Презентация, доклад по истории Отечества Восточные славяне

Содержание

I.Исторические источники по истории России до конца XVI века Исторический источник – вещественные, устные или письменные свидетельства прошлого, по которым изучается история.

Слайд 1
Восточные славяне




Восточные славяне

Слайд 2
I.Исторические источники по истории России до конца XVI века




Исторический источник –

вещественные, устные или письменные свидетельства прошлого, по которым изучается история.

I.Исторические источники по истории России до конца XVI века  Исторический источник – вещественные, устные

Слайд 3
1.Вещественные источники
Вещественные источники – это предметы, которые сохранили люди, или их

нашли учёные-археологи в ходе раскопок.
К ним относятся:

орудия труда


оружие

украшения

Соха
Мечи

Серьги

1.Вещественные источникиВещественные источники – это предметы, которые сохранили люди, или их нашли учёные-археологи в ходе раскопок.К ним

Слайд 4
1.Вещественные источники
К ним относятся:
клады (монеты)




одежда





посуда



Серьги

1.Вещественные источникиК ним относятся:    клады (монеты)

Слайд 5
1.Вещественные источники
К ним относятся: жилища и хозяйственные постройки









1.Вещественные источникиК ним относятся: жилища и хозяйственные постройки

Слайд 6
1.Вещественные источники
Раскопками занимаются учёные-археологи








1.Вещественные источникиРаскопками занимаются учёные-археологи

Слайд 7
2.Устные источники
Они передаются из поколения в поколение, из уст в уста

и сохраняется в памяти народа. Это сказки, предания, былины, пословицы, загадки, обряды, которые дошли до наших дней. 




















Сказки

2.Устные источникиОни передаются из поколения в поколение, из уст в уста и сохраняется в памяти народа. Это

Слайд 8
2.Устные источники



















Былины

2.Устные источники

Слайд 9
2.Устные источники

















Обряды: свадебный обряд

2.Устные источники

Слайд 10
2.Устные источники


















Купала



Праздники-обряды Масленица

2.Устные источники

Слайд 11
3.Письменные источники: летописи, грамоты, деловая документация, письма, литературные произведения.






























Летописи - запись происходивших событий, составленная по годам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами «в лето» (т. е. в год). Летописи велись при дворах правителей, при монастырях.




Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», XII век.
Миниатюра из летописи.

3.Письменные источники: летописи, грамоты, деловая документация, письма, литературные произведения.

Слайд 12
3.Письменные источники






























Автор «Повести временных лет» - монах Киево-Печерской лавры - Нестор.










Нестор Летописец. Скульптура М.М. Антокольского. 1890 г.

3.Письменные источники

Слайд 13
3.Письменные источники





























Берестяная грамота - записи на коре берёзы.










3.Письменные источники

Слайд 14
II. Происхождение и расселение восточных славян







































Индоевропейцы
(Европа и Азия)

балтославяне

славяне

балты

западные

южные

восточные

поляки
чехи
-словаки

-болгары
-сербы
-хорваты

-русские
-украинцы
-белорусы

II. Происхождение и расселение восточных славян

Слайд 15
II. Происхождение и расселение восточных славян






































В V веке н.э. славяне мощным потоком устремились на земли, расположенные от озера Ильмень на севере до
Причерноморских степей на юге и от Карпатских горна западе до Волги
на востоке. Названия славянских племенных союзов обоснованы природными и географическими условиями места их расселения. 

II. Происхождение и расселение восточных славян

Слайд 16




Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле

живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый...Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.

Работа с источником. Прокопий Кесарийский -византийский историк VI в.
Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами»

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому

Слайд 17




Работа с источником. Маврикий Стратег-византийский писатель VI в.

Отрывок о славянах взят из книги Маврикия «Стратегия»

Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь и наготу тела, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают потом от места до места, охраняя тех, кто нуждается в этом. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина, по его нерадивости,—тот, кто ему доверил гостя, поднимает против него войну и считает своей священной обязанностью отметить за гостя. Тех, кто находится у них в плену, они не держат в рабстве бессрочно, подобно другим народам, но ограничивают их рабство известным сроком, после чего отпускают их, если они хотят, за некоторую мзду в их землю, или же позволяют им поселиться с ними, но уже как свободным людям и друзьям. Этим  они снискивают их любовь. Есть у них и бесчисленное множество всяческих плодов, сложенных кучами, и больше всего проса. Женщины их разумны больше, чем свойственно человеческой природе: многие из них признают смерть своих мужей как бы концом собственной жизни и сами, по доброй воле, дают себя удавить, не считая жизнью пребывание во вдовстве. В лесах и болотах, посреди рек и стоячих озер, живут они, не доступные посторонним; в жилищах своих устраивают они много выходов, чтобы можно было спастись в случае опасности, а опасности, как это и естественно, им со всех сторон угрожают.

  

Работа с источником. Маврикий Стратег-византийский писатель VI в.     Отрывок о славянах взят из

Слайд 18




Работа с источником. Маврикий Стратег-византийский писатель VI в.

