Слайд 1Проблемное обучение
Автор: Иванов Д.В.
Каратузский филиал Минусинского сельхоз колледжа
Слайд 2
Проблемное обучение
– организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным
содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания;
- система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Слайд 3
Цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
-
усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления.
Слайд 5
Проблемная ситуация - сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу ( I
этап самостоятельной умственной деятельности учащегося).
Признаки проблемной ситуации:
- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии;
- наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения;
- возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.
Уровни проблемности:
- 1. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения.
2. Учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её.
3. Анализ, формулировку и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учениками самостоятельно.
Слайд 6
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание.
Формы проблемного вопроса:
-
предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;
- проблема, задача, требующая решения.
Типы проблемных вопросов:
проверяющие направленность внимания;
- направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
- помогающие находить ученику различие и сходство предметах и явлениях;
- помогающие отбирать факты для доказательства;
- направленные на подтверждение правил;
- направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
- направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
- формирующие убеждённость, развивающие навык самовоспитания.
Слайд 7
Формы проблемного обучения:
- урок сравнительно-обобщающего характера;
- урок с включением морально-этической проблемы;
Формы
проблемного урока:
- урок сообщения новых знаний (урок-лекция, урок-беседа, урок-рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое исследование);
- урок формирования умений и навыков (обзорная лекция, лабораторные и практические работы, обобщающая письменная самостоятельная работа, решение типовых задач, диспут, урок-семинар, урок конференция);
- урок решения познавательных задач;
- урок решения проблем;
- урок-защита рефератов;
- урок зачёт «Мозговая атака».
--
Слайд 8
Этапы деятельности учителя:
1. Разработка проблемных вопросов.
2. Перевод проблемного вопроса в проблемную
ситуацию
3. Формы решения проблемных ситуаций.
4. Определение факторов создания проблемных ситуаций.
5. Создание блоков проблемных уроков.
6. Подготовка проблемных домашних заданий.
7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
Обобщённый алгоритм подготовки проблемного урока:
- Тема урока, новое название и его тип.
- Постановка проблемы (побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы с приёмом для её принятия).
- Поиск решения.
Слайд 9Как можно использовать технологию проблемного обучения на уроках истории?
Слайд 10использование фактов, идей, вызывающих удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Например:
- Почему с
провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?
- Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура!»; зато в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?
Слайд 11создание ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие
с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Например:
- По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?
- Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
Слайд 12создание ситуации несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным
в условиях задачи
Например:
- В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы...». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?
Слайд 13Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество
данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
Например:
- Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?
- В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название? (Эти улицы названы так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку)
Слайд 14Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере,
последствиях исторических событий
Например:
- В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
- В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?
Слайд 15Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов
ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный
Например:
- П.А. Столыпин: консерватор или великий реформатор?
Слайд 16Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в названии тем уроков
Например:
- «Разоблачение
культа личности - ликвидация тоталитарного режима?»
- «М.С. Горбачев: великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?»
- «НЭП: это «всерьез и надолго» или временное отступление?»
- «Февральская революция: это воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?»
Слайд 17
«Проблема возникает не тогда, когда один
высказывает правильную мысль,
а другой —
ложную.
Если один высказывает правильную мысль,
а другой — неправильную, то проблемы нет.
Проблема возникает тогда,
когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы.
Вот тогда впервые возникает проблема».