Презентация, доклад Православие в годы Великой Отечественной войны

Содержание

Участие Русской Православной Церкви в войне. Духовный подвиг Русской Православной Церкви.Важнейший фактор любой войны – духовный. Это хорошо знают руководители государств, это хорошо знают военные начальники. Поэтому Гитлер и его сообщники привлекли на службу многочисленных служителей

Слайд 1Патриотическое служение Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
Заступничество Бога и

Пресвятой Богородицы за Россию. Никогда Пресвятая Богородица не оставляла Россию своим небесным покровительством. Особенно Благодатный Покров Богородицы явил свою силу во время Великой Отечественной войны. Перед самым началом войны одному старцу Валаамского монастыря было три явления Божией Матери. В этих видениях Богородица вместе с сонмом святых стояла у престола Господа и молила его о спасении России. Господь отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Но Божия Матерь продолжала молить Господа, говоря: «Вспомни. Сын Мой, как Я стояла у Твоего Креста». И Господь смилостивился: «Я не оставлю Россию… Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
Патриотическое служение Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны Заступничество Бога и Пресвятой Богородицы за Россию. Никогда

Слайд 2Участие Русской Православной Церкви в войне. Духовный подвиг Русской Православной Церкви.
Важнейший

фактор любой войны – духовный.
Это хорошо знают руководители государств, это хорошо знают военные начальники.


Поэтому Гитлер и его сообщники привлекли на службу многочисленных служителей темных сил:
оккультистов, астрологов, рассчитывая с их помощью победить весь мир.
Духовной силой, которая встала на защиту Советского Союза, была Русская Православная Церковь
во всей ее соборной полноте: от митрополита Сергия, непрестанно молившегося о победе страны,
до миллионов верующих в нашей стране. Русская Православная Церковь и народ, несмотря на то что
правительство не отказалось от безбожия, объединились перед лицом внешнего врага, показав большую
жертвенность и способность на подвиг до самопожертвования.
Участие Русской Православной Церкви в войне. Духовный подвиг Русской Православной Церкви.Важнейший фактор любой войны – духовный. Это

Слайд 3Митрополит Антиохийского патриархата Илия

Митрополит Антиохийского патриархата Илия

Слайд 4Архимандрит Алипий  (Иван Михайлович Воронов) 1914-1975гг.
Учился в вечерней студии при Московском Союзе

советских художников в бывшей мастерской Сурикова.
С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль За отвагу, несколько медалей За боевые заслуги.
С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск).
С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Архимандрит Алипий  (Иван Михайлович Воронов) 1914-1975гг. Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей

Слайд 5Архимандрит Нифонт (Николай Глазов) (1918-2004)  
Получал педагогическое образование, преподавал в школе.  В 1939

году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.
После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».
Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова. В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.
После окончания Московской духовной академии  направлен в Новосибирскую епархию

Архимандрит Нифонт (Николай Глазов) (1918-2004)   Получал педагогическое образование, преподавал в школе.  В 1939 году призван служить

Слайд 6Протоиерей Николай Колосов (1915-2011)  
Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал

в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск —  Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию.
Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через хрущевские гонения.
Протоиерей Николай Колосов (1915-2011)   Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области,

Слайд 7Архиепископ Михей  (Александр Александрович Хархаров) (1921-2005)  
Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал

участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.
В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.
С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.
Архиепископ Михей  (Александр Александрович Хархаров) (1921-2005)   Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в

Слайд 8Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921—1994)
В начале Великой Отечественной войны был призван в

армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.
В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. — докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий.
С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем — во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921—1994) В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С декабря 1941

Слайд 9Монахиня Адриана (Наталия Владимировна Малышева) (1921-2012)
Ушла на фронт с третьего курса МАИ,

была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.
Монахиня Адриана  (Наталия Владимировна Малышева) (1921-2012) Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в

Слайд 10Протоиерей Василий Брылев (1924-2011)
В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо

Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован.
После войны закончил Московскую Духовную семинарию в 1950 году, рукоположен во священники. Был настоятелем многих храмов, добивался, чтобы храмы не закрывали. В последние годы жизни был настоятелем Спасского храма села Большой Свинорье, Наро-Фоминского района Московской области.
 