Отрывок о славянах взят из книги Маврикия «Стратегия»


  

Все, что им необходимо для жизни, закапывают они в землю в потайных местах, скрывая от глаз все, что только приобретают, и жизнь ведут прямо разбойническую. Врагов любят они подстеречь в лесной чаще, в ущельях и крутизнах; пользуются в достаточной мере засадами, внезапными нападениями и хитростями, и ночью, и днем изобретая всевозможные способы борьбы. Лучше кого угодно умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде. В случае опасности они покидают свои жилища и погружаются в глубину воды, держа во рту длинные полые внутри стволы тростника, приготовленные нарочно для этой цели: лежа навзничь в глубине реки, они выставляют концы тростников наружу и дышат через них. Таким путем они по многу часов могут оставаться в воде, так что никто их там и не заметит. Если даже случится, что стволы тростника будут видны снаружи, то люди, не знающие, в чем дело, подумают, что тростник растет в воде. Но кто знает об этом приеме, тому не трудно догадаться, и тогда он может проткнуть им рот тростником, или же выдернуть его из воды, так что нечем будет дышать и придется вылезть наружу.
   Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того—прекрасные щиты, только чересчур тяжелые, затрудняющие собой движения. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом: этот яд действует сильно, и спастись от него можно только, приняв вовремя какое-нибудь противоядие или другое средство, известное знающим врачам; или же надо вырезать пораженное ядом место, дабы отрава не распространилась по всему телу.

Работа с источником. Маврикий Стратег-византийский писатель VI в.     Отрывок о славянах взят из

Слайд 19III.Занятия восточных славян.

III.Занятия восточных славян.

Слайд 20





  
Орудия труда для земледелия: соха
III.Занятия славян.































Михаил Михайлович Герасимов (1907-1970гг.) – антрополог,

археолог, скульптор, доктор исторических наук. Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных останков («метод Герасимова»).
  Орудия труда для земледелия: сохаIII.Занятия славян.Михаил Михайлович Герасимов (1907-1970гг.) – антрополог, археолог, скульптор, доктор исторических наук.

Слайд 21





  
Древние славяне.
Автор – М.М. Герасимов.































  Древние славяне. Автор – М.М. Герасимов.

Слайд 22
Славяне были вынуждены вести полукочевой образ жизни из-за

постоянной опасности набегов кочевников. родовое поселение ставилось на возвышенности (чтобы избежать заливания водой жилищ), окружённое лесом или болотами. Все постройки рассчитывались на недолгое проживание на месте – 1-2 года, поэтому устанавливались минимальными усилиями и затратами. Поселение состояло из нескольких землянок (по числу семей), окруженных жердяным забором (ограда).


  

Поселения древних славян.
































Славяне были вынуждены вести полукочевой образ жизни из-за постоянной опасности набегов кочевников. родовое поселение

Слайд 23
Землянка ставилась следующим образом: вырывалась яма до той

глубины, пока не появится песок, края ямы укреплялись толстыми жердями выше уровня ямы. получившиеся стены обмазывались глиной; крышу не ставили, вместо нее была кровля из травы и веток; дно ямы забрасывали глиной и тщательно ее утаптывали, чтобы укрепить пол; в середине землянки находился очаг (его делали из деревянного каркаса, обмазанного глиной), топили «по-черному».  Вокруг очага возводились глиняные лавы, лавки – на них сидели, спали, принимали пищу. Обычно землянки были квадратными, со стороной до 4 метров, располагались на территории поселения бессистемно.


  

Поселения древних славян.
































Землянка ставилась следующим образом: вырывалась яма до той глубины, пока не появится песок, края

Слайд 24
III.Занятия славян. Системы земледелия



































подсечно-огневая (подсека)

переложная
(перелог)

Вырубка деревьев, выкорчёвывание пней, поджигание. Зола – хорошее удобрение. Обработка земли 2-3 года, а затем переход на новый участок.

Участки земли использовались несколько лет, до полного истощения, затем славяне переходили на новые участки. Истощённая земля не обрабатывалась 20-30 лет до восстановления плодородия.

III.Занятия славян. Системы земледелия

Слайд 25





  
Подсечно-огневая (подсека) система земледелия
III.Занятия славян.

  Подсечно-огневая (подсека) система земледелияIII.Занятия славян.

Слайд 26





  
Подсечно-огневая (подсека) система земледелия
III.Занятия славян.
Подсечно-огневая система земледелия до сих пор

сохраняется во влажных тропических лесах бассейна рек Амазонки и Конго, в саваннах Западной и Восточной Африки.
  Подсечно-огневая (подсека) система земледелия III.Занятия славян.Подсечно-огневая система земледелия до сих пор сохраняется во влажных тропических лесах

Слайд 27
Рало (орало-пахать) – орудие для вспашки с одним широкопластным

металлическим наконечником с плечиками – наральником. Рало вспахивало без переворота пласта земли и использовалось в основном на старопахотных землях.




