Слайд 1Аннотация
Представленная методическая разработка-презентация на тему: «Культура первой половины ХIХ века» наглядно
рассказывает и показывает о развитии культуры.
Использование большого количество иллюстративного материала позволит школьникам лучше запомнить материал.
Информация может быть использована при проведении урока по теме и при подготовке к экзамену.
Слайд 2Презентация
по истории
Преподаватель
истории и обществознания
Гребнева Елена Анатольевна
«Первый Московский Образовательный Комплекс»
Русская
культура в первой половине
XIX века
Слайд 3
План
Введение
1.Образование
2. Просвещение
3. Наука и техника
4.Литература
5. Театр
6.Музыка
7.Живопись скульптура
8.Архитектура
Заключение
Слайд 4Введение
Первая половина ХIХ века стала временем необычайного взлета в культурном развитии
России.
Этот период вошел в историю как «золотой век» отечественной культуры.
В это время были созданы выдающиеся памятники литературы и искусства.
Значительных успехов достигла русская наука.
Культура развивалась на фоне возрастающего национального самосознания и имела ярко выраженный национальный характер.
Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 года и оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство.
Слайд 51. Образование
В годы царствования Александра I (1801-1825) сложилась замкнутая сословная система
образования:
школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получить основы грамотности.
Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год.
Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян-гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования и открывались специальные средние учебные заведения-кадетские училища.
В основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.
Широко была распространена система домашнего образования, основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, привитию хороших манер.
Александр I
Слайд 6Образцовым учебным заведением был знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала
университетской.
В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры: (писатели и поэты 1-А.С.Пушкин (1799-1837),
2-В.К.Кюхельбеккер (1797-1846), 3-И.И.Пущин (1798-1859), 4-А.А.Дельвиг (1798-1831), 5-М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889), дипломаты 6-А.М.Горчаков (1798-1883), 7-Н.К.Гирс (1820-1895), будущий министр народного просвещения 8-Д.А.Толстой (1823-1889), публицист 9-Н.Я.Данилевский (1822-1885)
1 2 3 4 5
6 7 8 9
Слайд 7Развивалось университетское и высшее специальное образование, появились университеты (1 - Московский,
2 - Петербургский, 3 - Казанский, 4 - Дерптский и др.).
Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей.
Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.
1 2 3 4
Царскосельский лицей
Морской кадетский корпус
Слайд 8Весьма ограниченными оставались возможности для развития женского образования.
Для дворянок существовало
несколько закрытых институтов (школ). Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764 под покровительством императрицы Екатерины II и положивший начало женскому образованию. Это было женское среднее общеобразовательное учебно-воспитательное заведение закрытого типа
Воспитанницы принимались в шестилетнем возрасте и учились, не покидая стен пансиона, в течение 12-ти лет, носили форменные платья, цвет которых изменялся при переходе из младших возрастных групп в старшие. Выпуск производился каждые три года
Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, различные виды домоводства.
В Петербурге и Москве были созданы школы для девушек «оберофицерского звания». В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование.
Слайд 92. Просвещение
Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Химическое, Математическое.
Все
больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества».
Слайд 10В 1814 году в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в
России, ставшая национальным книгохранилищем.
Начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представляющих историческую, культурную и художественную ценность.
В 1831 году был основан Румянцевский музей в Петербурге, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических коллекций (все это было собрано графом Н.П.Румянцевым 1754-1826 и после его смерти передано государству)
Слайд 113. Наука и техника
В первой половине ХIХ века началась дифференциация науки,
выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.
В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы.
В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины.
Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара.
Слайд 12В первой половине XIX века русская наука достигла значительных успехов. Успешно
изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную книгу «История государства Российского», созданную в 1816-1829 годах Н.М.Карамзиным (1766-1826).
Заметный вклад в отечественную медиевистику (раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья) внес Т.Н.Грановский (1813-1855), лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.
Слайд 13В первой половине XIX века русские моряки совершили около 40 кругосветных
путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 годах.
Иван Федорович Юрий Федорович
Крузенштерн Лисянский
(1770-1846) (1773-1837)
Слайд 14Предпринятая в 1819-1821 годах Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу
на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду. В 1845 году начало работать Русское географическое общество.
Фаддей Фаддеевич Михаил Петрович
Беллинсгаузен Лазарев
(1778-1852) (1788-1851)
Слайд 15В 1839 году благодаря усилиям В.Я.Струве (1793-1864) открылась знаменитая астрономическая обсерватория
в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.
Слайд 16Мировую известность получили работы отечественных математиков:
В.Я.Буняковского (1804-1889), М.В.Остроградского (1801-1861).