Протоиерей Василий Брылев (1924-2011)  В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо Ржевом. На Курской

Слайд 11  Протоиерей Ариан Пневский (1924 г.р.)
Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории

современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака. Молодому партизану Ариану Пневскому довелось участвовать в рейдах по фашистским тылам и диверсиях, надолго сковывающих действия армии противника. После первого ранения семье отца Ариана по ошибке была отправлена «похоронка». Выписавшись из госпиталя, отец Ариан был направлен в танковые войска. Во время боя, в результате прямого попадания в танк вражеского снаряда сдетонировал боекомплект. Как правило, в таких случаях никто из членов экипажа в живых не остается, и родственники получили уже вторую похоронку. Но, к счастью, опять преждевременную. Вернуться домой отец Ариан смог уже после войны, лишь в конце 45-го года.
В 1945 году он поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую в 1949 году с отличием окончил. Основной период пастырского служения отца Ариана пришелся на годы хрущевских гонений на Церковь. Об этом страшном времени издевательств над Православием о.Ариан всегда говорит: «Не дай вам Бог пережить что-то подобное».

  Протоиерей Ариан Пневский (1924 г.р.) Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал

Слайд 12Протоиерей Алексий Осипов (1924-2004)
Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу.

Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе.
Закончил  Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника.
Протоиерей Алексий Осипов (1924-2004)Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу. Направлен в дивизион тяжелых минометов

Слайд 13Протоиерей Борис Бартов (1926 г.р.)
Призван в армию с третьего курса
Машиностроительного техникума

в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. «Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…».
После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. Ныне — почетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура.
Протоиерей Борис Бартов (1926 г.р.) Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный,

Слайд 14Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002)
Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на

Алтае в крестьянской семье.
В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.
После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три — во священники.
Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002) Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.В

Слайд 15Протоиерей Сергий Вишневский (1926 г.р.)
В 1941 году учился в ремесленном училище на

автозаводе имени Молотова в Горьком, попал под первую бомбежку. В армию призван в 1943 г. Служил в пехоте, охранял склады с боеприпасами. При росте 149 см весил 36 кг.
После войны отец Сергий закончил духовные семинарию и Академию, в 1952 году принял священство. Настоятель храма святых Флора и Лавра в селе Флоровское Ярославской области.
Протоиерей Сергий Вишневский (1926 г.р.) В 1941 году учился в ремесленном училище на автозаводе имени Молотова в

Слайд 16Протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.)
После школы был призван на фронт и направлен

в Ленинград. Пережил блокаду.  «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму».
Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии.
 
 
Протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.) После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. 

Слайд 17Протодиакон Николай Попович (1926 г.р.)
В 1943 году, имея бронь на Московском авиационном

заводе, Николай Попович ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета «Максим». В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды.  Пройдя с боями Белоруссию, Литву и Польшу, был тяжело ранен осколком в голову на подступах к Восточной Пруссии, направлен на излечение в госпиталь в г. Чкалов и впоследствии демобилизован. После войны получил два высших образования – юридическое и экономическое. Работал в Госплане Российской Федерации, занимал ответственные посты в системе Госкомитета по труду и заработной плате при Совете Министров СССР.
 

Узнав о вводе советских войск в Чехословакию – к тому времени он был уже верующим, – решительно положил свой партбилет на стол перед онемевшим секретарем райкома партии и, по благословению духовника, ушел в церковные сторожа.

Протодиакон Николай Попович (1926 г.р.) В 1943 году, имея бронь на Московском авиационном заводе, Николай Попович ушел

Слайд 18Протодиакон Маркиан Пасторов
Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в

семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году.
В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.
По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на “сибирских курсах”». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области.
Протодиакон Маркиан Пасторов Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона

Слайд 19Монах Самуил (Мальков Алексей Иванович) (1924 г.р.)
Насельник Саввино-Сторожевского монастыря.
До ухода на фронт

учился во 2-м Московском пулеметном училище. Призван на фронт, сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком.  На Курской дуге был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем направлен в Киевское танковое училище. Работал в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения)  старшим инженером-конструктором. Ушел на пенсию в 1974 году.
В 2001 году принял монашеский постриг.
 
