.
В 1946 году были установлены скульптурные группы «Штурм» и «Победа».
Слайд 149 мая 1960 года перед обелиском был зажжён вечный огонь. В
1961 году, после XX съезда КПСС, с обелиска стесали изображение И. Сталина (оно присутствовало на рисунке медали «За победу над Германией») и заменили его изображением реверса медали. Также было убрано имя Сталина под его цитатой «Наше дело правое, мы победили».
Во время подготовки к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, в 1995 году, на покрытии Аусфальских ворот (расположенных в непосредственной близости от памятника) в память о погибших советских солдатах была построена православная часовня[4].
Слайд 15В 2000 году за памятником, где раньше имелось ещё одно воинское
захоронение, был устроен небольшой парк Победы, а в 2005 году в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области была проведена реставрация памятника, в ходе которой профиль Сталина и его фамилия были возвращены на первоначальное место.
Слайд 16Композиция памятника
Памятник представляет собой площадь примерно овальной формы, примыкающую к Гвардейскому
проспекту. Ближе к центру площади установлена доминанта монумента — обелиск с основанием в форме пятиконечной звезды. На обелиске семь каменных поясов с эпитафиями. Перед обелиском горит Вечный огонь.
С трёх сторон, не примыкающих к проспекту, площадь окаймлена невысокой стеной из рустированных гранитных блоков, вдоль неё расположены четыре белых мраморных надгробья с именами похороненных воинов.
Слайд 17В одном ряду с мраморными надгробьями у стены на постаментах находятся
бронзовые бюсты Героев Советского Союза С. С. Гурьева и С. И. Полецкого[5] и два памятных обелиска — в честь Героя Советского Союза А. А. Сергеева и медсестры Е. Б. Ковальчук. На стене размещены шестнадцать барельефов и мраморные плиты с именами павших. С обоих концов к стене примыкают постаменты, на которых установлены скульптурные композиции «Штурм» и «Победа», бронза, 1946 (за скульптурную композицию «Победа» скульптор Ю. Микенас удостоен в 1947 году Сталинской премии).
Высота обелиска — 26 метров.
Обелиск пятигранный, его грани покрыты рельефами с изображениями орденов и медалей, оружия, боевых сцен[6].
Слайд 18Примечания
1.↑ Александр Катеруша. Штурм Кенигсберга в цифрах: Победили не числом, а
умением. Комсомольская правда (10 мая 2012). Проверено 7 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
2.↑ На самом деле в братских могилах у мемориала и за мостом, соединяющим основной мемориал с его второй частью, захоронено гораздо больше 1200 погибших. Останки некоторых солдат перемещались на этот мемориал и в послевоенное время в связи с обнаружением неучтённых захоронений или упразднением некоторых небольших захоронений (так было, к примеру, с захоронением во дворе средней школы № 16).
3.↑ Памятники погибшим воинам других армий, участвовавших в штурме Кёнигсберга, расположены в других местах города. Перед одним из них, на улице Комсомольской, также горит вечный огонь.
Слайд 194.↑ Авенир Овсянов. «В казематах королевского форта». Калининград. Издательство «Янтарный сказ»,
1999.
5.↑ Сергей Иванович Полецкий родился в 1907 году в молдавском городе Бендеры. В армии с 1928 года, окончил Одесское артиллерийское училище. На фронте с 1941 года. Полковник, командующий артиллерией 16-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии. Награждён 4 орденами. Умер 15 мая 1945 года от ран, полученных в Пиллау. Похоронен на мемориале 1200 гвардейцам, его именем названа улица в Калининграде.
6.↑ Ильина, Татьяна Валериановна. Советское искусство середины 40-х – конца 50-х годов // История искусств: Отечественное искусство. Учебник. — 3. — М.: Высш. шк, 2000. — 405 с. — (История искусств). — ISBN 5060037053
Слайд 20Памятник В.И. Ленину
г. Калининград, Ленинский пр., в сквере у Дома
искусств
Слайд 22Памятник Владимиру Ильичу Ленину в Калининграде на площади Победы работы скульптора
В.Б. Топуридзе был открыт 4 ноября 1958 года.
В декабре 2004 года памятник был демонтирован и перевезен в реставрационную мастерскую для проведения восстановительных работ.
В 2007 году отреставрированный памятник был установлен в сквере перед зданием Дома искусств.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 памятник В.И. Ленину получил статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Слайд 23Памятники Владимиру Ильичу Ленину — категория скульптурных произведений, ставших неотъемлемой частью советской
традиции монументального искусства, один из символов советской коммунистической идеологии, являлись «серийной продукцией».
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению.
Слайд 24Монументальность
Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа,
которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное».
Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный — «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника».
Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме.
Слайд 25Монументальная скульптура
Монументальная скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого посвящены
значительным историческим событиям или воздвигаются в честь великих людей. Характерными чертами монументальной скульптуры являются крупные масштабы, единство содержания, гармония с архитектурно-пространственным окружением.
Целевой аудиторией является массовый зритель. Монументальная скульптура, которая может быть как однофигурной, так и многофигурной, исполняется в виде мемориальных комплексов, памятников и рельефов.
Слайд 28В центре композиции самолёт-стрела 26 метровой длины. Он стартует с площадки-постамента,
выступающего с глади бассейна. По его сторонам, чуть впереди — два скульптурных портрета летчика и мемориальные плиты.
Перед стрелой установлен камень с надписью: «Летчикам Балтики». Впереди две памятные плиты с эпитафиями: «1941-1945 Светлой памяти воинов-авиаторов ДКБФ, братской могилой которых стало Балтийское море», «Вечная слава Советскому солдату! Народ всегда помнит ваш героизм и верность Отчизне». Монумент поставлен в память о 682 летчиках, погибших над водами Балтийского моря, среди них 15 героев Советского Союза, 14 героев Российской Федерации.