Слайд 1Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области
«Назийский центр социально-трудовой адаптации и
профориентации»
Канавушка
ладожская
Учитель истории и обществознания: Декопова Людмила Петровна
Слайд 2Ла́дожский, позднее Петро́вский или Старола́дожский кана́л — построенный в начале XVIII века 117-километровый водный транспортный путь
вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Карта канала Императора Петра Великого (1741—1742)
Слайд 3Вдоль побережья Ладожского озера, с юго-восточной до юго-западной части, на некотором
удалении, протекают Старый и Новый ладожские каналы. Оба они параллельны между собой.
Слайд 4Староладожский канал
Строительство канала началось в 1719 году, при царе Петре I.
В то время намерение поддержки торговли через Балтику с Европой было проблематичным без расширения водных путей. Строительство Староладожского канала (Императора Петра Великого, Петровского) было предначертано буйным нравом Ладожского озера. Переход судов по озеру являлся одним из самых трудных и небезопасных — частые штормовые ветра на Ладоге были причиной гибели большого множества кораблей с грузом. На тонувших судах, кроме купеческих товаров, проходивших транзитом в Балтийское море, перевозились товары, необходимые для интенсивно застраивающейся в то время северной столицы. Петербургу были необходимы в больших количествах продовольствие и строительные материалы. 19 сентября 1718 г. Петр I издаёт указ по проведению подготовительного этапа стройки.
В указе сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».
Длина канала – около 117 км. Исток - р. Паша, устье – р. Нева.
Слайд 5Для строительства каналов планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд.
Первые наброски проектирования были сделаны лично Петром I . Работа по строительству началась 22 марта 1719 г. По слухам Петр I лично наполнил землёй первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины. Изначально работами руководил генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Ему поручили изыскание трассы и составление технического проекта. К строительству были привлечены тысячи людей. Из-за невероятно-тяжёлых условий труда на стройке была очень высокая смертность. Петр I посылал на строительство канала все новые и новые полки.
Слайд 6Протяженность канала составляла 104 версты (111 км), ширина 20- 25 м.
Канал планировалось соорудить за два года, но шла затяжная Северная война, и денег в казне катастрофически не хватало.
Слайд 7Петр I ввёл обязательный канальный налог: для крестьян он составлял 70
копеек с двора, а для купцов 5 копеек с каждого рубля от их доходов. Таким образом, вся Россия принимала участие в строительстве канала: кто-то – руками, а кто-то – деньгами. На строительство канала было привлечено более 60 тысяч человек: 15 тысяч казаков, 12 тысяч драгун и 35 тысяч вольнонаёмных людей. Было даже организовано «производственное обучение»: людей знавших грамоту, дополнительно обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики. Это была по настоящему народная стройка, третья по масштабу стройка в эпоху Петра I. Первые две стройки - это конечно же, Петербург и Кронштадт.
Слайд 8В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но
война с Персией вынудила отозвать эти части, да и внимание Петра I было отвлечено. Царский контроль над строительством ослаб. По возвращении из военного похода в феврале 1723 г. Петр I вновь уделил должное внимание строительству канала. Осенью 1723 г. Петр I лично посетил места строительства канала и осмотрел проведенные работы. Он был очень недоволен медленными темпами работ и многочисленными техническими нарушениями и просчетами. По результатам осмотра Григорий Скорняков-Писарев и шлюзовые мастера-немцы были отстранены от дел и арестованы за «неискусное ведение дел». На должность главного мастера и руководителя работ был назначен генерал-лейтенант Бурхарт-Христофор фон Миних.
С назначением Миниха исполнение всех земляных работ было возложено на военных. И уже летом 1725 г. к строительству канала были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). Бурхарт-Христофор фон Миних смог улучшить снабжение стройки, были значительно улучшены бытовые условия рабочих, стали вовремя выплачивать жалование. Строительные работы возобновились с прежней силой.
Слайд 9Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, предложил усовершенствовать проект
канала. Для того, что бы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2.1 метра были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.
В некоторых местах укреплённые работой берега были уложены плиткой. Регулирующие водоспуски строили речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озерные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска излишней воды осенью в ладожское озеро. «Зюйдские» водоспуски строили на реках впадающих в канал и каналах прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков. Все водоспуски служили мостами на «бечевнике». «Бечевником» называлась дорога для лошадей, которых впоследствии использовали на канале для проводки судов и барж. Водоспуски отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. При некоторых водоспусках в конце XVIII века были построены двухэтажные каменные караульные дома. Так же, в течении XVIII века, обновлялись и заменялись новыми шлюзы, водоспуски, мосты
Слайд 10Резервное водохранилище Ладожского канала
Канал питался водой из рек и специально устроенных
с его южной стороны прудов-резервуаров.
Слайд 11Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитными блоками и приобрели архитектурное изящество.
Эти сооружения украсили близлежащие ландшафты, которые до этого были совсем дикими.