 
Монах Самуил  (Мальков Алексей Иванович) (1924 г.р.) Насельник Саввино-Сторожевского монастыря.До ухода на фронт учился во 2-м

Слайд 20Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)
Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).
Существует множество

воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.
… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.
Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…
Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!». И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».
Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».
 
Матушка София  (Екатерина Михайловна Ошарина)  Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).Существует множество воспоминаний о молебне русских

Слайд 21Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв) 1910-1988
Был мобилизован в октябре 1941. 5 мая

1942 получил ранение, а после излечения вновь отправлен на передовую. После вторичного ранения был как нестроевой откомандирован в военно-дорожный отряд.
Награждён медалью «За боевые заслуги» и рядом других военных наград. Награждён орденом Отечественной войны I степени (в 1985, в связи с 40-летием победы в войне).
 
Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв) 1910-1988 Был мобилизован в октябре 1941. 5 мая 1942 получил ранение, а после

Слайд 22Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919 г. р.)
Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.
Участник Великой

Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.
Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался.
После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита
Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919 г. р.) Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал

Слайд 23Архимандрит Петр (Кучер) 1926г
Духовник Боголюбского монастыря. С 2010 года на покое.
В сентябре 1943 года

в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта 
на Днестре в районе города  Бендерыи участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии  и Чехословакии.
Награждён несколькими боевыми наградами, среди которых — орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.
Демобилизовался осенью 1950 года, майор в отставке.

Архимандрит Петр (Кучер) 1926г Духовник Боголюбского монастыря. С 2010 года на покое.В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был

Слайд 24Патриарший архидиакон Андрей Мазур (1927 г.р.)
В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в

военных действиях под Берлином.
Награды:
Орден Отечественной войны 2-й степени (1985).
Медаль «За взятие Берлина» (1945).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945). «Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин. Там я попал в госпиталь. Ранен не был, просто заболел: кормили в армии очень плохо. Каждый стремился попасть в наряд на кухню, чтобы хоть чем-то поживиться. Помню, картошку чистили, а очистки собирали, пекли в землянке на «буржуйке» и ели. Хорошо, родители посылали хлеб. Не всегда посылки доходили, но иногда все же что-то получали. Когда я вернулся после госпиталя, меня хотели отправить в школу милиции. Тогда отец отвез меня в Почаевскую лавру, где я стал послушником».
Патриарший архидиакон Андрей Мазур (1927 г.р.) В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином.Награды:Орден

Слайд 25Протоиерей Василий Ермаков (1927-2007)
Родился в городе Болхове Орловской губернии в крестьянской семье.

Первые наставления в церковной вере получил в семье от отца, поскольку все 28 церквей небольшого города к 30-м годам были закрыты. Пошел в школу в 1933 году, к 1941 году окончил семь классов средней школы. В октябре 1941 года немцы с боями захватили город Болхов. Молодёжь от четырнадцати лет и старше отправлялась на принудительные работы: чистить дороги, рыть окопы, засыпать воронки, строить мост. Во время оккупации, с 16 октября 1941 года в городе была открыта церковь ХVII века во имя святителя Алексия, митрополита Московского, расположенная на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова. Служил в церкви священник Василий Верёвкин. В этом храме Василий Ермаков впервые посетил службу, с Рождества Христова 1942 года стал ходить на службы регулярно, с 30 марта 1942 года стал прислуживать в алтаре.
16 июля 1943 года вместе с сестрой попал в облаву и 1 сентября был пригнан в лагерь Палдиский в Эстонии. Таллиннское православное духовенство совершали в лагере богослужения, и в числе прочих в лагерь приезжал протоиерей Михаил Ридигер, с которым Василий Ермаков тогда же познакомился и подружился. В лагере Василий Ермаков пробыл до 14 октября 1943 года: священник Василий Верёвкин, находившийся там же в лагере, причислил его к своей семье, когда вышел приказ освободить из лагеря священников и их семьи.
До конца войны вместе с Алексеем Ридигером, сыном протоиерея Михаила, служил иподьяконом у епископа Нарвского Павла и одновременно работал на частной фабрике. 22 сентября 1944 года город Таллин был освобождён советскими войсками.
После освобождения Василий Ермаков был мобилизован и направлен в штаб Балтийского флота, в свободное время выполняя обязанности звонаря, иподьякона, алтарника в соборе Александра Невского в Таллине.

