Слайд 1Исследовательский проект на тему: «Просветительская деятельность И.Д. Якушкина в Тюменском крае.
Автор – Бакланов Алексей, ученик 8 класса МАОУ Новотарманской СОШ
Слайд 2Декабристское движение ставило одной из важнейших целью просвещение народных масс и
создание массового образования. Во время ссылки многие из них были вовлечены именно в этот процесс – просвещение народа огромного сибирского края. Каждый из декабристов внес неоценимый вклад в обучение населения. В своем исследовательском проекте я хочу обратиться к просветительской деятельности декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина, создателя первых сибирских школ.
Слайд 3Биография И.Д. Якушкина идентична биографиям остальных декабристов. Дворянин, офицер армии, участвовавший
в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе русской армии.
Там он увидел то различие между общественным строем Европы и России.
Все увиденное побудило в его душе желание изменить свою страну, изменить все к лучшему, а первым делом – отменить крепостное право, как главный недостаток системы.
Слайд 4 Зарождение декабризма
Встретив тех, кто разделял его взгляды на
общественный быт, он основывает первую декабристскую организацию – Союз спасения. Дальше союз расформировывается, и Якушкин становится членом Союза благоденствия. Якушкин принимал участие в Московском заговоре 1817 г. При подготовке вооруженного восстания на Сенатской площади вызвался добровольно совершить цареубийство.
Слайд 5 Научная деятельность
В свободное время Якушкин занимался изучением философии,
математики, истории, ботаники. Создавал различные научные труды и писал философские записки.
Результатом многолетнего изучения природы стал трактат «Что такое жизнь». Через своих друзей выписывал научные приборы, некоторые мастерил сам с помощью местного механика Расманова.
С помощью знакомых декабристов налаживал связь со своими родными, которым вначале было Составленные им карты получили высокую оценку Географического общества. запрещено находиться рядом с ним.
Слайд 6 Стремление к педагогике
Педагогическая деятельность всегда привлекала его.
он уделял много внимания
самообразованию, особенно в области естественных наук, и искал случая приступить к реализации своих педагогических идей и просветительских планов, вытекавших как из программных задач декабризма, так и из его личных наклонностей.
Вскоре И.Д. Якушкину представилась возможность обойти запрет на занятие педагогической деятельностью.
Слайд 7Педагогическая деятельность. Открытие первых школ в Сибири
Протоиерей С.Я. Знаменский поддержал
идею И. Д. Якушкина об организации школы.
Опираясь на синодские указы и ходатайство тобольских декабристов он в октябре 1841 г. получил разрешение на открытие школы.
к поступлению в семинарию гражданственности
Новое училище должно было «приготовлять детей священников и церковнослужителей
6 августа 1842 г. училище было открыто в доме, пожертвованном местным купцом Медведевым.
Слайд 8 Устройство школ И.Д. Якушкина
Отсутствие телесного наказания, легкость и занимательность ланкастерских
приемов обучения привлекали детей в школу, и к концу года в ней было уже 44 человека, а к маю 1846 г. число это выросло до 200.
Формально учителем в училище числился дьячок Е.Ф. Седачев, хотя занятия вел сам И.Д. Якушкин. В школе преподавались русский и церковнославянский языки, география, гражданская и священная история, чистописание и не упоминаемые в отчетах зоология, ботаника, греческая и латинская грамматики. Декабристы намеревались также составить и ввести в курс обучения свод законов, касающийся крестьян. И хотя это намерение осталось в проекте, показательна сама идея.
Слайд 9Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно-урочной системы и
системы взаимного обучения. Были таблицы по русской, латинской и греческой грамматике, по русской истории, по арифметике и Применение комплексного метода обеспечивало И. Д. Якушкину относительную свободу действий и давало возможность творчески подходить к проведению бесед, экскурсий к обучению ремеслам. В школе учились дети различных сословий и национальностей.
Слайд 10Вместе с горожанами обучалось много «крестьянских сирот из разных деревень, даже
других уездов». Содержались они, по всей вероятности, за счет декабристов.
