Слайд 1Проектная работа
по истории Казахстана
на тему:
История дунганского народа
Выполнила:учитель истории Маянфу Р.Щ
КГУ СШ№17
С.Сортобе
Кордайский
р-н
Жамбылская обл..
Слайд 2Цель проекта: познакомиться с историей народа дунган и исследовать особенности культурных традиций.
Задачи:
1.Узнать
из различных источников историю развития древнего народа дунгане; исследовать основные этапы развития культурных традиций.
2.Рассказать сверстникам о своем народе и его культурных традициях.
3.Представить национальные промыслы и особенности кулинарных изделий домашнего приготовления.
4.Рассказать о национальных традициях своего народа
Слайд 3Целью практической части работы:
является сбор материалов для по теме «История дунганского
народа», которое можно будет использовать на уроках по истории, методическому центру народной культуры.
Актуальность:
Сегодня очень остро стоит в мире вопрос о сохранении обычаев и культурных традиций малочисленных народов. Необходимо обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Казахстана.
Слайд 4Гипотеза: умение хранить и приумножать традиции и культуру своих предков, представителей разных
народностей – это не только умение чтить прошлое, настоящее, но и умение воспитать культурное, толерантное общество будущего поколения нашей страны
Объект исследования:
народ дунгане.
Слайд 5Предмет исследования:
история и культура народа дунгане.
Методы исследования:
1.сбор информации
2.исследование семейного архива
3.работа с
Интернет-ресурсами
4.анализ полученных материалов
Слайд 6Неизвестный народ
В Казахстане, Кыргызстане, Китае проживает народ, известный под русским названием
дунгане, а по-китайски – хуэй. В настоящее время в Китае дунган насчитывается 10,5 млн, в Казахстане – около 50 тысяч, в Кыргызстане – чуть более 60 тысяч.
Постсоветские дунгане являются потомками примерно пяти тысяч беженцев, переселившихся на территорию Казахстана и Кыргызстана во второй половине XIX века в результате российско-китайских договоренностей. Причиной было поражение дунган и уйгур в войне с китайцами. Во время правления династии Цин они неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское восстание 1862–1877 годов. После его подавления особо активные повстанцы, опасаясь расправ и наказаний со стороны китайцев, перешли в подданство российскому императору и переселились на территории современных Южного Казахстана и Северного Кыргызстана. Таким образом, наши дунгане представляют собой лишь малую часть большого (по казахстанским, а не по китайским меркам) народа, проживающего в Китае.
Происхождение дунган до недавних пор было покрыто мраком неизвестности. Их язык является одним из диалектов китайского, а исповедуют они ислам. Мусульманская вера помогла этому народу выжить и не раствориться среди многочисленных китайцев.
Слайд 7Неизвестный народ
В Казахстане, Кыргызстане, Китае проживает народ, известный под русским названием
дунгане, а по-китайски – хуэй. В настоящее время в Китае дунган насчитывается 10,5 млн, в Казахстане – около 50 тысяч, в Кыргызстане – чуть более 60 тысяч.
Постсоветские дунгане являются потомками примерно пяти тысяч беженцев, переселившихся на территорию Казахстана и Кыргызстана во второй половине XIX века в результате российско-китайских договоренностей. Причиной было поражение дунган и уйгур в войне с китайцами. Во время правления династии Цин они неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское восстание 1862–1877 годов.
Слайд 8После его подавления особо активные повстанцы, опасаясь расправ и наказаний со
стороны китайцев, перешли в подданство российскому императору и переселились на территории современных Южного Казахстана и Северного Кыргызстана. Таким образом, наши дунгане представляют собой лишь малую часть большого (по казахстанским, а не по китайским меркам) народа, проживающего в Китае.
Происхождение дунган до недавних пор было покрыто мраком неизвестности. Их язык является одним из диалектов китайского, а исповедуют они ислам. Мусульманская вера помогла этому народу выжить и не раствориться среди многочисленных китайцев.