Существенным
вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским (1792-1856) так называемой неевклидовой геометрии.
Слайд 17Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров (1761-1834) открыл электрическую
дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза.
Работы Э.X.Ленца (1804-1865) были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую.
Слайд 18П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832).
Слайд 19Впоследствии в 1839 году другой русский физик Б.С.Якоби (1801-1874) соединил подземным
кабелем столицу с Царским Селом. Б.С.Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской использовалось еще одно его открытие – гальванопластика - это технология электролитического копирования рельефных оригиналов, - позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем, мемориальных досок, табличек с надписями, а также эта технология широко применяется при реставрации или создании предметов интерьера. изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.
Гальванопластика
Слайд 20Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов (1796-1851), химик Н.Н.Зинин (1812-1880)
сумел получить анилиновые красители из бензола.
Мировой известностью пользовались биологи К.Бэр (1792-1876) - один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии и К. Рулье (1814-1858) - активно работал в области геологии и палеонтологии Подмосковья, создавл основу для развития эволюционной палеонтологии.
Слайд 21Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов (1810-1881) применил обезболивающие
средства и антисептики в полевых условиях). А.М.Филомафитский (1807-1849) проводил эксперименты с
перерезкой блуждающих нервов, изучал рефлекс кашля, механизм желудочного пищеварения. Широко использовал оптические приборы (впервые в России применил микроскоп для исследования клеток крови, в 1848 году изобрел прибор для переливания крови.
Слайд 22Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному
перевороту в России. В 1834 году на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 году первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село.
Слайд 23Первые пароходы (построены на заводе Чарльза Берда (1766-1843) на Неве появились
в 1815 году, а в 1817-1821 году они стали плавать по Каме и Волге.
3 ноября 1815 г. состоялся первый регулярный рейс парового судна «Елизавета»
из Санкт-Петербурга в Кронштадт
Слайд 244. Литература
Русская литература первой половины XIX века - одно из наиболее
ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX веков классицизм постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом.
Основоположником этого направления был
Н.М.Карамзин (1766-1826).
Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка.
Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского (1811-1848), «…преобразовал русский язык… и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи».
В.Г.Белинский
Н.М.Карамзин
Слайд 25Отечественная война 1812 года, порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к
жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А.Жуковский (1783 – 1852). В своих произведениях он часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Его активная переводческая деятельность знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Д.Байрона, Ф. Шиллера и др.
Слайд 26Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева
(1795-1926), В.К.Кюхельбекера (1796-1846).
К.Ф.Рылеев
В.К.Кюхельбекер
Слайд 27Русская литература первой половины XIX века необычайно богата яркими именами.
Величайшими
поэтами и прозаиками были А.С.Пушкин (1799-1837), а с 30-х годов - М.Ю.Лермонтов (1814-1841).
С их творчеством связано утверждение реалистического направления в русской литературе.
Слайд 28Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя (1809-1852). Его
творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы Ф.М.Достоевский (1821-1881), М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889), Н.А.Некрасов (1821-1878), И.С.Тургенев (1818-1883), И.А.Гончаров (1812-1891).
Н.В.Гоголь Ф.М.Достоевский М.Е.Салтыков Н.А.Некрасов И.С.Тургенев И.А.Гончаров
-Щедрин
Слайд 29Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала
творческая деятельность А.В.Кольцова (1809-1842), поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева (1803-1873).
Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского (1800-1844).
А.В.Кольцов Ф.И.Тютчев Е.А.Баратынский
Слайд 30 5. Театр
Значительным явлением культурной жизни России стал театр.
Популярность театрального искусства
росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. В Петербурге их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой (Драматический) и Малый театры.
Дворцовый театр в Эрмитаже
В 1827 году в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли.
Слайд 31В 1832 году в Петербурге по проекту К.И.Росси (1775-1849) было построено
здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники.
В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александринским (ныне - театр им. А.С.Пушкина).
Слайд 32В 1833 году в Петербурге по проекту А.П. Брюллова (1798-1877) и
А.М. Горностаева (1808-1862) завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского).
А.П. Брюллов А.М. Горностаев
Свое наименование он получил в честь брата Николая I -
великого князя Михаила Павловича.
Слайд 33В Москве в 1824 году по проекту О.И. Бове (1784-1834)
открылся Малый театр, а в 1825 году завершилось строительство Большого театра по проекту О.И. Бове, А.А. Михайлова (1773-1849), А.К. Кавоса (1800-1863)
О.И. Бове Малый театр
А.А. Михайлов А.К. Кавос Большой театр
Слайд 34С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе
от ума" А.С.Грибоедова (1795-1829), "Ревизор" Н.В.Гоголя (1809-1852).
