Слайд 1Тема: Тверь православная.
Святыни города Твери
Выполнил учитель истории МОУ «Эммаусская СОШ»
Виноградов А.Ю.
Слайд 2Цель:
Провести виртуальную экскурсию по наиболее древним храмам г. Твери.
Задачи:
дать понятия
об архитектуре и убранстве храмов;
рассказать об истории тверских храмов, времени их постройки, смысле названий;
познакомить детей с значимыми храмами г. Твери.
Слайд 3Храм – это место особенное, специально предназначенное:
для встречи с Богом каждого
человека;
для соборной молитвы;
для совершения богослужения;
для совершения Таинств Православной Церкви (крещения, исповедь, причащения, венчания и др.).
Слайд 4Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик
Слайд 5Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водруженным
на нем православным крестом
В Древнерусском государстве получила распространение крестовокупольная архитектурная система. Принцип ее заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведенным в центре куполом.
Слайд 9Алтарь символизирует Небесное Божие царство. В храме алтарь открывается во все
важнейшие моменты богослужения в знак того, что после искупительной жертвы Иисуса Христа Царство Небесное открылось. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.
Слайд 10Иконостас
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».
В древности иконостасов
не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами.
Иногда там устраивали решетку (по пояс или чуть выше), чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу.
Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители.
В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее.
Слайд 11Россия... Святая Русь... Дом Пресвятой Богородицы...
Кто на протяжении тысяч лет
ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? Церковь Православная! Кто научил русского человека быть верным - без лести, мужественным - без жестокости, щедрым - без расточительства, стойким - без фанатизма, сильным - без гордости, милосердным - без тщеславия, ревностным - без гнева и злобы? Церковь Православная, подававшая последнее духовное напутствие дружинникам святого благоверного князя Александра Невского на залитом кровью льду Чудского озера и великому князю Дмитрию Донскому на поле Куликовом, где страшная сеча с татарами решала, быть или не быть Святой Руси и на протяжении тысячи лет ежедневно, сосредоточенно, неспешно и благоговейно возносившая к Богу молитвы о «богохранимой» Земле русской.
Слайд 12
«Поидох от Спаса святаго златоверхаго и
сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго, и от владыкы Генадия Тверскаго, и Бориса Захарьича.» говорит Афанасий Никитин в «Хождении за три моря».
Спасо - Преображенский собор начали строить в центре Тверского кремля в 1285 году. После нашествия хана Батыя на Северо - Востоке Руси почти полвека не возводили каменные строения. И вот Тверь доказала, что Русь по-прежнему жива. Не княжеский терем или кремль- первым был Храм. Храмы и монастыри Тверской земли стали подтверждением стойкости Руси её верности Вере Православной. Они и сейчас охраняют и украшают нашу землю. История и люди не пожалели многие этих святых зданий , но те что остались мы обязаны знать и оберегать.
Слайд 13 Тверскую землю украшает множество прекрасных храмов.
Наверное, не каждый
город может похвастаться таким их количеством. При этом храмы Твери относятся к разным эпохам . Большая часть этих сооружений является уникальными памятниками архитектуры, которые обладают своими легендами и привлекают паломников мощами священномучеников и чудодейственными иконами. Всего в Твери находится 4 монастыря, около 30 церквей и часовен.
Слайд 14По данным газеты «Православная Тверь», в городе действуют 4 собора:
Воскресенский
кафедральный собор;
Вознесенский собор;
Успенский собор;
Собор Белая Троица,
2 женских монастыря:
Свято-Екатерининский;
Христорождественский,
15 церквей, 3 домовых церкви, 2 отдельно стоящих часовни и 5 часовен при больницах.
Слайд 15Спасо-Преображенский собор — «Спас Златоверхий»
Слайд 16В 1285 году благоверный князь Михаил Ярославич Тверской, его мать —
великая княгиня Ксения и епископ Тверской Симеон заложили вместо каменный Спасо-Преображенский собор, кафедральный храм Твери. Это было из ряда вон выходящим событием — впервые после татаро-монгольского разорения на Руси был заложен каменный храм!