Протоиерей Василий Ермаков (1927-2007) Родился в городе Болхове Орловской губернии в крестьянской семье. Первые наставления в церковной

Слайд 26Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001)
По окончании средней школы был зачислен

в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулемётных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался в 1943 году.
 
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001) По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулемётное училище

Слайд 27Иеромонах Сергий (Хомутов) (1924 г. р.)
Один из старейших священников Кузбасской митрополии. Отец Сергий

(в миру Сергей Александрович Хомутов) родился 5 мая 1924 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. В годы войны был призван в армию, воевал в составе 75-го отдельного артиллерийского дивизиона радиотелеграфистом. После войны вернулся домой, к родителям.

Окончил курсы чертежников, работал на Кузнецком металлургическом комбинате художником. В 1958 году принял священный сан, в последние десятилетия служил в приходах на территории Кузбасской митрополии. В 2000 году был почислен на покой по состоянию здоровья.
 

Иеромонах Сергий (Хомутов) (1924 г. р.) Один из старейших священников Кузбасской митрополии. Отец Сергий (в миру Сергей Александрович

Слайд 28Вера советских воинов. Вера маршала Жукова.
Во время войны обнаружилась вера многих

русских воинов: рядовых, офицеров и генералов. Солдаты и офицеры молили Господа о сохранении жизни и о победе. Глубоко верующим человеком был начальник Генеральского штаба Советской Армии Б.М. Шапошников. И, может быть, олицетворением этой веры стал Маршал Победы – Г.К. Жуков, который своим воинским подвигом спас Россию. Известно, что всю войну он возил с собой икону Казанской Божией Матери. История донесла до нас встречу Жукова со старцем Нектарием, который сказал ему: «Учись военному делу, это тебе пригодится».
Во время войны были совершены многие крестные ходы. Так, крестным ходом обходили Ленинград и Сталинград. Крестным ходом с иконой облетали Москву перед Московской битвой.
Во время войны часто совершались молебны. Г.К. Жуков в своей беседе с писателем Юрием Бондыревым вспоминал, что накануне Сталинградского наступления был отслужен молебен перед иконой Казанской Божией Матери. Служили молебны и перед другими битвами. Например, Кенигсберг взяли после того, как отслужили молебен.

Вера советских воинов. Вера маршала Жукова.Во время войны обнаружилась вера многих русских воинов: рядовых, офицеров и генералов.

Слайд 29Русская Православная церковь
4 сентября 1943 года состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского),

Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным. С утра следующего дня НКГБ СССР по приказу Сталина выделили в распоряжение митрополита Сергия автомашину с шофером и горючим. Один день потребовался НКГБ для приведения в порядок особняка, отданного патриархии, и 7 сентября митрополит Сергий со своим небольшим штатом переселился в Чистый переулок. И уже на одиннадцать часов следующего дня было назначено открытие Собора архиереев, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Результатом этого избрания стало восстановление церковных органов управления, открытие тысяч храмов, духовных академий и семинарий.
Русская Православная церковь4 сентября 1943 года состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со

Слайд 30Подвиг преподобного Серафима Вырицкого
Широким народным почитанием пользуется Серафим Вырицкий (в миру