Слайд 35В начале 50-х годов появились первые пьесы А.Н.Островского (1823-1886) - «Не
в свои сани не садись» (1852), впервые поставленная в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 года.
В 1822 году в Малом театре начал играть комедийный актер М.С.Щепкин (1788-1863), исполнявший роли Фамусова в «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре».
Слайд 36Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин
(1802-1853) – игравший роли Гамлета, Отелло, Короля Лира; П.С.Мочалов (1800-1848), игравший на сцене Московского драматического театра роли людей с сильными характерами и страстями: Отелло, Ричарда III, Гамлета и Чацкого.
Слайд 37Значительных успехов. добился балетный театр.
В тот период балетный театр во многом
был связан с именами знаменитых балетмейстеров:
Ш-Л.Дидло (1767-1837) и Ж-Ж.Перро (1810-1892). В 1815 году на сцене Большого театра Петербурга дебютировала русская танцовщица А.И.Истомина (1799-1848).
В девятилетнем возрасте Авдотья Истомина впервые в жизни вышла на сцену в балете Ш-Л. Дидло «Зефир и Флора». В числе других маленьких танцовщиц она была в свите Флоры, выезжая на сцену на огромном лебеде. Она исполнила множество детских ролей, а в балет «Зефир и Флора» вернулась уже танцовщицей, исполнив в нем поочередно все партии, пока не дошла до самой главной – партии Флоры. Это было в 1818 году.
Первой из русских танцовщиц сделала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда изумительным, никогда не виданным новшеством.
Слайд 38 6. Музыка
Первая половина XIX века стала временем формирования в России
национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера.
Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки (1804-1857). Созданные им оперы: 27 ноября 1836 года "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), 9 декабря 1842 года "Руслан и Людмила« поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической оперной музыки.
Слайд 39Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского (1813-1869),
который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов были созданы его оперы "Русалка" и "Каменный гость", написанная на стихи А.С.Пушкина.
Слайд 40Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у
немецкой, итальянской и французской школ, а искали собственные пути музыкального самовыражения. Многовековое музыкальное народное творчество дало мощный импульс для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса-особой разновидности музыкального жанра.
К числу талантливейших композиторов относились А.А.Алябьев (1787-1851)-автор более чем 200 романсов и песен (романс «Соловей»),
А.Е.Варламов (1801-1848)-(романс «Красный сарафан»), А.Л.Гурилев (1803-1858)-(романс «Матушка-голубушка»). Эти романсы популярны и сегодня. А.Н.Верстовский (1789-1862)- представитель романтического направления в музыке и автор оперы «Аскольдова могила».
А.А. Алябьев
А.Н.Верстовский
А.Е. Варламов
А.Л. Гурилев
Слайд 417. Живопись и скульптура
В изобразительном искусстве, так же как и в
литературе, утверждался романтизм и реализм.
Официальным направлением в живописи был академический классицизм и портретный жанр.
Ярким представителем романтизма был
О.А. Кипренский (1782-1836), кисти которого принадлежали портреты В.А. Жуковского, 1816 год и А.С. Пушкина, 1827 год
1816 год
Слайд 42Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова (1799-1852)
В его разнообразных по
жанру картинах (историческая живопись, портрет, пейзаж) отразились художественные и идейные искания общественной жизни.
Картина "Последний день Помпеи«, 1830-1833 годы вызвала восторг современников и принесла ему европейскую славу.
Слайд 43Особое место в живописи занимает творчество
А.А. Иванова (1806-1858)
Его картина «Явление
Христа народу», 1827-1837 годы стала событием в мировом искусстве. Она представляет собой шедевр сочетания библейского сюжета с глубокими философскими, нравственными, этическими и социальными раздумьями автора.
Слайд 44Постепенно в живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых
обратился
А.Г. Венецианов (1780—1847)
Его картины «На пашне», 1820-е годы,
«Захарка», 1825 год,
«Утро помещицы», 1823 год
посвящены простым людям, связаны с жизнью и бытом народа.
Слайд 45Продолжателем традиций
А.Г. Венецианова был
П.А. Федотов (1815-1852)
Его полотна не
только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества
«Сватовство майора», 1848 год, «Свежий кавалер», 1846 год
Слайд 46На рубеже XVIII-XIX веков наметился подъем русской монументальной скульптуры.
П.А. Мартос
(1754-1835) воздвиг первый в Москве памятник- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади, 1804-1818 годы
Слайд 47Интересный факт:
4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину
и Пожарскому, работы скульптора Зураба Церетели-уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника.
Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.
Слайд 48По проекту Анри Огюста Рикара де Монферрана (1786-1858) в 1830-1834 годах
была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 года.
Слайд 49Б.И. Орловский (1791/1793-1837) создал памятники
М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де
Толли в Петербурге
Памятник генерал-фельдмаршалу
М. Б. Барклаю де Толли
перед Казанским собором
в С.-Петербурге,
1837
Памятник генерал-фельдмаршалу
М.И. Кутузову
перед Казанским собором
в С.-Петербурге,
1837
Слайд 50И.П.Витали (1794-1855) оформил скульптуры фонтанов на Театральной площади в Москве
П.К.Клодт (1805-1867)
воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Николая I в Петербурге.
Слайд 518. Архитектура
Развитие русского градостроительства в первой половине XIX века стимулировало творческий
поиск русских архитекторов и тесно связано с традициями позднего классицизма. Для него характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик, появляются проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью.
Слайд 52К.И. Росси (1775-1849)
На Дворцовой площади построил здание Генерального штаба (1819-1829)
в 1829-1834
годах создает здания Сената и Синода,
Михайловский дворец (1819-1825),
Александринский театр (1832)
и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси)
Сенат
ныне Конституционный суд
Синод
ныне Библиотека им. Б.Н.Ельцина
Михайловский дворец
Александринский театр
Слайд 53В Петербурге строятся:
Смольный институт
(1806-1808)
Д.Кваренги (1744-1817)
Здание Биржи (1805-1816)
с Ростральными
колоннами (1805-1810)
Ж. Тома-де-Томон (1760-1813)
Слайд 54
А.Н.Воронихин (1759-1814)
О.Монферран (1786-1858) А.Д.Захаров (1761-1811)
Казанский собор (1801-1811) Исаакиевский собор (1818-1858) Адмиралтейство (1704-1706)
Слайд 55В 1837-1843 годах А.П.Брюллов (1798-1877)
строит здание
Штаба гвардейского корпуса
Ф.П.Толстой (1783-1873)
создал серию барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 года
Слайд 56После пожара 1812 года быстро восстанавливалась и отстраивалась Москва по традициям
классицизма, но с меньшим размахом, чем столица России Петербург.
Крупным архитектурным ансамблем стала
Манежная площадь
со зданиями Университета (перестроенным Д.И.Жилярди),
Манежа и Александровским садом (архитектор О.И.Бове)
Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращающихся из заграничного похода 1813-1815 годов
Слайд 57После окончания Отечественной войны 1812 года император Александр I решил убрать
реку Неглинку под землю, заключив в трубу длиной три километра, работами руководил строитель Егор Челиев (1771-1839). На освободившемся месте в 1819-1823 годах разбили сады, получившие название Кремлевские по проекту архитектора О.И.Бове в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года.
Для устройства сада местность выровняли и покрыли дёрном, посадили липы, берёзы, рябины и другие деревья и кустарники, цветы.
На главный вход установили чугунные ворота, с изображением символов победы в Отечественной войне 1812 года, выполненные архитектором Е.Ф.Паскалем (1791-1864).
Этот сад имел мемориальное значение — он создавался в честь победы в Отечественной войне, а также предназначался для общественного пользования и отдыха.
После коронации Александра II (1855-1881)в 1856 году сады переименовали в Александровские.
Слайд 58Архитектор К.А.Тон (1794-1881) преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец в
1838—1849 годах и здание Оружейной палаты в 1851 году. По его проекту на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя (1839-1883). Он был задуман как символ избавления от нашествия французов в 1812 году в память о великой и славной победе над войсками Наполеона в Отечественной войне.
Оружейная палата
Большой Кремлевский дворец
Храм Христа Спасителя
Слайд 59Существенные преобразования были осуществлены лишь в самом центре Москвы, не изменив
в целом ее привычного облика. Она оставалась преимущественно деревянной.
Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы А.И. Мельников (1784-1854), В.П.Стасов (1769-1848) и другие.
По проекту В.П.Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.
В Одессе по проекту А.И.Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.
В.П.Стасов Никольский А.И.Мельников Приморский бульвар
казачий собор
Слайд 60
Заключение
К концу первой половины ХIХ века в архитектуре начал проявляться кризис
классицизма.
Сдержанность и лаконичность классицизма заменялись излишним украшательством. Получил распространение «русско-византийский стиль», мало связанный с национальными градостроительными традициями.