Слайд 1Приемы и методы работы с учебником на уроках истории древнего мир.
Попова В.Г.
учитель истории, учитель – методист
ГБОУЛНР «Успенская гимназия №1»
Слайд 2
Учебник истории – это энциклопедия развития человечества. Только изучив её, мы
найдем ответы на все вопросы сегодняшнего дня
Слайд 3Она росла вместе с человечеством, в нее кристаллизировались все учения, потрясающие
умы, в неё записана вся аутография, которая называется всемирной историей.
А.Н .Герцен
Вся жизнь человеческая последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга основалась.
Слайд 4 Слова А.Н. Герцена актуальны и сегодня:
«Без чтения нет и не
может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания»
Слайд 5 Проблемы школьного учебника и работы с
ним на уроках изучали Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидов, Б.П. Есипов, А.В. Хуторной и другие.
Слайд 6Работа с текстом учебника
Цели: - знакомство с информацией;
понимание информации;
запоминание;
использование информации
в различных учебных и жизненных ситуациях;
работа с иллюстрациями
находить в учебнике информацию необходимую для решения учебных задач;
самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения;
анализировать (выделять главное в абзаце).
Слайд 7Основные принципы работы с учебником истории
работа с учебником – классический метод
обучения, проверенный годами и практическим опытом многих поколений учителей;
идеальный учебник – это мир знаний, путешествуя которым, ученик под руководством учителя может постигнуть главные человеческие истины;
нельзя говорить, что учитель диктует ученику, как работать с учебником: он советует, рекомендует, помогает выстроить каждому свою траекторию обучения;
ученик получает знания не ради знаний, а для возможности использовать их в будущем.
Слайд 8Интеграция работы с учебником с другими методами и приёмами
устное объяснение материла:
учитель раскрывает основные исторические факты, изучить которые ученик может самостоятельно;
беседа: учитель ведет опрос на основании изученного учебного материала;
сопоставительный анализ: учитель с помощью аналитико-репродуктивных вопросов подталкивает учащихся к самостоятельным выводам;
конспектирование: учащиеся самостоятельно составляют конспект параграфа учебника, используя приёмы сжатия текста;
работа з первоисточниками: позволяет учащимся самостоятельно в рамках когнитивной деятельности дополнить учебный материал;
анализ карт: сопоставительный анализ заполненных учащимися контурных карт с картами в учебнике
Слайд 9Часто задаваемые вопросы и мои ответы на них
Как научить писать конспект
по истории?
Прием «радуга»: Прочитайте параграф учебника. Красным цветом запишите в тетрадь наиболее важную информацию, оранжевым – менее значимую для вас, зеленым – интересные примеры, синим – то, что знали, но были неуверенные в своих знаниях.
Слайд 10Часто задаваемые вопросы и мои ответы на них
Как мотивировать учеников читать
параграф учебника внимательно?
Прием «А я хочу так!»: каждый ученик выбирает тот приём чтения, который хочет. Но после чтения должен ответить на вопросы: Что? Где? Когда? Почему? Для чего? Благодаря чему? Тот ученик, который даст более точные и полные ответы получает высокий бал.
Слайд 11Часто задаваемые вопросы и мои ответы на них
На какие проблемные вопросы
учащиеся отвечают активнее?
Приём «Интересно всем знать!»:
Почему именно эти слова в тексте выделены другим шрифтом?
Почему по объему этот параграф больше предыдущего?
Какие термины (понятие) встречаются в параграфе чаще? Почему?
Можно ли уменьшить объем представленной в тексте информации? За счет чего?
На какие вопросы можно найти ответ в этом тексте?
Слайд 12Изучая историю Древней Греции и Рима предлагаю учащимся объяснить выражения:
«Ткань
Пенелопы»;
«Высечь море»;
«Гуси Рим спасли»;
«Поднять на щит»;
«Ганнибалова клятва»
Слайд 13Определите, кому принадлежат высказывания:
«Прейди и возьми»;
«Мать черная, земля многострадальная, с которой
сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободна»;
«Лучше умереть от железа, чем от голода»
Слайд 14
Работа с оглавлением параграфа.
Основной прием – это прием «Банк идей», куда
ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня изучаться на уроке.
Слайд 15Особый интерес у учащихся вызывает конкурс «Можешь ли ты быть
оратором?»
Учащиеся получают определенные задачи:
подготовить и выступить с рассказом об одном из 7 чудес света;
провести путешествие и рассказать чужеземцу о своем городе.
Слайд 16Отдельно стоит рассмотреть методы работы с документами и источниками, приводимыми в
учебниках. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Я часто предлагаю учащимся “прочитать, что сказано в документе об этом…”, “доказать на основе текста документа”, “подтвердить свое мнение документом”
Слайд 17Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть сформированы
следующие итоговые умения: выделять главное, подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу, составлять планы тем. Работать над формулировками и терминами, понятиями, сопоставлять тексты двух учебников и т.д.