Слайд 9Существует три точки зрения на происхождение дунган. Согласно первому мнению, дунгане
– это потомки от смешанных браков арабов и персов с китаянками. Арабские и персидские купцы стали прибывать на территорию Китая начиная с VIII по XIII век. Приверженцы этой версии пытаются объяснить, почему среди дунган так явно выражена склонность к предпринимательству. Дунгане в большинстве своем являлись торговцами (в прошлом – богатыми купцами), банкирами и традиционно считались опытными бизнесменами. Данная версия доминирует среди самих дунган.
Вторая версия называет дунган потомками тюрков-мусульман, которые оказались в Китае, но не были ассимилированы.
После падения династии Юань в XIV веке новыми китайскими властями был издан закон, по которому сэму (сэмужэнь) и монголы, оставшиеся в Китае, не имели права жениться на единоплеменниках, а могли вступать в брак только с китаянками. Начались медленные усилия по ассимиляции сэмужэнь. К концу династии Мин это привело к тому, что почти все дунгане перешли на китайский язык.
Слайд 10Генетические результаты тестирования дунган показали, что ни одна из гаплогрупп не
доминирует среди них. Причем дунганские гаплогруппы присутствуют во многих популяциях Евразии, что косвенно свидетельствует в пользу версии о происхождении дунган не только от тюрков или арабов, но и от большого конгломерата самых разных народов, служивших монгольской династии Юань в XIII–XIV веках.
Перед падением династии Юань большая часть сословия сэмужэнь была монголоязычной, так как монгольский был своего рода «лингва франка» (язык межнационального общения) для различных народов в составе сэмужэнь. После падения династии Юань династия Мин начала политику ассимиляции сэмужэнь. В языковом плане это удалось, но сэмужэнь, исповедовавшие ислам, стали предками дунган, которые сегодня говорят на китайском диалекте. Таким образом, современные дунгане являются потомками среднего класса монгольской империи Юань, исповедовавшего ислам и известного как сэмужэнь.
Слайд 11
1.2.Как жили и чем занимались дунгане?
Дунгане — земледельческий народ. Заняты выращиванием
овощей и рисоводством поливного типа. Также занимаются такой отраслью сельского хозяйства, как скотоводство. Представители народа разводят крупный рогатый скот и домашнюю птицу. Некоторые оставляют традиционное хозяйство, начинают участвовать в торговле или становятся промышленными рабочими. Следует отметить, что в прошлом именно дунгане способствовали развитию земледелия в этом регионе. Соседи-тюрки многому научились у них в этой области.
Характерны малые семьи, однако сохранились пережитки большой. Они проявляются в большом количестве связей, в которые вовлечен дунганин. Связи могут иметь родственный характер или существовать на уровне землячества. Традиция многоженства имела распространение в прежнее время, сейчас у дунган принята моногамия.
Слайд 12Для деревень характерна упорядоченная планировка. Дунгане строят жилище, возводя стены из
кирпича-сырца, камня или глины. Внутри много комнат, дом окружает крытая галерея, на которую можно попасть из дома. Лежанка в спальне отапливается. Она используется не только для сна, но и для еды, сидения. Таково традиционное жилище народа дунган.
Как мужчины, так и женщины народа носят свободные штаны и куртку с застежкой на правой стороне. Отличием женской одежды является вышивка, которой нет на мужской. В наши дни дунгане в основном отказались от национальной одежды или носят лишь отдельные ее части.
Слайд 132.1.Одежда
До Октябрьской революции одежда дунган, в особенности женщин, по покрою и
материалу была близка к одежде населения северных и северо-восточных районов Китая. Мужчины носили платье смешанного типа, в котором сочетались элементы, близкие к китайским и заимствованные из русской одежды, а также одежды окружающего коренного населения; однако северокитайский элемент в одежде преобладал.
Слайд 14Верхняя одежда мужчин состояла из распашной куртки-полукафтана (гуазы), иногда с широкими
рукавами, преимущественно черного или синего цвета, и длинного халата. Под курткой мужчины носили широкие рубахи (санзы или да санзы). В последнее время они не были распашными, их надевали через голову. Узкие штаны (кузы) у щиколотки перетягивали неширокими обмотками из той же ткани. На ногах носили матерчатые носки и глубокие, длинные туфли, с темным строченым верхом из ткани и картонной (во много рядов) обтянутой материей и прошитой подошвой, почти без каблука. Дунганская обувь очень удобна, гигиенична, не натирает ног. Еще в конце XIX в. в сырую погоду к туфлям привязывали типа японских гэта дощечки с выступами-шипами (нидизы — подошва для грязи). Носили также мягкие сапоги без каблуков с галошами или русские сапоги.
Слайд 15Женская одежда
Одежда женщин мало отличалась от мужской, только ее шили из
ткани более ярких цветов, кофты у них были несколько длиннее, чем у мужчин, и их делали с запахом под правую руку. Женские парадные штаны, как правило, имели иной покрой и были по низу украшены широкими полосами черного шелка или сатина и узкими полосами лент. В тех случаях, когда носили халат и штаны, обязательным элементом костюма была безрукавка (җяҗязы). Поверх штанов носили прежде ноговицы (току). Женские носки, тоже матерчатые, были длиннее мужских (до икр). Штаны поверх носков на уровне икр повязывали узорной лентой. Обувь носили матерчатую, часто богато расшитую шелками.
Слайд 16Дунганские девушки заплетали волосы в косы, женщины делали красивые и пышные
прически, завязывая волосы узлом на макушке и закладывая в узел гребень. Молодые женщины украшали прическу цветами, серебряными гребенками, шпильками и искусственными бабочками, к которым прикреплялись колокольчики. Пожилые женщины и старухи покрывали голову платком. Своей прической и обычаем ходить с непокрытой головой дунганские женщины выделялись из массы женщин других народов Средней Азии и Казахстана. В ушах дунганки носили серьги, на руках браслеты и кольца; нагрудные украшения (хәбор и щүнху) были набивные шелковые или ювелирной работы.
Слайд 17Особенно красочным был свадебный костюм. Костюм жениха был близок к народному
узбекскому, распространенному в Оше и Кара-Су, и к уйгурскому и киргизскому — в большинстве остальных пунктов. В Каракунузе он походил на казахский.
Костюм невесты, кроме шелкового халата, включал нарядный воротник пыйҗян (пыйпыйза). Этот воротник представлял собой пелерину с маленьким стоячим воротничком и идущими от него четырьмя-пятью рядами украшений; два верхние слоя в форме листков ивы, средний в виде ромбиков и нижний в форме стилизованного облака, так как облако (йүн) у дунган символизирует пожелание счастья и исполнения желаний. Весь воротник был богато расшит гладью шелками. Вышивкой были украшены носки и обмотки-ленты, а также бока матерчатых парадных туфель невесты. Нередко вышивка на туфлях состояла из сюжетных композиций — иллюстраций к сказкам или аллегорических пожеланий счастья, многодетности и удачи в делах.
Слайд 18Невеста должна была сама вышить и сшить свадебные туфли, и по
их узору судили о навыках невесты в вышивании. Бытовало несколько своеобразных форм свадебных туфель. У одних из них многослойная белая жесткая подошва из нескольких слоев картона, обшитых белой бязью, имела срез в передней части от носка книзу на одну треть длины подошвы. Носок такой туфли украшался вышитой гладью бабочкой, а кисточка усиков ее благодаря срезу подошвы красиво свисала от носка. Особо интересен старинный тип туфель, близкий к маньчжурскому. Каблук этого типа туфель находился посредине подошвы, занимая среднюю треть ее. Высота его (7—9 см) позволяла украшать туфлю рядом кистей от носка до задника, но так, что кисти не касались земли.
Слайд 192.2. Дунганская кухня
Специфика дунганской кухни ярко проявляется в праздничной
и обрядовой пище. У дунган готовят ряд блюд приуроченных различным праздникам. Особенностью праздничной еды дунган, как и у других народов, является то, что он больше имеет символической нагрузки, чем утилитарное значение. На различных торжествах стол сервируется красочно, символизируя радость и веселье. На тризнах, наоборот, все предельно просто.
