Слайд 1Жилище северных народов
МБОУ СОШ №103 Новосибирск
Слайд 2Иглу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и
покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо.
Слайд 10Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей строить
яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран – «дом из челюстей кита». На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых костей.
Слайд 11валкаран – «дом из челюстей кита».
Слайд 12Яранга
Каркас собирается из легких деревянных шестов и покрывается оленьими шкурами. В
среднем на ярангу уходит около 50 шкур. Обратите внимание, что наверх выходят заостренные концы. Считается, что через эти заостренные концы в ярангу попадает космическая энергия, т.е. это своеобразная связь с Космосом
Слайд 14Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним
крепятся основные наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п.
Слайд 15Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда
внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход в ярангу. Так меньше задувает.
На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.
Слайд 17Есть такой необычный народ – долганы. Они придумали так называемый балок – «нартенный
чум», хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е., возить его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.
Вот фотография 1927 года (балок справа).
Слайд 19А вот якуты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса, напоминало скорее
шалаш.
Слайд 21Соттинцы - это музей под открытым небом. На переднем плане жилище
якутов - балаган. За балагоном ураса.
Слайд 23Внутри урасы.
Ураса - тип старого летнего жилища якутов. В землю по
кругу (диаметр около 5 м) вкапывалось 10-12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался деревянный круг, к которому на расстоянии около 0,25 м друг к другу прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса кусками берёсты. Урасы вышли из употребления в первой половине XX века.
Слайд 31Так древние якуты хоронили мертвецов.
Слайд 32Древняя могила. Избушка на курьих ножках
Слайд 33А зимнее – дьиэ – строилось на основе прямоугольного каркаса из толстых брёвен,
к которым прислонялись наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда называют юртами.
Слайд 34Вот, например, кувакса саамов:
Они крыли её мешковиной или брезентом.
Слайд 35А это кота. Тоже саамская. Полностью деревянная.
Слайд 36А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем юрта, тип
жилища (не только жилища) диких сибирских (не только сибирских) обывателей – чум.
Слайд 37Чум – круглый шалаш, в котором очень удобно жить зимой в
походе. Если диаметр сооружения около 6 метров, то в нем свободно размещается до 20 человек. Для чума потребуются крепкие жерди от 4 до 5 метров в длину, и не менее 7-10 сантиметров в ширину.
Первое, что нужно будет сделать – установить на расчищенной площадке треногу из жердей, крепко связанную веревкой или вкрученную проволокой. Далее, на расстоянии не более полуметра друг от друга, по кругу выставляются остальные жерди, верхние концы которых ложатся на перекрестие треноги.
Остов готового чума имеет форму конуса. Теперь его оплетают толстыми сучьями, чтобы получилась решетка. Потом, в несколько слоев, кладут хвойные лапы, а сверху, для утепления, чум присыпают снегом. Наверху оставляется дыра для выхода дыма.
В центре сооружения выкапывают ямку для костра, которую обносят небольшим земляным валиком. К костру снаружи прорывают канавку, сечение которой не более 20 см. По ней идет воздух, необходимый для поддержания ровного огня. Канавка должна быть сверху закрыта сначала хворостом, а затем землей. Внутри обустраиваются уютные лежанки из хвойного лапника. Чтобы тепло держалось внутри строения лучше и дольше, чум рекомендуется делать над вырытой ямой.
Слайд 38Строение дю (чума)
Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей.
Обычно это три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев.
Слайд 39Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров
чума и количества людей, проживающих в этой семье.
Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.
На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Слайд 40Внутри чума расположение следующее:
слева от дверей находится женское место со
всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.)
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
[За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу], а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее.
Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты.
Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме.
(в квадратных скобках примечание АК)
Слайд 41Современный чум — Дю.
Внутри чума слева и справа — спальные места.
В центре печь из листового железа, чайник и котел для приготовления пищи.
За печью расположено малý — почетное место в чуме.
На малý обычно приглашают сесть гостя. В отсутствие гостей на малý сидит хозяин чума.
Справа и за печью (на малý) видны кумаланы — традиционные коврики эвенков.
На заднем плане — керосиновая лампа и предметы быта.
На переднем плане справа — дрова, слева — кухонная утварь.
Слайд 42Летний чум покрывается вываренной берестой (тыксама дю — берестяной чум)
Слайд 43Летний чум покрывается корой лиственницы.
Слайд 44Остов летнего чума (28.02.2007),
п. Эконда, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край
В летнем чуме ночью нет комаров, их выгоняют дымокуром, а в избах комаров много, поэтому люди (особенно старики) стараются спать летом в чумах
Слайд 45Голомо — зимнее жилище. Это чум из расколотых пополам бревен, засыпанный
в нижней части на зиму снегом или землей. По форме может быть круглым или четырехгранным.
Слайд 46"Голомо" — зимний чум у Панкагырей [запись Наумова Н.П., правильно —
Панкагиров].
Автор снимка биолог Н.П.Наумов. Сделан во время Приполярной переписи 1926-1927 гг
Слайд 48Дулга — зимнее жилище озерных групп эвенков лесотундры
Слайд 49Дэлкэн — лабаз, помост на сваях без крыши.
Слайд 50Нэку — кладовая на сваях с крышей из коры.
Слайд 51Пури — запáсный крытый лáбаз, настил на двух сваях с крышей
из коры.
Слайд 52Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю) или корой
лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землёй и снегом. Внутри: места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу) за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин. Когда гостей нет, почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума.
Установка чума
Слайд 53Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и
от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот тофаларские дом и чум рядом:
Слайд 54Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах,
использовали самый древний (или один из самых древних) вид человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг. Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами. Чум ненцев называется мя.
Слайд 55Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом)
и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.
Молодые ненки у мя
Слайд 57Зимняя юрта. Кровля утеплена дерном. Экспонат
Слайд 5810 рублей России. Республика Алтай.
Изображенный на реверсе монеты герб Республики Алтай
представляет собой сине-голубой круг, в центре которого — белый грифон — Кан-Кереде с головой и золотистыми крыльями птицы и туловищем льва (пятна на туловище золотистого цвета; грудь, когти и пятна на ногах и кончик хвоста красно-сиреневого цвета. Клюв, основания и концы крыльев, пятно на шее — черные), олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы.
Слайд 59Автор: Казаретина Оксана Васильевна