  

Орудия труда для земледелия: рало

III.Занятия славян.























Рало (орало-пахать) – орудие для вспашки с одним широкопластным металлическим наконечником с плечиками – наральником.

Слайд 28





  
Орудия труда для земледелия: соха
III.Занятия славян.









Соха - пахотное орудие с широкой

рабочей частью из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главным отличием сохи от рала считается её двузубость, а также сошники – более узкие и более длинные, чем наральники. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но больших физических усилий и мастерства от пахаря.













Сошники сохи

  Орудия труда для земледелия: сохаIII.Занятия славян.Соха - пахотное орудие с широкой рабочей частью из дерева, оснащённой

Слайд 29



Пахарь - ратай


  

Орудия труда для земледелия: соха

III.Занятия славян.
























Слайд 30



Почву выравнивали бороной

  
Орудия труда

для земледелия: борона

III.Занятия славян.





Борона-суковатка сделана из ствола дерева с торчащими сучьями

Почву выравнивали бороной   Орудия труда для земледелия: боронаIII.Занятия славян.

Слайд 31




  
Орудия труда для земледелия
III.Занятия славян.





  Орудия труда для земледелия III.Занятия славян.

Слайд 32



Сеяли, в основном, славянские мужчины. Они в безветренный день,

босиком, горстями разбрасывали зерно из лукошка, привязанного на груди.


  

Орудия труда для земледелия: сев

III.Занятия славян.

Сеяли, в основном, славянские мужчины. Они в безветренный день, босиком, горстями разбрасывали зерно из лукошка,

Слайд 33


В конце лета наступала жатва.
Хлеб

убирали серпами.


  

Орудия труда для земледелия: жатва

III.Занятия славян.

В конце лета наступала жатва.     Хлеб убирали серпами.   Орудия труда для земледелия:

Слайд 34

Хлеб был главной пищей славян. Зерно называли житом (от

слова «жить»).


  

Сельскохозяйственные культуры славян

III.Занятия славян.

Хлеб был главной пищей славян. Зерно называли житом (от слова «жить»).   Сельскохозяйственные культуры славянIII.Занятия славян.

Слайд 35

  

Скотоводство

III.Занятия славян.

  

Слайд 36

  
Скотоводство сенокос

III.Занятия славян.











Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убирались в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник.

     Скотоводство     сенокос    III.Занятия славян.Время сенокоса у

Слайд 37

  
III.Занятия славян.
Охота.
На кого охотились:
Кабан
Лисица
Куница

(её шкурки выполняли роль денег)
Белка и др.

Цель охоты:
Пища
Одежда
Средство обмена
(деньги)


  III.Занятия славян.      Охота.На кого охотились: КабанЛисицаКуница (её шкурки выполняли роль денег)Белка

Слайд 38

  
III.Занятия славян.

Охота на водоплавающих птиц




          III.Занятия славян.   Охота на водоплавающих птиц

Слайд 39

  
III.Занятия славян.




Бортничество - сбор мёда и воска диких пчёл из естественных

дупел и разведение пчёл в выдолбленных дуплах (борть).
  III.Занятия славян.Бортничество - сбор мёда и воска диких пчёл из естественных дупел и разведение пчёл в

Слайд 40

  
III.Занятия славян.
Ремесло.


  III.Занятия славян.      Ремесло.

Слайд 41


Гончар и кузнец


  

III.Занятия славян.
Ремесло.



Кузнечное дело народные верования связывали с обладанием тайным знанием и чародейской сверхъестественной силой.


Слайд 42

  
III.Занятия славян.

Ремесло. Прядение и ткачество



      



К числу важнейших домашних промыслов относились прядение и ткачество.

           III.Занятия славян.     Ремесло.

Слайд 43

  
III.Занятия славян.

Ремесло. Ювелирное дело







До десятого века, когда языческая вера Древней Руси носила сакральный смысл для славян, ювелирное искусство имело особый стиль и дизайн. Создавалось очень много изделий с изображением различной языческой символики. Это были гребни, зеркала, заколки, ожерелья, браслеты и перстни.

          III.Занятия славян.      Ремесло.

Слайд 44

  
III.Занятия славян.
Собирательство.

















Славянские женщины занимались сбором грибов и

ягод.
  III.Занятия славян.    Собирательство.Славянские женщины занимались сбором грибов и ягод.

Слайд 45

  
III.Занятия славян.
Собирательство.

















Славянские женщины занимались также сбором целебных

трав.
  III.Занятия славян.    Собирательство.Славянские женщины занимались также сбором целебных трав.

Слайд 46

  
III.Занятия славян.
Собирательство.

















Славянские женщины собирали берёзовый сок.

  III.Занятия славян.    Собирательство.Славянские женщины собирали берёзовый сок.

Слайд 47

  
III.Занятия славян.
Собирательство.

















Славянские женщины собирали берёзовый сок.

  III.Занятия славян.    Собирательство.Славянские женщины собирали берёзовый сок.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть