Презентация, доклад по истории на тему: Восточнославянские племена и их соседи. Возникновение государственности у восточных славян

Содержание

«Эти племена не управляются одним человеком, но издревлеживут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастьеи несчастье в жизни считается делом общим. И во всемостальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законыодинаковы. Они считают,

Слайд 1Восточнославянские племена и их соседи
Возникновение государственности у
восточных славян

Восточнославянские племена и их соседиВозникновение государственности у восточных славян

Слайд 2«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле
живут в народоправстве (демократии),

и поэтому у них счастье

и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем
остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы
одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний,

является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и

совершают другие священные обряды. Они почитают реки и
нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при
помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких

хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они часто
меняют места жительства»

Прокопий Кесарийский о славянах, VI в.

Сделайте не менее трех выводов на основании источника

«Эти племена не управляются одним человеком, но издревлеживут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастьеи несчастье

Слайд 3«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в
народоправстве (демократии),

и поэтому у них счастье и несчастье в

жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих

варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что

один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему

приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они

почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы

всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в

жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они часто

меняют места жительства»

Прокопий Кесарийский о славянах, VI в.

«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут внародоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и

Слайд 73. Хозяйство восточных славян
Ячмень
Рожь
Пшеница
Просо
Овес
Пушнина: Белка
Куница
Соболь
Лисица
Речная рыба
Мёд диких пчел
Занятия восточных славян
Земледелие
Охота
Рыболовство
Скотоводство
Бортничество
Крупный рогатый скот Лошади Свиньи
Основные отрасли хозяйства
Подсобное

хозяйство
3. Хозяйство восточных славянЯчменьРожьПшеницаПросоОвесПушнина: БелкаКуницаСобольЛисицаРечная рыбаМёд  диких пчелЗанятия восточных славянЗемледелиеОхотаРыболовствоСкотоводствоБортничествоКрупный рогатый скот Лошади СвиньиОсновные отрасли хозяйстваПодсобное

Слайд 8Земледельческие инструменты восточных славян
Новгородские грабли XII–XV вв. Древнерусские серпы X–XIII вв.

Коса с рукоятью XIII век.
Косы X–XIII вв.

Борона-суковатка.
Такой бороной рыхлили верхний слой почвы, удобренный золой после выжигания травы или деревьев.

Соха, деревянная борона

Сергей Иванов.
Жильё восточных славян. 1909

Земледельческие инструменты восточных славянНовгородские грабли XII–XV вв. Древнерусские серпы X–XIII вв. Коса с рукоятью XIII век.Косы X–XIII

Слайд 10Подсечно-огневая система
земледелия распространена
в лесных районах
Пашенная (переложная)
система земледелия
распространена в равнинной
местности - двухполье

Подсечно-огневая системаземледелия распространенав лесных районахПашенная (переложная)система земледелияраспространена в равниннойместности - двухполье

Слайд 11Торговля у восточных славян
Волокут волоком. Худ. Н.Рерих
Путь «из варяг в греки»

Торговля у восточных славянВолокут волоком. Худ. Н.РерихПуть «из варяг в греки»

Слайд 125. Верования восточных славян
Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам,

идолопоклонство

Збручский идол

5. Верования восточных славянЯзычество – религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонствоЗбручский идол

Слайд 13Сварог
– властитель неба, которому подчиняется вся вселенная

Даждьбог
– бог Солнца
Перун


– бог грома и молнии, покровитель воинов

Славянские боги

Сварог – властитель неба, которому подчиняется вся вселеннаяДаждьбог – бог СолнцаПерун – бог грома и молнии, покровитель

Слайд 14Стрибог
– бог бури, ветра

Велес
– покровитель скота и скотоводов

Мокошь

богиня плодородия и женского рукоделия, покровительница женщин

Славянские боги

Стрибог – бог бури, ветраВелес – покровитель скота и скотоводовМокошь – богиня плодородия и женского рукоделия, покровительница

Слайд 15Религиозные культы
Капище у восточных славян
Капище – это пространство языческого храма, расположенное за алтарём,

и
предназначенное для установки капей (статуй, изображающих
богов) или иных сакральных предметов

Волхв – одно из древнейших названий мудреца, кудесника

Религиозные культыКапище у восточных славянКапище – это пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и

Слайд 16«Низшие духи» в религиозных представлениях восточных славян
Домовой

Леший

Водяной

«Низшие духи» в религиозных представлениях восточных славянДомовой      Леший

Слайд 17Родовая община
Соседская община
Вервь – территориальная (соседская) община
Вече – народное собрание

у восточных славян

Народное ополчение – войско из свободных мужчин,

создаваемое на добровольных началах

Родовая общинаСоседская общинаВервь – территориальная (соседская) община Вече – народное собрание у восточных славянНародное ополчение – войско

Слайд 19Предпосылки создания государства у восточных славян
1.
2.
Родовые отношения находились на стадии разложения
Велась

постоянная борьба с кочевниками

3.
4.

