Слайд 1Сергей Павлович Королев
1907-1966
Слайд 2Сергей Павлович Королев – человек, который вывел людей в космос.
«…То, что казалось
несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!».
С. П. Королёв
1906-1966
Слайд 3Детство
Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 (12 января 1907) года на Украине, в г. Житомире в семье
преподавателя словесности Павла Яковлевича Королева.
Слайд 4 Отец – Павел Яковлевич Королев – очень одаренный трудолюбивый, но небогатый
человек, был учителем житомирской гимназии. Мать – Мария Николаевна Москаленко купеческая дочка. Жизнь у родителей не сложилась с самого начала. Вскоре, после переезда в Киев, родители разошлись, когда Сереже было 5 лет. По решению матери маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке по материной линии. Дедушка и бабушка очень любили внука, души в нем не чаяли. Мария Николаевна в это время исполнила давнишнее свое желание – поступила на Высшие женские курсы.
Павел Яковлевич Королев
Мария Николаевна
Баланина (мать Сергея)
Сереже 3 года
Слайд 5 В 1917 году мать Сережи и ее новый муж, молодой
инженер Григорий Михайлович Баланин, переехали в Одессу и взяли с собой Сережу. В стране наступили трудные революционные годы, голод, разруха, бесконечная смена власти. Только в феврале 1920 года жизнь стала налаживаться. Обучаясь в гимназии Сергей отличался от одноклассников исключительными способностями и неукротимой тягой к авиационной технике, находил время для занятий во многих кружках. После закрытия гимназии Сергей получал образование дома, так как отчим помимо педагогического образования имел еще и техническое.
Слайд 6Зная о склонности пасынка, отчим Григорий Михайлович записал Сергея в модельный
кружок портового клуба. В 1922 году в Одессе открылась стройпрофшкола, в которой преподавали самые лучшие педагоги, Сергей поступил в эту школу в возрасте 15 лет. Обучаясь в школе, Сергей познакомился с летчиками из гидроавиационного отряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.
Годы учёбы
Слайд 7 В 1923 году было образовано общество друзей
Воздушного флота. Сергей способный авиаконструктор и опытный планерист. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения.
В августе 1924 года Сергей Королев поступил в институт на механический факультет по профилю авиационной техники. Осенью 1926г. он переводится из Киевского политехнического института в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана (МВТУ).
Слайд 8 С четвертого курса Сергей Королев совмещал учебу с работой в
конструкторских бюро (КБ). С 1927 четыре года подряд участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, в 1929 представил там свой первый планер-паритель СК-1 «Коктебель», на котором сам же показал наибольшую продолжительность полета — 4 час. 19 мин. В 1929 Сергей Королев посетил в Калуге К. Э. Циолковского . Встреча с Константином Циолковским сыграла решающую роль по определению жизненного пути Сергея Королева. Всем смыслом его жизни стало одно – строить самолеты и пробиться к звездам.
Первые изобретения
Слайд 9 В октябре 1930 впервые в мире были выполнены
петли Нестерова в свободном полете на планере СК- 3 «Красная звезда». Сам Сергей Королев не смог осуществить этот полет из-за тифа, который дал тяжелое осложнение (временная глухота и расстройство памяти). В феврале 1930 Сергей Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК-4 (руководителем был А. Н. Туполев).
Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения.
Слайд 10В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных
двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД) .
В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
17 августа 1933 года состоялся первый удачный пуск ракеты ГИРД.
Слайд 11В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217
с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.
В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клейменова
В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.
Крылатая ракета 217 Крылатая ракета 212
1937года волна репрессий, захлестнувшая страну, достигла и ракетного института.
В 1938 году после ареста Клейменова и других работников Реактивного института С.П. Королева арестовали по обвинению во вредительстве в области военной техники. 27 сентября 1938 года правосудие сказало свое слово: десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. Местом его заключения была Колыма. С.П.Королев писал письма в Москву с просьбой о пересмотре его дела. За облегчение его участи боролись депутаты СССР, знаменитые летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов.
В Москву он прибыл 2 марта 1940 год , где спустя четыре месяца был судим вторично. Особым совещанием , приговорен к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29 , где под руководством А. Н. Туполева , также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
Арест и изобретения за колючей проволокой
Слайд 13
Это послужило причиной для перевода С. П. Королёва в
1942 году в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.
