Слайд 1Влияние ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ XX в.
Выполнила ученица 10
класса
Горловской общеобразовательной
школы I-III ст.№ 10
Аносова А.
Слайд 2Тема: Влияние партии большевиков на систему образования XХ в.
План изучения
Введение .
Актуальность темы.
I. Причины и сущность преобразований в области просвещения
II. Методы и приемы большевиков в системе образования:
А) 1917-30 гг. б) довоенный1930-1940-е гг.;
в) послевоенный: 1945-1991 гг.
III.Выводы.
IV. Список использованной литературы и ресурсов.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
1.Актуальность темы исследования приобретает особенную важность в условиях бурных исторических
перемен, когда важно не допустить резкого разрыва между общественными системами и традициями, избежать появления «потерянных поколений»
2.Большевистская революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский.
3.По масштабу и глубине произошедших перемен октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с такими событиями как: принятие Русью христианства, образование русского государства и реформы Петра I
Слайд 5Цель большевистских преобразований
Слайд 6Луначарский-руководитель народного просвещения
Луначарский ( народный комиссар просвещения) в 1928 году на лекции «Воспитании
нового человека» заявил: «…сознайтесь, что его [педагога] руками вы растите ту здоровую ветку, ради которой мы боремся, ради которой мы существуем, без которой нам не стоило бы жить и бороться. Это самое важное, что есть в нашей борьбе».
Слайд 9Отношение партии большевиков к культурному просвещению
Из резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте
1919 года:
«Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное:
театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.),
стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания,
— должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде.
Слайд 10 ПРИЧИНЫ НОВОВВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
1.Образование-средство воспитания человека нового типа
2.Образование-путь
к построению новой современной промышленности.
3.Культурно-просветительная работа красноармейцев-путь к завоеванию симпатий населения и сознательности населения.
Слайд 12Мероприятия Советской власти в области просвещения
1) борьба с неграмотностью и необразованностью,
2)
популяризация научных знаний,
3) создание разветвленной сети клубов, библиотек, домов культуры,
4) приобщение широких слоев населения к произведениям высокой культуры, 5) выработка «самосознания и ясного миросозерцания»
Слайд 13 "Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская
масса встанет на сторону советской власти"
(Из документов VIII съезда
Российской коммунистической партии
(РКП)
1918.
Слайд 15Культурно-просветительная работа большевиков
В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!»
Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности.
Ликвидация неграмотности и организация просвещения взрослого населения в возрасте от 18 до 35 лет,
Обучение приравнивалось к выполнению трудовой повинности
Слайд 16До и после большевистской революции
До революции и после: Когда месячное жалованье
чиновника не превышало 60–80 руб. в месяц
При средней цене книги 10 руб. мало кто мог позволить себе купить хотя бы одну книгу в год, не говоря уже о крестьянах и рабочих…
Неудивительно, что крупнейшие прижизненные тиражи произведений Пушкина не превышали 1200 экз., да и те залеживались годами.
Интересна судьба основанного Пушкиным журнала «Современник».
Уже в 40-х годах он печатался всего в 600 экз., из которых расходилось 200, так что издание было явно убыточным».
Слайд 17Политика просвещения в Красной армии
Причинами активного просвещения стали такие факторы как:
1) завоевание симпатии населения ;
2) укрепление дисциплины в армии
3) ставка на сознательность каждого бойца для осмысленной борьбы за новые идеалы, за которые сражалась Красная армия.
«Наши победы на Дону стали возможны исключительно благодаря усилению партийной и культурно-просветительной деятельности в рядах Красной армии— это вызвало психологический сдвиг, и в итоге наша Красная Армия завоевала для нас Дон»
Ленин
Слайд 19Первые правительственные документы
1)об отделении церкви от государства и школы от церкви,
2) о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке,
3)о введении во всех типах школ совместного обучения и др.
Слайд 21
Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от
26.12.1919 г.
1.Всё население Республики в возрасте
от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию.
Слайд 22Ликбез
За 20 лет – к 1940 году – грамоте было обучено
50 млн мужчин и женщин. Подобных примеров, когда столь огромное число людей было обучено грамоте и смогло приобщиться к культуре, история не знает.
Слайд 23БИБЛИОТЕКИ
Уже к 1922 году число библиотек увеличивается почти до 18
тыс., а к 1925 году – до 29 тысяч.
При этом они выходят за пределы города. В виде изб-читален библиотеки становятся обыденной реальностью и сельской местности.
В 1939 году в СССР было уже около 250 тыс. библиотечных точек всех типов
Слайд 24Ликбез в Донецком губернии
В 1921 г. в Донецкой губернии создаются пункты
и школы по ликвидации неграмотности (ликпункты и школы ликбеза). В апреле 1924 г. журнал «Просвещение Донбасса» сообщал, что ликвидация неграмотности проходит очень слабо: из 35 тыс. неграмотных членов профсоюзов обучено всего 7 тыс. На селе ситуация была еще хуже: из 475 тыс. неграмотных крестьян было обучено только 5 тыс
Слайд 25Достижения ликбеза в Донецком регионе
В 1922 г. в Донбассе система профессионального
образования рабочих включала 24 школы фабзавуча (2340 учащихся), 7 домов подростков (360 чел.), 2 вечерних техникума (178 чел.), 34 рабочих курса (2560 чел.) и 3 научно- физических кабинета.
