Презентация, доклад выступления на краеведческом конкурсе Музей в чемодане

Содержание

С конца 17века начинается переселение русских людей в Восточную Сибирь. С возникновением сел по московскому тракту большое развитие получает деревообделочное местное производство. Быстро растет специализация ремёсел. Исследователи сибирских ремёсел О.Н. Волков, А.Н. Копылова, Е.И.Заозёрская называют

Слайд 1Из XIX века с любовью…
Экспонаты декоративно-прикладного творчества и крестьянского ремесла
в Половино-Черемховском


музее
Из XIX века с любовью…Экспонаты декоративно-прикладного творчества и крестьянского ремеслав Половино-Черемховском    музее

Слайд 2 С конца 17века начинается переселение русских людей в Восточную Сибирь.


С возникновением сел по московскому тракту большое развитие получает деревообделочное местное производство. Быстро растет специализация ремёсел. Исследователи сибирских ремёсел О.Н. Волков, А.Н. Копылова, Е.И.Заозёрская называют следующих специалистов в области деревообделочного производства : бочкари, кадочники, чановщики, ведерники, окончиники, столяры, рогожники.

С конца 17века начинается переселение русских людей в Восточную Сибирь. С возникновением сел по московскому тракту

Слайд 3Трудолюбивые, опрятные, живо видящие красоту женщины тоже не сидели без дела

Вся женская половина сибирской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.
Трудолюбивые, опрятные, живо видящие красоту женщины тоже не сидели без дела  Вся женская половина сибирской деревни

Слайд 4
Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского

ремесла, готовили приданое.

Русские женщины умело превращали ткани простые в дорогие, подлинные произведения искусства.

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.Русские женщины умело превращали

Слайд 5Праздничные, «покосные»,повседневные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено

тканым или вышитым орнаментом.


Праздничные, «покосные»,повседневные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Слайд 6Сегодня мы хотим представить изделия «золотых рук» четы Жадовцев. Это вышивка

и «обичайка».

Жадовец Василий Иванович – выходец из Украины. Оттуда же родом и родители Федосьи Павловны. Но приехали они в разное время. Мама Федосьи Павловны везла в Сибирь своё приданое в большом плетёном коробе. Перед войной Федосья и Василий поженились.

Сегодня мы хотим представить изделия «золотых рук» четы Жадовцев. Это вышивка и «обичайка».Жадовец Василий Иванович – выходец

Слайд 7В музей Половино-Черемховской школы Федосья Павловна отдала женскую праздничную рубаху, сорочку

и мужскую «покосную» рубаху.


В музей Половино-Черемховской школы Федосья Павловна отдала женскую праздничную рубаху, сорочку и мужскую «покосную» рубаху.

Слайд 8Мужская рубаха вышита очень мелким, плотным крестом. Цвет ниток традиционный: черные

и красные, как и требовалось на крестьянской одежде. Вся рубаха сшита «на руках», ручными стежками, двойной суровой ниткой.

При шитье рубахи бралось прямое полотнище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недостаточна для рубахи на взрослого человека. Для прочности подшивали ткань — «подоплеку».

Мужская рубаха вышита очень мелким, плотным крестом. Цвет ниток традиционный: черные и красные, как и требовалось на

Слайд 9По словам Федосьи Павловны, женская повседневная рубаха, на которую сверху полагался

сарафан, тоже изделие 19 века.

Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. Часто верхняя часть рубахи шилась из тонкого привозного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.
Поверх рубахи сибирячки надевали также поневу — своеобразную юбку

По словам Федосьи Павловны, женская повседневная рубаха, на которую сверху полагался сарафан, тоже изделие 19 века.Женщины носили

Слайд 10Рубаха пышная у плеч и у запястья, у кисти ткань собрана

на узкую манжету. Обращает на себя внимание тонкая, кропотливая работа по выделке манжеты



Рубаха пышная у плеч и у запястья, у кисти ткань собрана на узкую манжету. Обращает на себя

Слайд 11Праздничную сорочку, доставшуюся от матери,Федосья Павловна надела на свадьбу, так требовал

обычай.

По полам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болезней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где открывалось тело.

