Слайд 1Культура Московской Руси
XVI-XVII веков
Основные
тенденции развития культуры.
Фольклор.
Просвещение и книгопечатание.
Научные знания.
Общественно-политическая мысль и литература
Архитектура и живопись.
Слайд 3Основные тенденции развития культуры
На развитие культуры XVI-XVII веков оказали влияние следующие
факторы:
Образование единого Российского государства;
Освобождение страны от монголо- татарского ига;
Завершение формирования русской народности и единого русского языка.
Эти факторы привели к превращению многообразной русской культуры в единое целое.
Слайд 4Тенденции повлиявшие на развитие культуры:
Взаимоотношения церкви и государства. В конце XV
в. - претензии церкви на установление теократической власти. Однако борьба группировок внутри церкви привела к союзу государственной власти и «иосифлянской» церкви, основанной на взаимных уступках.
Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти привел к усилению церковно-религиозного влияния на духовную жизнь страны.
XVII век стал переломным в культурном отношении. Главным содержанием этого периода стало освобождение от влияния церкви, апелляция к разуму.
Слайд 5В XVI–XVII вв. в России начинают развиваться элементы светской культуры, нового
мышления, нового отношения к жизни, к миру. Этот процесс в науке принято обозначать термином «европеизация», так как новый культурный импульс Россия получила из Западной Европы. Таким образом подготавливалась почва для петровских реформ на рубеже XVII–XVIII вв., суть которых заключалась в том, что Россия вслед за другими европейскими странами совершила исторический переход из Средневековья в Новое время.
Слайд 6Фольклор.
Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые
народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Одним из самых распространенных жанров становится историческая песня (песня о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на своего сына, песни о Ермаке) Народ связывает свои надежды с образом «доброго царя».
Слайд 7Просвещение и книгопечатание XVI в.
В начале 50–х гг. создана первая типография.
В 1564 г. первая государственная типография под руководством Ивана Федорова выпустила первую книгу – "Апостол".
Особое развитие публицистики в XVI в.– полемика и "иосифлян" и нестяжателей" (их поддерживал приехавший из Италии писатель и философ Максим Грек).
Произведения, обосновывающие великую роль Московского государства и самодержавия: "Сказание о князьях владимирских" и доктрина монаха Филофея "Москва – третий Рим«.
Середина XVI в. – публицистика Ивана Пересветова: обоснование самодержавия, основанного на справедливости и праве. Ермолай–Еразм: против угнетения крестьян. А.Курбский "История о великом князе Московском" – обличение Ивана IV.
Историческое „сочинение – "Степенная книга". Церковная литература: "Четьи–Минеи" (под руководством митрополита Макария собрание всей древнерусской литературы, стало основным кругом чтения русских людей). "Домострой" – сборник наставлений.
Слайд 8СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
(в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), белорусский и русский
общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», написан в 1678, «Рифмологион», написан в 1678-80) и драматургии.
Слайд 9Публицистика
ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ
(?-сер. 16 в.), русский мыслитель, писатель, протопоп одной из кремлевских
церквей в Москве, член кружка книжников митрополита Макария. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян.
ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович, русский писатель-публицист, идеолог дворянства. Служил в Литве; ок. 1539 выехал в Россию. В 1549 передал Ивану IV свои сочинения. Выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства.
Слайд 11Просвещение.
Издание учебных пособий. В 1621 г. выходит книга пушечного мастера А.Михайлова
"Устав ратных дел", где много сведений по математике, физике и др. В 1634 г. печатается первый печатный букварь В.Бурцева.
Создание ряда учебных заведений – школа при одном из монастырей для подготовки подьячих, школа при Печатном дворе, при Аптекарском приказе "школа русских лекарей".
В 1687 г. организовывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение (здесь учился потом Ломоносов).
Слайд 12Литература
После "смуты" создается ряд произведений о его событиях, в том числе,
Авраамия Палицына (он возглавлял оборону Троице–Сергиёва монастыря).
Самое яркое произведение того времени "Житие протопопа Аввакума" – представляет народно–обличительное направление.
Идет проникновение западных влияний – первый западник Симеон Полоцкий (воспитатель детей Алексея Михайловича). Является основоположником "силлабической" поэзии – оды в честь царской фамилии.