В Донбассе также работали кооперативный, музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы, в которых обучалось более 1200 человек.
Слайд 27
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных.
В 1933—1937 годах
только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %
Период: 1917-1930 -е гг.
Слайд 28Период: 1917-1930-е гг.
Грамотного населения в России 21,1% по данным переписи
1897 года. Например, число учащихся в 1914 году равнялось 7 896 тыс. человек.
А в 1940 году их число достигло 34 784 тыс.
Львиная доля школ до революции - это школы начального обучения азам грамотности и счета.
Слайд 29Российская империя и СССР:1914 и 1940 гг.
Слайд 31Сравнительная характеристика: 1914-1940 гг.
Слайд 32 Специфические формы обязательного политического просвещения
1)«начальное политическое просвещение»,
2)«марксистское просвещение»
,
3) «компросвещение»,
4) ликвидация «политбезграмотности»
. Для этого требовалось повсеместно организовывать «политпросветработу» и «культполитпросветработу».
Слайд 33Первые шаги реорганизации системы образования
1) уничтожались прежние структуры школьного управления,
2)закрывались
частные учебные заведения,
3)было запрещено преподавание древних языков и религии.
Слайд 34 "Положением о единой трудовой школе"
(октябрь 1918 г.) вводилась единая
система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями:
1-я ступень - 5 лет обучения и
2-я ступень - 4 года обучения.
Слайд 35Принципы Советской модели образования:
1)право всех граждан на образование независимо от
расовой, национальной принадлежности и социального положения,
2) равенство в образовании женщины и мужчины,
3)школа на родном языке,
4) безусловность светского обучения,
5)обучение на основе соединения с производительным трудом.
Слайд 39Система образования в СССР в 20-е годы
Слайд 40Высшее образование
Уже к 1920 году число вузов по сравнению с дореволюционным
временем выросло в 2,5 раза, а общее количество студентов удвоилось. При этом профессорско-преподавательский костяк на первых порах составляли ученые, получившие признание еще до революции, но признавшие советскую власть (Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.П. Карпинский, Н.С. Курнаков, др.)
Слайд 42Школа и ее роль
к началу 1920 г. на всей территории страны
было открыто свыше 13 тыс. новых школ, а число учащихся достигло 9 млн человек, что на 1 млн было больше довоенного уровня.
Кроме того, в годы Гражданской войны были предприняты важные шаги в подготовке учительских кадров: число педагогических вузов выросло в два раза и достигло 55 институтов, а количество их выпускников возросло на 5 тыс. человек.
Слайд 47Принципы народного образования в СССР
Слайд 48ВЫВОДЫ
.
большевики сумели создать прогрессивную и жизнеспособную систему образования, которая была
усовершенствована в после- дующие годы Советской власти и стала образцом для подражания при построении системы образования в других государствах.
В акценте большевиков на образование и была одна из весомых причин окончательной их победы -они дали русской цивилизации и народу новый проект развития; новую реальность, которая была в интересах большинства рабоче-крестьянского населения нового социалистического государства.
Главное в содержании образования - социальный заказ (утверждение идеалов власти), который переводился на язык педагогики.
Поставив систему образования приоритетным направлением большевики ввели всеобщее бесплатное образование как величайшее достижение в истории человечества ( в кратчайший срок огромная страна, где до революции умели читать и писать не более 25% населения, стала страной всеобщей грамотности, бесплатного образования, которое считалось одним из лучших в мире.
Таким образом, за годы советской власти в ХХ веке была выстроена единая централизованная система учебных заведений, охватывающая всю страну. Централизация и строгий контроль со стороны государственных и партийных органов позволял в короткие сроки реализовать цели по созданию широкого слоя образованных людей
Слайд 49Использованные ресурсы.
Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и
в СССР. – М., 1964;
Грамотность. БСЭ, 3-е изд. — М.: Сов.энциклопедия, 1972. — т.7.
Куманев В. А. Революция и просвещение масс. – М., 1973;
Ликвидация безграмотности // Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Глав. редактор В. В. Давыдов. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
Ленин В.И. О воспитании и образовании // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 12. воспитании и образовании. - М., 1976.
Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983-1985. Луначарский А.В. О
Очерки по истории педагогической науки в СССР (1917-1980). - М., 1986.
М. А. Мазалова, Т. В. Уракова. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена
Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917—1929). – Л., 1941;
Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917—1936). – М., 1985.
http://russian7.ru/post/glavnye-reformy-bolshevikov-v-pervyy/
https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-bolshevikov-upuschennye-vozmozhnosti-myagkoy-vlasti
https://www.e-reading.club/chapter.php/1050283/90/Spicyn_-_Rossiya_-_Sovetskiy_Soyuz_1917-1945_gg._Polnyy_kurs_istorii_Rossii_dlya_uchiteley%2C_prepodavateley_i_studentov._Kniga_3.html