Регулярно осуществлялись походы на Византию
Развивалась торговля

1.

Укрепление позиций родоплеменной знати, ее обогащение

2.

Укрепление военно-дружинной организации

3.

Большую объединительную роль играл путь «из варяг в греки»

Предпосылки создания государства у восточных славян1.2.Родовые отношения находились на стадии разложенияВелась постоянная борьба с кочевниками3.4.Регулярно осуществлялись походы

Слайд 20«Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в
ней нет. Да

пойдите (приходите) княжить и володети

нами≫

«Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) вней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володетинами≫

Слайд 22Норманская теория
(Г. Байер, Г. Миллер)
-варяги «русь» – это
норманны (шведы) ;
-

без приглашения
правителей – норманнов

славяне не смогли бы создать
свое государство и культуру;

-варяги «русь» – это

славянский народ;

- название «Русь» имеет
славянское происхождение;

- влияние варягов на
образование государства
незначительно

Антинорманская теория
(М.В. Ломоносов)

Норманская теория (Г. Байер, Г. Миллер)-варяги «русь» – этонорманны (шведы) ;- без приглашенияправителей – норманновславяне не смогли

Слайд 23Великий князь
Местные
(удельные)
князья
Совет при
князе
(Дума)
Вече
Дружина
(Старшая,
Младшая)
Полюдье

сбор
дани
князем
с
дружиной со свободных общинников,
земли которых он защищал и охранял


Великий князьМестные(удельные)князьяСовет прикнязе(Дума)ВечеДружина(Старшая,Младшая)Полюдье–сборданикняземсдружиной со свободных общинников,земли которых он защищал и охранял

Слайд 24Князь Олег (879-912)
Внутренняя политика
- в 882 г. объединил Киев и
Новгород

под своей властью;
-присоединил к Киеву большую
часть восточнославянских земель
Внешняя политика
- в 907 г. — поход на Царьград;

- в 907 г. и в 911 г. подписаны
русско-византийские договоры.

Князь Олег (879-912)Внутренняя политика - в 882 г. объединил Киев иНовгород под своей властью; -присоединил к Киеву

Слайд 25Князь Игорь (912-945)
Внутренняя политика
- возвращение древлян под
власть Киева (914);
-в 945

г. убит во время сбора
дани древлянами
Внешняя политика
- в 941 г . и в 944 г. совершены
походы на Царьград;

- подписан русско-византийский
договор 944 г.

Князь Игорь (912-945)Внутренняя политика - возвращение древлян подвласть Киева (914);-в 945 г. убит во время сборадани древлянамиВнешняя

Слайд 26Княгиня Ольга (945-964), регент
Внутренняя политика
Установила точный размер дани
— уроки и

места её сбора —

погосты
Внешняя политика
В 957 г. Ольга отправилась в
Царьград и приняла
христианство

Княгиня Ольга (945-964), регентВнутренняя политика Установила точный размер дани— уроки и места её сбора —погостыВнешняя политикаВ 957

Слайд 27Князь Святослав (964-972)
Внешняя политика
- временно присоединил к Руси
вятичей;
- в 966—967 гг.

совершил поход
на Волжскую Булгарию, в 969г.

разгромил Хазарский каганат;
- создал Тмутараканское
княжество;
-в 968 г. захватил несколько
крепостей на Дунае.

-вел войну с Византией в 970-
971 гг. Убит печенегами в 972 г.

Внутренняя политика
В Киеве начал править его сын

Ярополк. Второй сын Олег
княжил в древлянской земле,

третий сын Владимир — в
Новгороде

Князь Святослав (964-972)Внешняя политика- временно присоединил к Русивятичей;- в 966—967 гг. совершил походна Волжскую Булгарию, в

Слайд 28В IX-Х вв. восточные славяне были объединены под
главенством князей династии Рюриковичей.


Сложилось государство, получившее название Русь.

Становление

государства

нередко

проходило

в

ожесточенной борьбе.

Важнейшую

роль

в
преобразования княгини Ольги.

становлении

Руси

сыграли

Походы

князя

Святослава

укрепили

международный

авторитет страны, определили на многие годы основные векторы
внешней политики Руси.

Подведем итоги

В IX-Х вв. восточные славяне были объединены подглавенством князей династии Рюриковичей. Сложилось государство, получившее название Русь.Становлениегосударстванередкопроходиловожесточенной борьбе.Важнейшуюрольвпреобразования

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть