Презентация, доклад на тему Пробемное обучение

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания;

Слайд 1Проблемное обучение
Автор: Иванов Д.В.
Каратузский филиал Минусинского сельхоз колледжа

Проблемное обучение   Автор: Иванов Д.В.Каратузский филиал Минусинского сельхоз колледжа

Слайд 2 Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным

содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания; - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Проблемное обучение  – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения, в ходе

Слайд 3 Цели проблемного обучения: - развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -

усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; - воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; - развитие профессионального проблемного мышления.
Цели проблемного обучения: - развитие мышления и способностей учащихся,

Слайд 5 Проблемная ситуация - сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу ( I

этап самостоятельной умственной деятельности учащегося). Признаки проблемной ситуации: - необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии; - наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения; - возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний. Уровни проблемности: - 1. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. 2. Учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её. 3. Анализ, формулировку и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учениками самостоятельно.
Проблемная ситуация - сложное психическое

Слайд 6 Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Формы проблемного вопроса: -

предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; - проблема, задача, требующая решения. Типы проблемных вопросов: проверяющие направленность внимания; - направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний; - помогающие находить ученику различие и сходство предметах и явлениях; - помогающие отбирать факты для доказательства; - направленные на подтверждение правил; - направленные на нахождение причины явления и оценку его значения; - направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии; - формирующие убеждённость, развивающие навык самовоспитания.
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Формы проблемного вопроса:

Слайд 7 Формы проблемного обучения: - урок сравнительно-обобщающего характера; - урок с включением морально-этической проблемы; Формы

проблемного урока: - урок сообщения новых знаний (урок-лекция, урок-беседа, урок-рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое исследование); - урок формирования умений и навыков (обзорная лекция, лабораторные и практические работы, обобщающая письменная самостоятельная работа, решение типовых задач, диспут, урок-семинар, урок конференция); - урок решения познавательных задач; - урок решения проблем; - урок-защита рефератов; - урок зачёт «Мозговая атака». --
Формы проблемного обучения: - урок сравнительно-обобщающего характера; -

Слайд 8 Этапы деятельности учителя: 1. Разработка проблемных вопросов. 2. Перевод проблемного вопроса в проблемную

ситуацию 3. Формы решения проблемных ситуаций. 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций. 5. Создание блоков проблемных уроков. 6. Подготовка проблемных домашних заданий. 7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала. Обобщённый алгоритм подготовки проблемного урока: - Тема урока, новое название и его тип. - Постановка проблемы (побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы с приёмом для её принятия). - Поиск решения.
Этапы деятельности учителя: 1. Разработка проблемных вопросов. 2. Перевод

Слайд 9Как можно использовать технологию проблемного обучения на уроках истории?

Как можно использовать технологию проблемного обучения на уроках истории?

Слайд 10использование фактов, идей, вызывающих удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.


Например:
- Почему с

провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?
- Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура!»; зато в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?
использование фактов, идей, вызывающих удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.Например:-	Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро

Слайд 11создание ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие

с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например:
- По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?
- Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
создание ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и

Слайд 12создание ситуации несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным

в условиях задачи


Например:
- В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы...». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?
создание ситуации несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачиНапример:-	В 58 томе энциклопедического

Слайд 13Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество

данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

Например:
- Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?
- В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название? (Эти улицы названы так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку)
Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается

Слайд 14Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере,

последствиях исторических событий

Например:
- В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
- В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?
Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий	Например:-	В поселке родовой общины

Слайд 15Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов

ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный

Например:
- П.А. Столыпин: консерватор или великий реформатор?
Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на

Слайд 16Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в названии тем уроков


Например:
- «Разоблачение

культа личности - ликвидация тоталитарного режима?»
- «М.С. Горбачев: великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?»
- «НЭП: это «всерьез и надолго» или временное отступление?»
- «Февральская революция: это воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?»
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в названии тем уроковНапример:-	«Разоблачение  культа  личности  -

Слайд 17 «Проблема возникает не тогда, когда один высказывает правильную мысль, а другой —

ложную. Если один высказывает правильную мысль, а другой — неправильную, то проблемы нет. Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы. Вот тогда впервые возникает проблема».  














«Проблема возникает не тогда, когда один высказывает правильную мысль,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть