Слайд 1Петр I со знаком ордена святого Андрея Первозванного на голубой андреевской
ленте и звездой на груди.
Художник Ж.М. Натье. 1717 г.
Слайд 2Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Художник Н.Н. Ге. 1871
г.
Слайд 3Тема:
«Великий преобразователь»
Слайд 4План
1.Детство Петра.
2.Великое посольство.
3.Участие России в Северной войне.
4.Строительство Санкт-Петербурга.
5.Личная жизнь.
6.Европейские обычаи.
Слайд 5Детство Петра
1.После кого Пётр Алексеевич стал полноправным правителем государства Российского?
-После отца
Алексея Михайловича;
-после сводного старшего брата Фёдора Алексеевича;
-после старшего брата Ивана Алексеевича.
Слайд 6Детство Петра
2.Одарённый, любознательный и деятельный Пётр увлекался военными играми, проявлял большой
интерес к наукам и ремёслам. В свои потешные полки он подбирал сверстников из числа не только дворян, но и простых людей. На сколько опасными для участников были потешные баталии?
-Ничуть не опасными;
-смертельно опасными;
-был риск получить шику или ссадину.
Слайд 7Детство Петра
3.Как во времена юности Петра Великого называлась немецкая слобода в
Москве?
-Кукуй;
-Орда;
-Марьина роща.
Слайд 8Великое посольство
1.Для продолжения войны против Турции Россия искала союзников, с этой
целью за границу было отправлено Великое посольство (1697-1698). Под каким именем в его составе находился сам царь?
-Урядника Петра Возницына;
-дьяка Петра Возницына;
-боярина Фёдора Головина.
Слайд 9Великое посольство
2.Почему Пётр участвовал в посольстве под чужим именем?
-Хотел быть ближе
к народу;
-государь не имел права покидать пределы страны;
-решил сэкономить на собственном содержании.
3.В Голландии и Англии Пётр досконально изучил морское дело – флотоводство и судостроение, что помогло ему организовать
Слайд 10Великое посольство
русский военный флот. Почему, создавая морскую терминологию, он взял за
основу иностранные слова?
-Из уважения к иностранным морякам и кораблестроителям;
-плохо знал русский язык;
-русские термины были очень не удобны в корабельном обиходе.
Слайд 11Великое посольство
4.В отсутствие государя в Москве вспыхнуло восстание…
-стрельцов;
-крестьян;
-бояр.
5.В 1700 году Петр
I заключил перемирие с Турцией, по которому Россия получила…
-выход к Чёрному морю;
-Керченский пролив;
-Азов и его окрестности.
Слайд 12Участие России в Северной войне
1.После поражения под Нарвой Пётр I создаёт
регулярную армию. На что было переплавлено множество церковных колоколов?
-На 300 ружей;
-на 300 памятников;
-на 300 пушек.
2.Как Пётр Великий приказал одеть всех рекрутов?
-Разнообразно;- единообразно; - что наденут, то и хорошо.
Слайд 13Участие России в Северной войне
3.Один из указов Петра I предписывал пришивать
оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны. Для чего?
-Для военной надобности;
-для моды;
-для устранения дурной привычки после еды вытирать рукавом рот, а при насморке – нос, которая портила мундирное сукно.
4.Что выставил Пётр I против шведской конницы под Псковом?
Слайд 14Участие России в Северной войне
-Слонов;
-верблюдов;
-бегемотов.
5.В 1711 году Турция объявила войну России.
Чем закончился Прутский поход Петра Великого для России?
-Уступкой Азова;
-завоеванием берегов Чёрного моря;
-овладением Азовским морем.
Слайд 15Участие России в Северной войне
6.В 1714 году русская галерная эскадра у
мыса Гангут атаковала шведские линейные многопушечные корабли. По какой причине шведы потерпели поражение?
-Русские умело воспользовались штилем, потому что галера – гребное судно, которое движется в безветрии;
-у них отсырел порох;
-шведские моряки гуляли на берегу и не ожидали атаки.
Слайд 16Строительство Санкт-Петербурга
1.Если верить народному рассказу, Пётр I выхватил из рук солдата
алебарду, сделал крестообразный надрез по дёрну и произнёс некие слова. Как пересказал их великий поэт А.С. Пушкин?
«Вновь я посетил тот уголок земли…»;
«Здесь будет город заложен назло надменному соседу…»;
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
2.Какими инструментами пользовались первые строители города?
Слайд 17Строительство Санкт-Петербурга
-Топорами;
-мастерками;
-электродрелями.
3.Город сразу строился по плану. Кто его разработал?
-К.И. Росси;
-Д. Трезини;
-А.В.
Щусев.
4.За баснословные деньги – 30 тысяч гульденов – Пётр I приобрёл у голландца
Слайд 18Строительство Санкт-Петербурга
Рюйша необычную коллекцию. В 1714 году её выставили на всеобщее
обозрение. Что входило в неё?
-Собрание книг;
-собрание приборов и станков;
-собрание уродцев.
5.Со временем это собрание разрослось до естественно-научного музея, названного Петром Великим…
-Барокамера; - Кунсткамера; - Термокамера.
Слайд 19Строительство Санкт-Петербурга
6.Главная улица Петербурга начинается от Невы и заканчивается у Александро-Невского
монастыря, поэтому носит название…
-Монастырский проспект;
-Невский проспект;
-Александровский проспект.
7.В 1724 году проект учреждения Академии наук был утверждён Петром I, так как уже были…
-набраны ученики; -построено здание4
– собрана библиотека.
Слайд 20Строительство Санкт-Петербурга
8. 20 января 1714 года Пётр издал указ, согласно которому
дворянину, не постигшему необходимых для службы основ знаний…
-запрещали жениться;
-обрезали бороду;
-ссылали в деревню.
Слайд 21Личная жизнь
1.Первый раз Пётр I женился по настоянию матери. Как звали
его жену?
-Анастасия;
-Евдокия;
-Екатерина.
2.Кто была на протяжении долгого времени фавориткой Петра Великого?
-Анна Ганс;
-Анна Монс;
-Анна Шнапс.
Слайд 22Личная жизнь
3.Второй женой Петра стала пленная литовка Марта, при крещении в
православную веру получившая имя Екатерины Алексеевны в честь…
-отца Петра Алексея Михайловича;
-сына Петра, царевича Алексея;
-митрополита Алексея, крестившего Марту.
Слайд 23Европейские обычаи
1.Самый красочный фейерверк, произведённый по приказу Петра I, продолжался неделю.
Что отмечал император?
-Женитьбу;
-начало нового века (1 января 1700 г.);
-победу в баталии.
2.Кому Пётр, вернувшись из Европы, велел брить бороду и носить платье европейского покроя?
Слайд 24Европейские обычаи
-Дворянам;
-крестьянам;
-монахам.
3.По указу Петра Великого в городах проводились ассамблеи собрания дворян,
на которых обязательно присутствовали…
-женщины,
-купцы,
-священники.
Слайд 25
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнил задания…
5.Я понял, что…
6.Я научился…
7. Я
попробую…
8.Меня удивило…
9.Урок дал мне для жизни…
10.Мне захотелось…