Слайд 12В некоторых местах укреплённые работой берега были уложены плиткой.
Слайд 13Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, предложил усовершенствовать проект
канала. Для того, что бы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2.1 метра были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.
Шлюз в западном устье (Шлиссельбург)
Шлюз в восточном устье (Новая Ладога)
Слайд 14Ладожский канал в Шлиссельбурге, шлюз
Слайд 15Регулирующие водоспуски строили речные, (с южной стороны канала) и озерные, (с
северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска излишней воды осенью в ладожское озеро. «Зюйдские» водоспуски строили на реках впадающих в канал и каналах прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору.
Слайд 16Водоспуск на Староладожском канале
Слайд 17На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков. Все водоспуски служили мостами
на «бечевнике». «Бечевником» называлась дорога для лошадей, которых впоследствии использовали на канале для проводки судов и барж.
Слайд 18 В октябре 1724 г . Петр I посетил канал и
проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал.
Слайд 19После смерти Петра I на престол вступила Екатерина I , темпы
работ на канале несколько замедлились. И только благодаря неустанным стараниям Миниха летом 1728 г. удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала – от реки Кобоны до Невы. Этот участок оказался самым трудным - грунты на этом участке были очень каменистыми. Из-за чего, лишь к ноябрю 1730 г. рытьё и отделка канала были завершены в Шлиссельбурге.
Слайд 20 Весной 1731 г. уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь
канал целиком, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге. По каналу начали ходить суда. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Слайд 21Ладожский канал, Начало навигации,
Петровский канал, Староладожский канал
Слайд 22Эксплуатация Староладожского канала
С вводом в эксплуатацию Староладожского канала значительно возросло значение
Вышневолоцкой системы, сооружение которой было начато в 1709 году. Значительно возрос речной грузооборот по внутренним российским водным системам сопредельных губерний. Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. Основным занятием населения стал судовой промысел – проводка судов по каналу с помощью лошадей и другие виды обслуживания судоходства. Так же, канал дал ощутимый толчок в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.
Слайд 23Первоначально водный путь обслуживали два батальона Коломенского гарнизонного полка, но в
1735 году по прошению Миниха был сформирован особый батальон из прибалтийских полков и бурлаков – добровольцев, составлявший 4 роты численностью более 700 человек. Слободы батальона равномерно размещались вдоль канала через каждые 24 версты. У солдат и офицеров даже была особая форма – зелёные кафтаны с красными нашивками. Петровский канал был приравнён к военным стратегическим объектам. В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, и Военная коллегия расформировала батальон. Все водные сообщения осуществлялись с помощью конной (бечевой) тяги, редко с помощью бурлаков.
Слайд 24Сплав леса по Петровскому каналу. Фото 1909 года
Слайд 25После десяти лет эксплуатации, без надлежащего контроля и ухода шлюзы и
водоспуски стали постепенно разрушаться, обваливались различные откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. По ложному обвинению Миниха незаконно осудили и отправили в сибирскую ссылку. Назначенный в 1759-1762 гг. директором канала А.П. Ганнибал, «арап Петра Великого», не сумел исправить неполадки на канале. И лишь Миних, возвращенный из ссылки Екатериной II в 1762 году и назначенный на должность генерал-директора канала, смог получить средства на восстановление гидротехнических сооружений и расчистку русла канала. В 1765 году Екатерина II прибыла на осмотр Петровского канала. Убедившись в трудности вхождения в него судов, императрица приказала построить новый вход. Впоследствии этот вход был прорыт и назван Екатерининским устьем канала Петра Великого. В 1790 году то же самое было сделано и в Шлиссельбурге для спуска плотов из бревен – «гонок».
Слайд 26Работы по очистке дна Староладожского канала
Слайд 27Все водные сообщения осуществлялись с помощью конной (бечевой) тяги, редко с
помощью бурлаков. Лошади шли по береговым булыжным дорогам (бечевникам) с обеих сторон канала в зависимости от того, в каком направлении двигалось судно
Слайд 28В XVIII - XIX вв. по каналу ходили трешкоты – специальные
плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.
Слайд 29Повысилась пропускная способность канала. Навигация продолжалась от 100 до 200 дней
в году в зависимости от погоды. В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. В главном управлении Путей сообщения учредили «Комитет по благоустройству нового Ладожского канала». После постройки Новоладожского канала, Староладожский стал выполнять вспомогательную функцию. Он использовался для проводки плотов, барок с сеном и судов-порожняков возвращавшихся из столицы.
Старый канал сняли с баланса Волго-Балтийского водного пути в 1962 году.
Ладожский канал. Группа инженеров и рабочих на борту землечерпалки
Слайд 30Староладожский канал и крепость Орешек
Слайд 31На данный момент Староладожский канал значительно зарос травой и камышом, а
так же сильно загрязнён, и не пригоден для судоходства. В черте города Шлиссельбурга и в его окрестностях канал зарос менее всего, в отличие от остальной его части. Дно канала заилено не маленьким слоем, и практически не имеет проточного течения.
Слайд 34Старый петровский Ладожский канал в районе Шлиссельбурга
Слайд 35Пляж около шлюза Ладожского канала в Шлиссельбурге
Слайд 36.
Транспортное значение каналов резко упало в 1904 г. с вводом в
строй железной дороги, которая пролегала через Волхов и связывала Петербург с Череповцом и Вологдой. Староладожский канал сняли с баланса Волго-Балтийского водного пути в 1962 году.
В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.
Слайд 37Церковь Николая Чудотворца в селе Кобона. Ладожский канал
Так же, канал дал ощутимый толчок
в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания
Слайд 38А так выглядит Караульный дом в другой деревне на берегу Петровскаого
канала
Так называемая караулка. Караульное помещение для канального батальона .
Фото 30-летней давности. За это время деревья выросли выше здания и оно открыто обзору лишь со стороны резерва.
Здание очень интересное и ещё крепкое.
Вот как строили! Деревня Дубно
Слайд 39Караульный дом Староладожского канала в деревне Кобона
Слайд 40На фото вы видите Черниговский водоспуск (под Новой Ладогой). Здесь много
лет в прудах разводили карпа. Сейчас здесь все позаброшено, а вот как это выглядело раньше .
На фото (из интернета) Пинхус Карлинский, надсмотрщик Черниговского водоспуска. В фотоальбоме с фотографиями системы каналов Прокудин–Горский записал, что Карлинскому было восемьдесят четыре года и он находился на службе шестьдесят шесть лет.
Слайд 41Не все знают, что Староладожским каналом, отметившим в прошлом году свое
285-летие, опекается ЮНЕСКО. Организация включила данный объект в список всемирного наследия, поскольку он представляет собой историческую ценность. К сожалению, на судьбе канала это пока никак не отразилось. Как уже отмечалось выше, он медленно умирает. Воды с каждым годом все меньше, а мусора на берегах все больше. И даже в планах у государства нет масштабной реконструкции Староладожского. Если восстанавливать и будут, то только те участки, которые находятся на территории Шлиссельбурга и Новой Ладоги.
Староладожский канал – объект под защитой ЮНЕСКО
Слайд 42 Рукотворное чудо!
В мире не так уж много творений
рук человеческих, которые потрясают воображение.
Петровский канал (он же Староладожский) – один из них.
Нашим современникам, избалованным техническим прогрессом, крайне сложно представить, каким образом люди в начале 18 века, без специальных машин и другого оборудования, смогли соорудить такую махину. Сегодня это кажется настоящей фантастикой. Но на самом деле никакого волшебства не было. Просто тысячи строителей пожертвовали своими жизнями во имя реализации мечты Петра Первого и совершили практически невозможное. Этим жертвам обязаны своим существованием и сам канал, и город, ради которого все затевалось и которому было суждено стать блестящей столицей Российской империи.
Слайд 43Фото вверху – Новоладожский канал, внизу -Староладожский.
Слайд 44Дорога идет вдоль канала, а вдоль дороги идут дома, немного на пригорке.
Высота
берегов – очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники
Слайд 45Зарастающий тиной Петровский канал
Слайд 46Памятник Петру Великому открыт
у входа в Петровский (Староладожский) канал в 1957
году.
Слайд 47Вот такой вид в лесу позади деревенских домов, стоящих вдоль канала,
имеют мелкие обводные каналы - бешлоты
Слайд 48Новоладожский канал (канал Императора Александра II) был спроектирован уже в уровень
с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Но вместе с этим канал лишился и «архитектурных излишеств», которые украшают Петровский канал. Канал имел ширину 50- 60 метров при глубине 2,5 метра. Вдоль берегов канала была проложена широкая дорога для лошадей – основной тягловой силы для проводки барж и плотов.
Работы по строительству канала начались 28 мая 1861 г., но этот канал (в отличии от Староладожского) начали строить со стороны Шлиссельбурга. Новоладожский канал строился 5 лет и был открыт 1 сентября 1866 г. в присутствии императора Александра II , именем которого он и был назван.
Слайд 49На Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная
обстановка. Канал входит в состав Волго-Балтийского водного пути и поддерживается НЛРВПиС (Невско-Ладожский район водных путей и судоходства). Канал открыт для маломерных судов с небольшой осадкой. В 4-х километрах от устья расположен слип. Глубина и ширина канала от слипа до реки Невы позволяет проходить боле крупным судам. Берега частично заросли камышом, но стабильное течение поддерживает чистоту. В Шлиссельбурге левый берег канала оборудован причалами и круглогодично на них базируются суда речного флота. Новоладожский канал отдалён от Ладожского озера в среднем на 500 метров.
Длина канала – около 110 км. Исток – р. Свирь, устье – р. Нева.