В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика «Пе-2» первый полет которого состоялся в октябре 1943 года .
В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани.
Слайд 14 Шла война. Вольнонаемный С.П. Королев посылает письмо
в Наркомат авиационной промышленности с настойчивой просьбой начать строить твердотопливные баллистические ракеты дальнего действия на твердом топливе. С этой целью он считает необходимым создать специальное конструкторское бюро с экспериментальной и опытной базой.
В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
С.П.Королёв разрабатывает баллистическую ракету с дальностью полёта до 3000 км Р-1 и успешно сдаёт её на вооружение .Одновременно завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом.
В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета , ставшая основой ракетного ядерного щита страны.
В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7 , имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.
Слайд 15Первый искусственный спутник земли
В 1955 году С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли
в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу.
С.П. Королев использует каждую возможность подключить к идеям освоения космоса широкую научную общественность. Он встречается с астрономами, физиками, медиками, юристами. Постепенно идея о прорыве в космос сплачивает многих сторонников ее осуществления.
4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.
«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С.П.Королёв.
Слайд 16Запуск космических аппаратов на Луну
В 1959 году создаются и запускаются три
автоматических космических аппарата к Луне . Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны . В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны , фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
Луна - 2 Луна -3
Слайд 17Человек в космосе
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова
поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
Слайд 18 Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком
космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.
Слайд 19 Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа
1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма.
Слайд 20С 11 по 12 августа 1962 года совместный полёт космических кораблей
«Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем. Между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.
Слайд 21 С 14 по 16 июня 1963 года — совместный полёт космонавтов
В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» — изучается возможность полёта в космос женщины.
За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход».
Слайд 2218 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с
экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
Слайд 23Проект орбитальной станции
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов,
Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
Слайд 24Прощание …
Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года.
Безвременная кончина Сергея
Королева (остановилось сердце после хирургической операции) явилась подлинной трагедией как для отечественной, так и мировой космонавтики, в результате чего постепенно снизились темпы развития всех космических программ. Как показало дальнейшее развитие космонавтики, равной ему по масштабу личности так и не появилось ни в России, ни в США. Тем не менее и сегодня продолжаются научные программы исследования космоса, его обживание с помощью долговременных орбитальных комплексов. Все это — убедительное свидетельство исторической значимости и непреходящей ценности деятельности Сергея Королева, который верил, что «космонавтика имеет безграничное будущее, ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». (Ю. В. Бирюков)
Слайд 25 Гроб с телом покойного С. П. Королёва был установлен
в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года . 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.
Слайд 26 Как знак признания заслуг С. П. Королева стоят
памятники – на родине в Житомире, в Москве, где жил, в Подмосковье, где строил ракеты и корабли, на космодроме, откуда прокладывал дороги во Вселенную. В ознаменование заслуг Королева в исследовании Луны мировая астрономическая общественность присвоила его имя одному из крупных кольцеобразных горных образований на Луне – талассоиду.
Слайд 27Награды и звания
Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961).
Награждён тремя орденами Ленина, орденом
«Знак Почёта» и медалями.
Лауреат Ленинской премии (1957) и Золотой медали им.Эдуарда Циолковского (1958).
Академик АН СССР.
Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур
Слайд 28Память…
Создан мемориальный дом-музей академика С. П. Королёва
В 1966 году Академия наук
СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники».
Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре и в ряде других городов сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи.
Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, город в Московской области , улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, крупный кратер на Луне.
Слайд 29Дом - музей академика С.П.Королёва
в Москве
Мемориальный дом – музей академика
С.П.Королёва
Слайд 31Семья
После смерти Королёва остались:
его мать — Мария Николаевна Баланина (1888—1980);
первая жена — Ксения
Максимилиановна Винцентини (1907—1991), хирург, и дочь Наталия Сергеевна (1935), в дальнейшем доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии
вторая жена — Нина Ивановна (1920—1999)
Мать М. Н. Баланина
Слайд 32Королёв с женой Ниной Ивановной (второй)
Королёв с женой Ксенией Максимилиановной
Винцентини (первой)и
дочерью Наташей