Василий Николаевич Муравьев). Он родился в 1865 году в Ярославской губернии, в крестьянской семье. Ему с ранних лет пришлось уехать в Петербург, чтобы зарабатывать на жизнь. Здесь он стал купцом, вел торговлю с Европой. Дела шли очень успешно. Он стал миллионером, но большую часть своих доходов отдавал в храм и нуждающимся. В 30 лет Василий Николаевич решил полностью посвятить себя монашескому деланию. Но принял монашество только после революции, в 1922 году. Он стал насельником Александро-Невской лавры. В 1927 году принял схиму с именем Серафим и стал духовником Александро-Невской лавры. Тысячи людей в это тяжелое время шли к нему за помощью и получали просимое.
Подвиг преподобного Серафима ВырицкогоШироким народным почитанием пользуется Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев). Он родился в

Слайд 31Преподобный Серафим Вырицкий
С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления

на камне - стал совершать его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду
Преподобный Серафим ВырицкийС началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его

Слайд 32Преподобный Серафим Вырицкий
Однажды к нему обратился епископ Алексий (Симансикий), который хотел

уехать за границу. Но еще до того, как был задан вопрос, старец Серафим ответил: «Многие сейчас хотели бы за границу уехать. А на кого Россию оставляют? Ничего не страшитесь, владыка, Вы нужны России. Вы будете Патриархом всея Руси и будете править 25 лет».
Преподобный Серафим Вырицкий Однажды к нему обратился епископ Алексий (Симансикий), который хотел уехать за границу. Но еще

Слайд 33Молитва блаженной Матроны Московской
Особо почитаемая в народе блаженная Матрона (Матрона Димитриевна

Никонова) родилась в 1885 году в Тульской губернии четвертым ребенком. Из-за крайней бедности, в которой жила семья, мать, еще до рождения ребенка, решила отдать его в приют князя Голицина. Но, увидев вещий сон, – еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку – мать поняла, что сон пророческий и отказалась от мысли отдать ребенка в приют.
Матронушку часто дети дразнили, издевались над ней: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой. Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: «Дитя ты мое несчастное!» — она удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша». Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим детям.

Молитва блаженной Матроны МосковскойОсобо почитаемая в народе блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в

Слайд 34Матрона Московская
До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным

Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.
Матрона МосковскаяДо нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы

Слайд 35Матрона Московская

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась

возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. И в таком состоянии она жила пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»
Еще задолго до войны она стала предупреждать людей о предстоящей войне. Но говорила она и о нашей победе: «Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». Говорила она и о том, что немцы Москву не возьмут: «Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».
Всю войну матушка молилась о нашей победе. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Известно ее предсказание, что немцы не войдут в Тулу, и они в Тулу не вошли.

Матрона Московская Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись

Слайд 36Приход Н.С. Хрущева к власти и новый этап системной борьбы с

Церковью.

С приходом Н.С. Хрущева началась новая волна политической борьбы с Церковью. В годы так называемой «хрущевской оттепели», которая дала обществу некоторые политические свободы, для Церкви наступила страшная зима: против нее вновь была развязана война.

Приход Н.С. Хрущева к власти и новый этап системной борьбы с Церковью.С приходом Н.С. Хрущева началась новая

Слайд 37Подвиг Патриарха Алексия I.
Во второй половине 1950-х годов, когда советское государство

вновь взяло курс на уничтожение Церкви, потребовалась сила и молитва Церкви, мудрость, мужество и воля Патриарха Алексия, чтобы выдержать эту борьбу и сохранить Церковь.
В последующие годы, после отставки Н.С.Хрущёва, вплоть до кончины Святейшего Патриарха Алексия и при Патриархе Пимене, Церковь не подвергалась жестким репрессивным мерам воздействия. Государство, хотя и продолжало находиться под определяющим влиянием КПСС, не выступало инициатором тотальных антирелигиозных кампаний. Прекратились массовые закрытия церквей, монастырей, духовных учебных заведений, активные административные гонения на духовенство и верующих. Однако церкви, закрытые в годы правления Хрущёва, не были возвращены верующим.
Подвиг Патриарха Алексия I.Во второй половине 1950-х годов, когда советское государство вновь взяло курс на уничтожение Церкви,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть