Слайд 1
«Отмена крепостного права. Основные положения реформы»
Урок истории в 8 классе
Учитель истории
МБОУ «СОШ № 2»
Гарифуллин Маннур Мансурович.
Слайд 2Тема урока: «Отмена крепостного права. Основные положения реформы».
Цель: раскрыть и объяснить
основные положения реформы и её значение для развития России.
Задачи:
Объяснить в чем заключался не справедливый, противоречивый характер реформы отмены крепостного права.
Развивать умения определять и объяснять понятия, логическое мышление учащихся, внимание, память;
Воспитывать гуманное, толерантное отношение к окружающим нас людям.
Слайд 3План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. 4'
2.Актуализация знаний. 5'
3.Работа по теме урока.
Оперирование знаниями и способами деятельности. 24'
4. Закрепление 3'
5. Рефлексия. 3'
6. Домашнее задание. 1'
Слайд 4Репродукция картины Б.М.Кустодиева «Манифест
об освобождении крестьян»
Слайд 5Одна из проблем преподавания истории- повествование о событиях, которые происходили много
лет назад. Задача учителя передать «дух времени», создать визуальный образ исторического событя, факта, которая решается объяснительно-иллюстративным методом -слайд №1. При использовании данного слайда также идет повторение материала изученного на предыдущих уроках. Учащиеся называют событие: публичное зачитывание манифеста. Развивается навык использования художественных произведений в качестве исторических источников.
Слайд 6Назови государственных деятелей. Какое отношение они имели к отмене крепостного права?
Н.А.
Слайд 7При использовании слайда №2 используется метод наглядно- индивидуальный .
Цель: повторение и
закрепление ранее изученного материала. Учащиеся называют фамилии исторических деятелей, участвовавших в разработке проекта манифеста об отмене крепостного права.
Слайд 8Гражданские права
Производить сделки с имуществом
Открывать торговые предприятия
Выступать от своего имени в
суде
Переходить в другие сословия
Свободно вступать в брак
Подвергаться телесным наказаниям только по решению суда.
Слайд 9Слайд №3-используется репродуктивный метод
Цель: формирование знаний гражданских прав, которые приобретают бывшие
крепостные после отмены крепостного права; воспитание подрастающего поколения в духе уважения к правам и свободам других людей, толерантного отношения к окружающим. Все люди независимо от социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания имеют одинаковые права и свободы.
Слайд 10Временнообязанный крестьянин-лично свободный крестьянин,выполняющий старые повинности до перевода на выкуп.
Барщина оброк
Черноземные
губернии
Нечерноземные
губернии
Слайд 11Слайд№4-используется проблемно-сообщающий метод обучения. Учащиеся, опираясь на знания, сформированные на предыдущих
уроках, решают проблему(соответствие повинностей –степени урожайности земель) приходят самостоятельно к выводу: в каких губерниях какие виды повинностей выполняли временообязанные крестьяне. В ходе решения, поставленной проблемы, формируется навык логического мышления, умение формулировать умозаключения.
Слайд 13Слайд №5-объяснительно-иллюстративный метод. С опорой на анимационную схему учитель объясняет значение
новых понятий. Решается задача формирования знаний новых терминов: отрезки и прирезки. Частично-поисковый метод: учащиеся визуально изучая анимационную схему определяют на слайде прирезки и отрезки.
Слайд 14Дарственный надел-четвертая часть максимальной нормы земельного надела, которую крестьянин получал бесплатно.
Максимальный
Слайд 15Слайд№6- используется частично-поисковый метод обучения: учащиеся визуально сравнивают земельную площадь дарственного
земельного надела и максимального и на основе этого формулируют вывод Формируется умение делать вывод на основе сравнения.
Слайд 16Выкупная операция
20% платил сам крестьянин.
80% государственная ссуда.
Подсчитаем сумму выкупа за землю:
10
рублей (оброк)=6%
Х=100%
Х=100х10/6=166,6.
Рыночная стоимость 8дестин земли по14,5 составляла 116 рублей
Крестьянин переплачивал 166,6-116=50,6.
Слайд 17Слайд№7-используется объяснительно- иллюстративный метод обучения. На конкретных цифрах высчитываем сумму выкупа
за землю. Используются межпредметные связи (умение составлять математические пропорции).
Сравниваем с реальной рыночной стоимостью земли(по данным статистики на 1860г). Доказываем грабительский характер выкупа.
Слайд 18Мировой посредник-регулировал отношения между крестьянами и помещиками.
Слайд 19Слайд №8- используется объяснительно-иллюстративный метод. Цель- формирование знания новых понятий: мировой
посредник, уставная грамота. Устанавливаются межпредметная связь( литература- назовите фамилию имя изображенного на слайде писателя- Л.Н.Толстой, был выбран мировым посредником). Развивается навык использования художественных произведений в качестве исторических источников.
Слайд 20Значение отмены крепостного права:
-крестьяне получили личную свободу;
-создала необходимые условия для утверждения
капитализма;
-способствовала росту темпов экономического развития
-способствовала изменению социальной структуры, появлению пролетариата и промышленной буржуазии, расслоению крестьянства.
Слайд 21Слайд № 9- используется репродуктивный метод обучения. Учащиеся списывают со слайда
основные положения значение отмены крепостного права. Цель-формирование новых знаний.
Раскрывается историческое значение реформы отмены крепостного права в России.
Слайд 22Отрывок из поэмы «Кому жить хорошо на Руси»
Порвалась цепь великая,
Порвалась- расскочилася:
Одним
концу по барину,
Другим по мужику…
Слайд 23Слайд № 10-наглядно-индивидуальный метод обучения. Учащиеся объясняют исторический смысл :отрывок отражает
двойственность и противоречивость реформы. Реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам а помещики лишились гарантированного дохода – крепостного труда крестьян. Межпредметная связь- называют автора строк. Цель: закрепление изученного материала. Развивается навык использования художественных произведений в качестве исторических источников.
Слайд 24Рефлексия
Что вам понравилось и не понравилось при изучении новой темы?
Чем интересен, не интересен урок?
Полезно ли использовать презентацию при изучении данной темы.?
Выводы урока.
Оценка работы учащихся на уроке.
Слайд 25Домашнее задание
Изучить параграф 20.Устно ответить на вопросы после параграфа. Выучить определения,
записанные в тетради.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
Слайд 26Работа с презентацией
• Слайд 1, - определи историческое событие. Слайд
2- назови исторических деятелей, разработавших проект отмены крепостного права. По щелчку левой кнопки мыши появляется текст- правильный ответ.
Цель: Повторение и закрепление по данной теме. Используется в начале урока - для вовлечения учащихся в активную учебную деятельность.
• Слайд 3, 4,5,6,7 – репродуктивный метод новых понятий: отрезки, прирезки, дарственный надел, выкупная операция, мировой посредник используется анимация, переход по щелчку. Слайд 8-определи историческую личность, межпредметная связь.
Слайд 27Работа с презентацией.
• Слайд 9 - наглядно-индивидуальный метод, значение отмены крепостного
права, учащиеся самостоятельно пытаются назвать. По щелчку открываются правильные варианты.
Цель: объяснение смысла новых понятий, развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, логического мышления..
Применение: при изучении новой темы, повторении и закреплении.
• Слайд 10- наглядно-индивидуальный метод, назови автора строк. Объясни смысл высказывания.
Цель: закрепление изученного материала на уроке.