На протяжении столетия появляются народно–сатирические произведения: «Повесть о Горе–Злосчастии», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершевиче» и др.
Слайд 13Научные знания
Появляются письменные руководства по геометрии, математике, физике, химии. Они носят
прикладной характер (в артиллерии, пушкарском деле, медицине).
В 1581 г. в Москве открылась первая аптека для нужд царской семьи. Появилась специальная литература: «Травники». «Лечебники».
Слайд 14Великие русские географические открытия.
В конце XVI–начале XVII вв. землепроходцы прочно обосновались
на Оби и Иртыше. В это время были основаны города Тюмень, Тобольск (в то время – столица русской Сибири), Томск, Кузнецк, Мангазея (первый сибирский заполярный город), и др. Уже в 20–е гг. XVII в. – появились на Енисее, основаны города Енисейск и Красноярск. Дальше – движение в Восточную Сибирь. Основной путь – по рекам с системой волоков. Строили небольшие крепости – "острожки". В 1632 г. построен Якутск, в 1652 г.– Иркутск. Затем двинулись на Северо–восток и на Амур.
В 1648 г. отряд Семена Дежнева на своем "коче" достиг крайней оконечности Евразии (мыс Дежнева), двинулся по Ледовитому Океану, проплыл проливом между двумя материками.
Слайд 16Дальнейшее освоение Сибири
В середине XVII в. происходит освоение Приамурья. Первым экспедицию
до устья Амура совершил Василий Поярков. Появление русских поселений на Амуре после экспедиции Ерофея Хабарова. Однако затем – вторжение китайско-маньчжурских войск, Осада нашей крепости Албазин. Силы неравные, поэтому в 1689 г. заключен Нерчинский договор (первый договор между Россией и Китаем), по которому Китаю передана территория Албазинского воеводства, однако линия границы была по договору крайне неопределенной.
В конце XVII в. присоединена Камчатка, открыты Сахалин и Курилы. Из крупных территорий осталась Чукотка, которую покорили уже в XVIII в. (чукчи оказались наиболее воинственные).
Таким образом, произошло уникальное свершение, подвиг русских землепроходцев: за одно столетие они прошли от Урала до Тихого океана.
Это была часть мирового процесса – Великих географических открытий. Пришлось преодолеть огромные трудности, голод, холод (очень ярко это описывается в "Житии" протопопа Аввакума).
Слайд 20Освоение Сибири ( из экспозиций Исторического музея)
Полярные мореходы, осваивая северный морской
путь, сумели достичь территорий, которые были недоступны даже коренным жителям Сибири.
Кафтан морехода найден на месте зимовки на островах Фаддея в районе Обской губы. Одежду удалось реконструировать по сохранившимся фрагментам, и ученые получили возможность узнать, как выглядела рабочая одежда русского человека в Средневековье.
Слайд 21Помещенные рядом корабельный канат, компас западноевропейской работы происходят из Мангазеи –
первого русского города за полярным кругом, который был основан в 1600 г. и стал торговой столицей Сибири в течение первой половины столетия. Мангазея сыграла значительную роль в развитии полярного мореходства и в освоении новых территорий. Здесь можно увидеть предметы, характеризующие быт горожан, – кожаную обувь, шахматные фигурки, мундштук флейты и гриф лютни, фрагменты стеклянной посуды и поливной керамики. Некоторые из перечисленных вещей свидетельствуют о присутствии в городе колонии иностранных купцов. «Мягкая рухлядь», пушнина, была основной статьей русского экспорта.
Слайд 24Общественно-политическая мысль и литература
Наиболее крупное событие этого времени – церковные реформы
патриарха Никона середины века и раскол. Сущность этих реформ: исправление церковных книг в соответствии с древними образцами. На самом же деле – по украинским образцам, которые в свою очередь находились под католическим влиянием. Поэтому в современной фундаменталистской литературе существует точка зрения, что реформы Никона имели роковое значение – подрыв национальных традиций, засилье Запада (то, что обычно связывается с Петром I). Против реформ выступали старообрядцы, особенно протопоп Аввакум. Крупнейшее идеологическое и социальное движение не только в XVII, но и в XVIII в. во многом впервые основательно изучено сибирскими историками, в том числе и академиком Николаем Николаевичем Покровским.
Слайд 25АВВАКУМ
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 — 1682), глава старообрядчества и идеолог
раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и многие другие сочинения.
