Слайд 1Выполнила мастер производственного обучения: Семейкина Ольга Владимировна.
Республика Хакасия. Традиции и обычаи
её народа.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 15»
Слайд 2Географическое расположение
.
. Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири
в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины
Слайд 4Население республики
.
Хакасы - современное коренное население Минусинской котловины и
предгорий Саян, обитающие на территории Республики Хакасия в составе Российской Федерации.
Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, поэтому хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота.
Слайд 6Хакасский национальный костюм
Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским -
платье. Рубаха была с поликами на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего
Слайд 7Жилище хакасов
Жилищем служила юрта. До середины IX в. бытовала переносная круглая
каркасная юрта, летом покрытая берестой, а зимой войлоком. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.
Слайд 8Хакасские календарные праздники
ЧЫЛ ПАЗЫ - праздник начала года;
ТААН-ТОЙ - праздник прилета
первых весенних птиц ― галок;
УРЕН ХУРТЫ - праздник земледельцев;
ТУН-ПАЙРАМ - праздник первого айрана;
УРТУН-ТОЙ - праздник урожая;
АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ - праздник последнего айрана.
Слайд 9Главный праздник хакасов
Каждый год в конце мая - начале июня, после
перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун пайрам». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений - аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня - ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам.
.
Слайд 10Тун пайрам -
праздник первого айрана
Первый айран считался лекарственным напитком. Вся приготовленная
первая молочная пища должна была быть съеденной во время праздника.
Обряд: Старец мыл ритуального коня молоком. Привязывал к нему ленточки и отпускал на волю. Затем брызгал айран на огонь, березку и коновязь и желал чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье.
Слайд 11Чыл пазы -
хакасский новый год
Название праздника «Чыл пазы» означает «начало года».
Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Во время праздника « Чыл пазы» жители аала ходили друг к другу в гости.
Обряд: завязывание и сжигание ленточек (чалама) на счастье и на удачу
Слайд 12Урен хурты -
праздник земледельцев
Основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева,
чтобы червь не губил зерно.
Обряд: Почетный старец брызгал засеянные поля вином и читал молитву. После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».
Слайд 13Айран Солындызы –
праздник последнего айрана
Его отмечали после перекочевки
на зимник. Это было 1 октября. Для праздника готовили араку из последнего айрана.
Рано утром собирались сначала у самого уважаемого человека, затем целый день гуляли, переходя из юрты в юрту. Айран Солындызы посвящался проводам “умирающей природы
Слайд 14Шаманизм хакасов
. Шаманизм в целом можно назвать особой религиозной системой взаимодействия
с силами природы. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир.
Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы.
Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах.
Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой,онгон и шаманский костюм.
Слайд 15ОНГОН
. ОНГОН - объемное изображение духов-предков и духов-помощников шамана. Чем больше
у шамана в распоряжении было духов, тем сильнее он был, тем дальше он мог лететь к небу или в землю мертвых. Онгон изготавливался для защиты, лечения, заклинания погоды и «оживал» после того как шаман вдыхал в него духа.
Онгоны служили для призывания духов и выказывания им почтения, по сибирскому обычаю их «потчевали» молоком, спиртным или жиром, периодически добавляя украшения.
Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире.
Слайд 16 Традиции и культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем
на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много праздников, все они связаны с обрядами и традициями.