В 1287 году состоялось предварительное освящение еще недостроенного собора. А в 1290 году строительство храма было завершено, и 8 ноября епископ Тверской Андрей освятил Спасо-Преображенский собор. Освящение состоялось в день Архангела Михаила — святого, тезоименитного князю Михаилу Ярославичу.
В 1290—1292 годах Спасо-Преображенский собор был расписан. В начале XIV века к нему были пристроены Введенский придел, ставший усыпальницей тверских епископов, и Дмитриевский придел, ставший также княжеской усыпальницей. В нем нашел свое упокоение великий князь Тверской, св. благоверный Михаил Ярославич, основатель Спасо-Преображенского собора, убитый татарами в 1318 году. Московским церковным Собором 1549 года благоверный князь Михаил причислен к лику святых. Вероятно, тогда же в Спасском соборе появился придел во имя Св. Михаила Тверского.
Слайд 17
Спасо-Преображенский собор неоднократно подвергался разорениям, но всякий раз его восстанавливали
и украшали заново. Все лучшее, что могла дать «Дому Святого Спаса» тверская земля, находилось в главном соборе княжества. Об украшении собора особо заботились тверские князья и епископы. «Медяные» двери Спасо-Преображенского собора, украшенные золотой наводкой, были вывезены Иваном Грозным в Александрову слободу и помещены в западном портале Троицкого (Покровского) собора. Что касается «мрамореного дна», то речь идет о цветных майоликовых плитках, которыми был выложен пол собора. Переливавшиеся многоцветным ковром, они напоминали драгоценный мрамор. Первоначально собор был одноглавый, с вызолоченным куполом, за что и звали его тверичи — «Спас Златоверхий».
В 1485 году Тверь вошла в состав Московского княжества, а последний князь тверской Михаил Борисович бежал в Литву. 15 сентября 1485 года Иван III отстоял в Спасо-Преображенском соборе литургию, которую служил тверской епископ Вассиан.
Слайд 18
После утраты Тверью независимости Спасский собор перестал играть роль главного храма
независимого государства. Это не замедлило сказаться на его состоянии. Собор постепенно ветшал. В 1569 году Иван Грозный, идя на Новгород, устроил жестокий погром Твери, попутно разорив и Спасо-Преображенс-кий собор. А после Смутного времени собор совсем пришел в упадок. В 1634 году на средства, пожертвованные царем Михаилом Федоровичем, начался капитальный ремонт собора. Работами руководил известный московский зодчий Иван Неверов. Он заново переложил верх собора. Храм стал пятикупольным, с двумя приделами. Но пожары 1636 и 1661 годов свели на нет все усилия... В конце 1680-х годов древний «Спас Златоверхий» был разобран до основания.
Слайд 19Внутреннее убранство собора
В 1689—1696 годах на средства архиепископа тверского Сергия из
старицкого белого камня был выстроен новый Спасо-Преображенский собор. Собор украшал золоченый пятиярусный иконостас. Главной реликвией храма была рака с мощами св. благоверного князя Михаила Тверского, почитаемого небесным покровителем Тверской земли. Здесь же, в соборе, были похоронены почти все Тверские князья и многие епископы. В их числе и первый князь Тверской — Ярослав Ярославич, и один из основателей собора — епископ Симеон. Стены собора украшали росписи, выполненные в XVIII—XIX веках, среди которых выделялись сцены из жития Михаила Тверского.
В 1826 году в ночь с 11 на 12 февраля в соборе находилось тело умершего в Таганроге императора Александра I.
Слайд 20К собору примыкала колокольня в три яруса, построенная в 1748—1755 годах
архитектором И. Я. Шумахером. В ее среднем пролете висели 13 колоколов. Самый большой из них весил 1025 пудов. Он был отлит на заводе московского купца Д. Н. Самгина в 1853 году. Второй колокол весом в 500 пудов был отлит мастером Иваном Маториным в 1717 году. Третий, под названием «Новый», отлитый в 1753 году, весил 243 пуда. Старинный «Черный» колокол весом в 161 пуд отлили в 1666 году. Самым древним был малый колокол, отлитый в Твери еще при «великом князе Иване» — то есть при Иване Грозном.
Слайд 21Спасо-Преображенский собор в Твери был взорван в ночь с 3 на
4 апреля 1935 года, так как, по мнению коммунистов, он «чрезвычайно мешал движению транспорта». Областная газета «Пролетарская правда» похвалилась: «Подрывные работы технически выполнены блестяще». На расчищенном от «гнездили-ща врагов нашей идеологии» месте была установлена бетонная скульптура: сидящие на лавке Ленин и Сталин. Во время кратковременной оккупации города фашистами в 1941 году на этом месте было устроено кладбище немецких солдат, а после войны здесь соорудили памятник Калинину.
Слайд 24Предание связывает основание монастыря с Григорием, отроком тверского князя Ярослава Ярославича.
Он во время охоты увидел в окрестностях Твери красавицу Ксению и захотел жениться на ней. Родители были не против, но Ксения понравилась князю и стала его женой. Григорий после этого принял монашеский постриг. В летописи за 1265 г. 1265 г. сообщается об основании монастыря: «тщанием и рачением великого князя Ярослава Ярославича Тверского и великия княгини богомудрыя Ксении, по совокуплении их законного брака в четвертое лето по прошению и молению любимого его отрока Григория, а во иноческом чину Гурия».
Отроч монастырь стал одним из крупнейших тверских монастырей, в нём велось тверское летописание (Тверской летописный свод 1305 г.), была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре».
Слайд 25В 1531 г. в монастырь был сослан преподобный Максим Грек который
провёл в его стенах 20 лет. Во время заключения им были написаны многочисленные богословские труды в том числе «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно» и «Слово о покаянии».
В Отроч монастырь после своего изгнания с московской кафедры был сослан митрополит Филипп (Колычев). Во время новгородского похода в 1569 г. царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Тело святителя было погребено у алтаря монастырского собора, а в 1591 г. перевезено на Соловки.
Слайд 26
В 1760-1761 годах настоятелем монастыря был святитель Тихон Задонский. Монастырь был
закрыт в ноябре 1918 г. В 1930-х годах все его постройки, кроме Успенского собора, были снесены.
Слайд 27В начале 1990-х годов собор был возвращён РПЦ, с 1994 г.
в нём совершаются богослужения.
Слайд 28Храм Троицы Живоначальной (Белая Троица)
Слайд 29Православный храм; памятник истории и архитектуры, самое древнее из сохранившихся каменных
зданий города. Расположен в Затьмачье (ул. Троицкая, 38). Имеет статус одного из кафедральных соборов Тверской митрополии Русской православной церкви; находится в непосредственном управлении правящего архиерея. В храме находится рака с мощами преподобного Макария Калязинского.
Троицкая церковь в Затьмачье была построена московским купцом Гаврилой Андреевичем Тушинским в 1564 году. На западной стороне собора сохранилась надпись:
Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьском замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского.
Слайд 30Ефремовский предел
По мнению исследователей, храм первоначально имел одну — три главы, но
был перестроен и стал семиглавым в XVII веке. В 1787 году пристроили Ефремовский предел, в 1812 году — двухъярусную колокольню, в 1864 — 67 гг. — придел Святителя Арсения, епископа Тверского и мученицы Татианы, в 1878 году — третий ярус и шатёр. Иконостас храма исследователи датируют XVIII веком, настенную живопись — периодом конец XVIII — середина XIX вв.
Слайд 31После перепланировки Затьмачья в 1777 году церковь оказалась недалеко от границы
города, и некоторое время она стояла у окраины города со стороны Старицкой заставы. Позднее за церковью построили жилой квартал, и церковь оказалась в центре Затьмачья. Вокруг храма сформировалась площадь на пересечении двух улиц, площадь назвали Троицкой площадью, а улицу, которая вела к Кремлю — Троицкой улицей.
Слайд 32
Собор имеет 3 престола:
престол Пресвятой Троицы;
престол преподобного Ефрема Новоторжского
престол
святого Арсения Тверского и святой великомученицы Татианы.