Слайд 1 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ
ЗЫРЯНОВ В.В.,
МБОУ «ШИПУНОВСКАЯ СОШ ИМ.А.В.ЛУНАЧАРСКОГО»
Скифская культура на территории Алтая
Слайд 2«Стерегущие золото грифы»
На обширной территории - от Карпат на
Западе до Памира на востоке - в I тысячелетии до н. э. обитали племена, известные древним грекам как скифы, а персам-саки. Древнекитайские летописи называют племена, в это время обитавшие на Алтае, - юэчжи. А отец истории, греческий ученый Геродот, пользуясь различными источниками, говоря о племенах, живших на Алтае, называет их "стерегущие золото грифы".
Слайд 3Кто же они?
Используя древние источники и данные археологов, можно сделать
вывод, что юэчжи, стерегущие золото грифы, или скифо-сакские племена Алтая, - полукочевники, разводящие скот (в основном лошадей). Охота и земледелие у этих племен не исчезли, а сохранились как вспомогательные занятия.
Слайд 4На территории Алтайского края широко известны две археологические культуры скифского времени.
Это Большереченская в лесостепной зоне и Пазырыкская - в Горном Алтае.
Открытие культуры скифо-сакского времени в Горном Алтае стало подлинной сенсацией в мире науки.
Слайд 5Пазырыкские курганы
Более ста лет назад изучавший Алтай В. В. Радлов вскрыл
два кургана с каменной наброской на них. Образовавшаяся под насыпью кургана вечная мерзлота открыла ученому прекрасно сохранившиеся изделия из кожи, дерева, тканей. С 1925 года начинается изучение древних курганов Горного Алтая. Позднее, в 50-х годах, были обследованы и Туэктинские, Башадарские группы курганов.
Слайд 6Ценность открытых на Алтае древних захоронений
Во многом только курганы Горного Алтая
рассказывают о культуре скифо-сакских племен. Нигде в мире больше не сохранились ткани и великолепные высокохудожественные ковры, относящиеся к тому времени. По находкам в этих курганах можно восстановить особенности жизни и быта, познакомиться с искусством скифо-сакских племен Алтая, узнать о культурных связях с другими народами.
Слайд 7Знатная женщина скифо-сакского времени из долины Пазырык. Реконструкция
Слайд 9Жизнь и быт скифов Алтая
Основным занятием скифских племен Алтая было скотоводство.
Основное животное - лошадь. Она служила не только средством передвижения, но и употреблялась в пищу. Ее шкура шла на изготовление одежды и домашней утвари. Ценность лошади в культуре горно-алтайских племен можно определить по тому, с какой пышностью были устроены конские захоронения рядом с могилами хозяев, т. к. после смерти человека никто не смел ездить на его лошадях.
Слайд 10Жизнь и быт скифов Алтая
Разводили также овец, из шерсти которых делали
ткани, ковры, войлок.
Нужно отметить, что ковры и войлок обязательно украшались орнаментом или рисунком. Это свидетельствует о развитом художественном вкусе мастеров.
Слайд 11Жизнь и быт скифов Алтая
Охота не была основным занятием, а служила
развлечением для зажиточных и знатных людей. Для массы населения охота была лишь подсобным промыслом. Но это повлияло на повседневную жизнь, где каждая бытовая мелочь (пряжка, рукоять ножа, элемент одежды и т. д.) украшалась либо растительным орнаментом, либо изображением в основном диких животных. Охота на пушных зверей - белку, соболя, велась ради украшения одежды богатым мехом.
Слайд 12Жилища древних горноалтайцев
Судя по устройству деревянных погребальных камер, они были искусными
плотниками. Вероятно, жилые постройки были бревенчатые, большие, судя по найденному войлочному ковру размером 4,5 х 6,5 метра. Наличие ярко выполненных ковров можно считать желанием украсить жилище.
Львиный грифон, терзающий горного козла. Аппликация из цветного войлока
Львиный грифон, терзающий горного козла. Аппликация из цветного войлока
Львиный грифон, терзающий горного козла. Аппликация из цветного войлока
Львиный грифон, терзающий горного козла. Аппликация из цветного войлока
Львиный грифон, терзающий горного козла. Аппликация из цветного войлока
Слайд 13Религиозные взгляды
Алтайские курганы есть подтверждение тому, что у скифо-сакских племен Горного
Алтая существовал культ предков и вера в загробную жизнь. Скифы Алтая знали способ бальзамирования тел умерших, полагая, что душа всегда может вернуться в сохраненное и положенное в украшенную рисунком колоду-саркофаг тело.
Слайд 14Религиозные взгляды
Существовала и вера в то, что душа находится в каждой
частичке тела, и поэтому вместе с покойником хоронили собиравшиеся всю жизнь волосы и обрезанные ногти. А найденные археологами различные амулеты подтверждают наличие веры в колдовство
Слайд 15Культурные связи
Стерегущие золото грифы не были изолированными от остального мира племенами.
О том, что существовали культурные связи, говорят находки археологов. В курганах обнаружены древнейшие в мире переднеазиатские (персидские) ковры, богато орнаментированные. А при сопоставлении художественных изделий из металла, дерева, камня с аналогичными находками из курганов Передней и Средней Азии
Слайд 16Культурные связи
Мастера Алтая использовали сюжеты и мотивы других племен. Цветок лотоса
являлся священным в Древнем Египте и Древней Индии. Орнамент из цветов лотоса широко применялся в украшении художественных изделий этих стран, Передней Азии. На Алтае найдены замечательные лотосные орнаменты, выполненные местными мастерами. Ими украшалась посуда, обувь, ковры.
Слайд 17Культурные связи
Связи кочевников Алтая с Древним Китаем документированы находками в алтайских
курганах китайских тканей, зеркал и лаковых изделий. Знакомство алтайцев с продукцией китайского художественного ремесла отразилось на их искусстве. Так, на огромном полотнище войлочного шатра у кочевников появился, в виде аппликации, китайский феникс
Слайд 18Культурные связи
А найденная в кургане колесница, явно непригодная для передвижения по
Горному Алтаю, вероятно, китайского происхождения. Таким образом, на территории Алтая в середине I тысячелетия сложилась уникальная культура полукочевников-коневодов. Особенностью культуры скифо-сакских племен является привнесение элементов художественности в предметы быта и повседневности.
Слайд 19
Вопросы для закрепления
1.Кого Геродот называл «стерегущие золото грифы»?
2.В чем уникальность Пазырыкских,
Туэктинских и других курганов Горного Алтая?
3.Почему не получила всемирной известности Большереченская культура скифского времени на Алтае?
4.О чем свидетельствуют Пазырыкские и другие курганы Алтая? Какие верования способствовали появлению курганов?