Довольно обширная программа, усваиваемая учащимися в течение четырех лет, давала намного больше знаний, чем программа уездных училищ, не говоря уже о приходских.
Слайд 11 Открытие первого в Сибири женского училища
Датой основания
первого в Сибири женского училища считается 1 июля 1846 года, но располагалось оно изначально в доме ялуторовчанки Федоры Григорьевны Гнилышевой.
В 1850 году на деньги вдовы купца Мясникова было отстроено новое здание. В школу принимали девочек не моложе 12 лет. Плата за год обучения составляла 7 рублей 16 копеек серебром. Якушкин сам написал по географии, истории и биологии.
Слайд 12Девочки, в отличие от мальчиков, не изучали латынь, греческий, геометрию, механику
и вторую часть арифметики. Вместо этих предметов в программу были введены краткая «священная история», «изъяснение литургии», рукоделие, французский язык, который преподавал Иван Дмитриевич. В делах школы принимали живое участие все декабристы.
к 1850 году обучалось в школе шестьдесят учениц, а всего же образование в женском училище за 10 лет его существования получили 192 девочки.
Слайд 13 Открытие женской школы в Тобольске
Вслед за Ялуторовском при содействии И.Д.
Якушкина в 1852 г. была открыта женская школа в Тобольске «для детей низших сословий на капитал, пожертвованный здешним купечеством и мещанским обществом и благотворителями из других сословий». В 1853 г. в ней обучалось 92 девочки.
Слайд 14Результаты просветительской деятельности декабристов
Из школ декабристов вышло немало талантливых людей,
испытавших культурное и нравственное влияние дворянских революционеров и пополнивших впоследствии ряды сибирской интеллигенции. В школе братьев Бестужевых начинали свое образование В.Д. Старцев, поступивший затем в Петербургский технологический институт, А.Д. Старцев, окончивший медицинский факультет Московского университета, А.М. Лушников — Академию Художеств, А.В. Янучковскпй — Горный институт.
Слайд 15В образовательной деятельности ссыльных декабристов в Сибири огромную важность имеет сам
феномен личности педагога. Люди, не имевшие специального педагогического образования, в большинстве своем не имевшие до этого и соответствующего опыта, к тому же пережившие тяжелое крушение своих прежних жизненных планов и попавшие в совершенно новую для себя социальную среду, благодаря своей энциклопедической образованности, широте мысли, высокому моральному облику и передовым общественным взглядам добились значительных успехов в обучении и воспитании детей и заслужили любовь своих учеников и многих других жителей Сибири.
Слайд 16Доступность декабристских школ
Школы декабристов были поистине всесословными и интернациональными. В них
обучались дети мастеровых, крестьян, казаков, купцов, чиновников: русские, буряты, татары, якуты и представители других народов. Обучение, как правило, проводилось бесплатно, нередко бедные ученики обеспечивались не только учебными пособиями, но и одеждой.
Слайд 17Образовательное наследие декабристов
Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили
уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами.
Многое из того, что вводили в свою учебно-воспитательную работу декабристы, нашло отражение и в дальнейшей советской педагогической практике.
Слайд 18Все декабристы, как Якушкин, целью своей деятельности ставили помощь населению края.
Они
занимались обучением детей, рассказывали о рациональных методах ведения хозяйства.
Многие из них участвовали в процессе модернизации Сибири, закладывая фундамент развития в многочисленных отраслях сельского хозяйства и промышленности.
Слайд 19По моему мнению, именно декабристы (в том числе И.Д. Якушкин) и
их просветительская деятельность стала одним из решающих факторов в активном развитии сибирской экономики и становлении сибирского края как самостоятельного во всех отношениях региона. Именно они заложили фундамент развития всех сфер жизни сибирского общества: основы экономики, образования и культуры нашего края. И, мы, жители современной Тюменской области, безгранично благодарны этим великим людям- просветителям Сибири.