По царскому указу сожжен.
Слайд 26Архитектура
XVI в. – распространение "шатрового стиля". Особенно известна церковь в с.
Коломенском. В центре Кремля – самое высокое сооружение Москвы колокольня Ивана Великого (достроена при Б.Годунове).
Середина XVI в. – Барма и Постник возводят храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного) – вершина русского зодчества в этом веке.
Слайд 27Русское зодчество
В XVII веке существенные изменения коснулись и зодчества. Одно из
высших достижений – деревянное зодчество. Наиболее известен дворец в с. Коломенском.
Достигла своего расцвета шатровая архитектура – шатровые башни Московского кремля.
Началось стремление к нарядному "узорочью" – украшение цветными изразцами, яркими красками. – Яркие посадские церкви. Ростовский кремль – сказочный город.
Слайд 29Строители начала XVI в
Строители начала XVI в. — авторы оборонительных укреплений
Новгорода и Пскова, Тулы и Зарайска, — остались для нас неизвестными. Но уже с середины столетия в документах всё-таки можно обнаружить вполне конкретные имена зодчих, государевых мастеров: Андрея Малого, Григория Борисова, Бармы и Посника, а также Федора Коня — строителя Смоленска и Белого города Москвы.
Федор Савельевич Конь, судя по всему, происходил из Смоленской губернии, поскольку его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители — собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, несшей небольшую главу. Обе постройки были взорваны немцами в 1943 г.
Слайд 31К произведениям Федора Коня надо отнести и крепостные стены и башни
Пафнутьева Боровского монастыря, выстроенные в это же время. Здесь мастер совершенствовал свои архитектурные приемы. Общий план монастыря напоминает ромб. Архитектурное убранство башен Пафнутьева Боровского монастыря близко как башне Дуло, так и, в особенности, башням Смоленска.
Значение Смоленска на западной границе Московского государства было огромно. Деревянные стены, сооруженные для его обороны в начале XVI в., уже стали ненадежными. С 1549 г. стали приглашать всех людей, способных к каменному смоленскому делу. Борис Годунов «повеле имати каменщиков и кирпичников и горшечников». Строительный материал заготавливался в огромном количестве.
Слайд 32Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
Слайд 33Долгочевская башня Смоленского кремля
Башня «Дуло» Симонова монастыря
Слайд 34«Нарышкинское барокко»
(нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого
направления в русской архитектуре кон. 17 — нач. 18 веков: светски-нарядные многоярусные церкви с обилием пышных декоративных украшений, узорчатыми кокошниками вокруг глав (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера. Возникло под влиянием европейского барокко.
Слайд 35Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.
1690-1704. Москва. Считается вершиной московского барокко. Полукружия
стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.
Слайд 36Церковь Николы в Хамовниках. 17 в. Москва.
Слайд 38Живопись
Изобразительное искусство практически сохранило традиционный стиль. Иконопись – Симон Ушаков интересовался
изображением реальных человеческих лиц, некоторый отход от традиций виден в его иконе "Спас нерукотворный".
Впервые появляются "парсуны" – портретные изображения людей.
Слайд 39«Богоматерь Владимирская — древо государства Российского». 1668 год. Икона из церкви
Троицы в Никитниках в Москве. Третьяковская галерея.
УШАКОВ Симон Федорович (1626-1686), русский живописец и гравер. Произведения Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству.
Слайд 40С. Ф. Ушаков. «Спас Великий архиерей». 1656-57. Исторический музей. Москва.
Слайд 41Парсуна
Понятие «парсуна», как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной
живописи.
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
Слайд 42Парсуны: Ивана Грозного, Скопина- Шуйского.
Слайд 43«Царское место»
«Царское место» Ивана Грозного, изготовлено в 1551 г. для
Успенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день. Копия сделана специально для Исторического музея в конце XIX в. и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.
«Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII вв. оно даже именуется «престолом», т.е. троном. На его дверных створках помещен текст легенды, которая рассказывает о том, как в XII в. великий киевский князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора Константина Мономаха государственные регалии, среди которых была и знаменитая шапка Мономаха. Три стенки «Царского места» украшают 12 сюжетных рельефов, иллюстрирующих этот рассказ. Легенда была призвана показать преемственность политической власти московских государей от византийских императоров.