Слайд 20На помолвках у (шеньсийской) группы дунган главным в угощении выступает набор
из 13, 18, 24, 36, а в прошлом 108 блюд. Но сейчас чаще всего из 18, 24, 36 блюд - щи, в котором сконцентрированы основные продукты, потребляемые дунганами и их способы приготовления. Здесь присутствуют тушеные овощи и крахмал с мясом, холодные закуски из овощей, крахмала и яиц; мясо и курятина тушеные - дянхади или ланхади жу и варенные - двухади жу; блюда с начинками; различные виды манты - бозы, пельмени - беньши, хуошо (хошо) - жареные манты, приготовленный на пару клейкий рис с сушеными фруктами и мифырфан; различные котлеты, в том числе с тушеной морковью - ванзы, облепленные рисом щющюванзы, а также фаршированное мясо залитое яичным желтком или белком - мынзы (их разрезают как колбасу); блюда из яиц - хуободан и единственное блюдо из молока с добавлением яиц с сахаром и посыпанное сверху кишмишом - нэго или данго.
Слайд 21Перед щи, как правило, подают лагман в бульоне - тон люмян,
а для угощения жениха - пельмени в бульоне - тонбеньши, к ним подают цветные салаты - хуа цэдезы. После них подают сладости в блюдцах. Их количество должно соответствовать количеству подаваемых блюд в щи. Сладости, как правило, делятся между гостями.
Слайд 22На похоронно-поминальных обрядах ныне в качестве главного угощения на тризнах выступает
плов, реже готовят мучное блюдо мянчозы с мясом или заимствованный у казахов и киргизов бешбармак.
Слайд 23На празднике окончания поста Да Эрди (Ид-аль фитр) дунгане готовили печенные
сладости: санзы-соломки или хворост, гуозы или тонмуму - слоенные хлебцы с начинкой из грецкого ореха, кишмиша или жареной муки, кунжута; крученные с медом слоенки - тонщиннинза, медовые сладости - ютон сугозы или халва. Все это красиво расставляли на столе вместе с конфетами, сушеными фруктами, санзы.
Слайд 24Заключение
Подводя итоги работы, хочу отметить, что сохранение многообразия национальных культур является
важной задачей современного общества. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение, какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом.
Данная работа помогла мне узнать историю своего народа и рассказать о нем и его традициях Я считаю, чем больше мы будем знать о народах, живущих в нашей стране и за рубежом, тем меньше будет межнациональных конфликтов на нашей земле.
Слайд 251.Работая над проектом, я узнала историю своего народа, начиная с X
века, узнала о первых поселениях, о том, как мой народ боролся за право жить, соблюдая традиции своих предков.Я прочитала много информации о развитии культуры народа дунгане.
2.Материалы, подобранные к проекту можно использовать в создании книги «Дунгане». Материал будет передан в копилку методического центра народной культуры.
3.Это будет следующий этап работы над проектом. Подготовленное мультимедийное приложение пополнит методическую копилку школы.
Слайд 26Литература
«Дунгане и Китай: незаконченная история»-Автор : ИНЬ ШУГУАН
«Происхождение дунган»-Александр Кадырбаев —
Доктор Исторических Наук, в.н.с. Институт Востоковедения Российской Академии Наук
Ссылки
Дунгане // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
Дунганские народные сказки и предания / запись текстов и перевод Б. Л. Рифтина, М. А. Хасанова, И. И. Юсупова. 2-е изд. М.: Наука — Восточная литература, 2013. 473 с. ISBN 978-5-8381-0253-9.
Имазов М. Х. (ред.), «Дунганская энциклопедия». Бишкек, «Илим», 2005. ISBN 5-8355-1435-2.
Варшавская Л. Бакир Баяхунов: «Я — модель взаимодействия культур» (интервью с первым дунганским композитором Казахстана). «Известия Казахстана», 11 дек 2006
Завьялова О. И. Китайские мусульмане хуэйцзу: язык и письменные традиции // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. C. 153—160.
Калимов А.Дж. Имена среднеазиатских дунган: словарь-справочник личных имен. Бишкек: Илим, 2003. ISBN 5-8355-1286-4.
Стратанович Г. Г. Вопрос о происхождении дунган в русской и советской литературе // Советская этнография. 1954. № 1.
Сушанло М. Дунгане Семиречья. Фрунзе, 1959.
Шиваза Ясыр Джумазович — статья из Большой советской энциклопедии.
Дунганская газета «Хуэдзу бо»