Праздничную сорочку, доставшуюся от матери,Федосья Павловна надела на свадьбу, так требовал обычай. По полам, рукавам и вороту

Слайд 12Славянские костюмы несли в себе декоративное творческое начало, и мотивы русской

вышивки мало отличались от мотивов украинской

Вышивка выполнена счётной гладью
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Славянские костюмы несли в себе декоративное творческое начало, и мотивы русской вышивки мало отличались от мотивов украинской

Слайд 13 Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
Илья Ефимович

Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.  Илья Ефимович Репин говорил: “ Только малороссиянки да

Слайд 14Но где же хранили наши прабабушки свой гардероб? В коробах!


В конце XVII

в. в районах первоначального освоения Красноярского края в описях имущества крестьян зафиксированы наиболее древние по происхождению, известные на Русском Севере коробья, коробы для хранения вещей.
В селах левобережья Бирюсы короба делали из «обичайки».
В XIX веке «обичайный промысел» широко распространен в селах Черёмховом, Пишете и др.
Но где же хранили наши прабабушки свой гардероб? В коробах!В конце XVII в. в районах первоначального освоения

Слайд 15 «Мои предки по папиной линии, род Жадовцев, были специалистами деревообделочного промысла.

Моя прабабушка Жадовец Феодосия Павловна рассказывала о ремесле обичайников. «За обычай»- такое выражение употреблялось по отношению к тем ремесленникам, для которых мастерство плотницкое было обычным делом, т.е. они были специалистами в своём деле. Их звали «заобычайниками». Постепенно это слово трансформировалось в «обычайников», а на малороссийском и «быховском» наречиях звучало как «обичайники». Но занимались в наших краях узкой специальностью - щипали берёзовую и сосновую древесину на тонкие листы, которые потом шли на изготовление сит, коробов, корзин. Эти листы назывались «обичайкой». У нас сохранился небольшой запас «обичайки», и я принёс его в музей.»

Рассказывает Жадовец Николай:


Слайд 17Технология изготовления «обичайки»
Не каждое дерево «стружится» по волокнам, на изготовление «обичайки»

в основном в ход шла сосна. В округе нашего села много участков леса пригодного для «обичайки». Вначале выбиралось дерево, с него стёсывалась кора, примерно 10 на 10см. и обухом топора наносились удары по этому месту. Если волокна дерева расщипывались строго вертикально, то это дерево валили и распиливали на чурки по нужному размеру. Если волокна шли под небольшим уклоном, то дерево признавали негодным. Далее чурки раскалывали специальным топором-ножом на своеобразные дощечки. Затем при помощи станка и специальных ножей- «стругов» изготавливали листы толщиной от 3 до 6 мм.. Затем их сворачивали в рулоны и сушили.

Технология изготовления «обичайки»Не каждое дерево «стружится» по волокнам, на изготовление «обичайки» в основном в ход шла сосна.

Слайд 18Рассказывает Жадовец Николай:
«Станок для изготовления обичайки, представлял следующее: деревянная скамейка, к

которой приделан «Г»образный зажим, им прижимается исходный материал при помощи педали. Этот станок выполнен из дерева, а называется «столюга». «Струг»- это нож толщиной 3мм., с двух сторон ручки. Его точили очень остро, как бритву.
Рабочий садился «верхом» на станок, ногой при помощи педали зажимал заготовку и ножом снимал стружку с заготовки. Мы с папой нашли на дедовском подворье этот старинный станок и сфотографировали. Выглядит он так:

Рассказывает Жадовец Николай:«Станок для изготовления обичайки, представлял следующее: деревянная скамейка, к которой приделан «Г»образный зажим, им прижимается

Слайд 20Окружая себя красивыми бытовыми предметами, наши предки создавали близкую им эстетическую

атмосферу среды, в которой они жили. Это во многом определяло и настроение, влияло на взаимоотношения между людьми и формировало моральный климат сибирской деревни.

В презентации были использованы фотографии вещей и фотоснимки из Половино-Черемховского краеведческого музея, а также фотографии и из открытых Интернет-источников.
Островерхова Александра, 7 класс
Чистова Т.С.

Окружая себя красивыми бытовыми предметами, наши предки создавали близкую им эстетическую атмосферу среды, в которой они жили.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть