Слайд 1Бикчантаева Деляра Мавлетзяновна
учитель истории и обществознания МБОУ
«Большеметескинской СОШ им Ф.Хусни»
Приемы работы с иллюстрациями как с историческим источником
Слайд 2Исторические карты, хронологические комплексы, карикатуры, схемы, таблицы, меловые рисунки, репродукции художественных
произведений, фотографии.
Известно, что визуальные исторические источники в наименьшей степени используются учителями на уроках истории. Это связано и с отсутствием соответствующей традиции и со слабой методической разработанностью этого важного компонента школьного исторического образования. Наши пособия и учебники вплоть до последнего времени являли собой почти сплошные тексты. Поэтому они очень тяжелые для восприятия, особенно современными учениками из их “клиповым мышлением”;
Такая ситуация с использованием визуальных источников( да и источников вообще) была связана с целью исторического образования. Цель эта была дать уже готовую интерпретацию истории, воспитывать учеников в определенном духе. То есть главными были уже сформулированные выводы. А все другое должно было лишь их подтверждать, иллюстрировать.
Но современная жизнь требует совсем других подходов. На первое место выдвигается другая цель: научить учеников самостоятельно добывать и интерпретировать информацию, понимая, что такое же право на существование имеют и другие интерпретации.
Слайд 3· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать
источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Слайд 4Из методических писем ФИПИ
Работа с иллюстративным материалом, как известно, является неотъемлемым
компонентом преподавания истории в школе. К сожалению, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда, особенно в старших классах школы, практически не используются исторические картины, неэффективно используются доступные учебные электронные ресурсы, иллюстрации учебника. Между тем в современном мире значительно возросла роль информации, предлагаемой в нетекстовой форме. Роль нетекстовой информации для понимания истории также растет в условиях расширения возможностей для путешествий, общения через сеть Интернет. Ее необходимо правильно воспринимать и понимать. В процессе обучения в школе у учащихся должен сформироваться определенный запас зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории. В этот запас должны войти образы произведений мировой и национальной культуры, символы разных эпох мировой и национальной истории. В выполнении задачи формирования такого запаса помогут иллюстрации учебников, электронные ресурсы, сеть Интернет.
Слайд 5«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления
или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» К.Д.Ушинский
В процессе познания окружающей действительности участвуют все органы чувств человека. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т. е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
Слайд 6
«Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то
мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Я.А.Коменский
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский
Слайд 7Виды наглядности и их классификация.
В современной дидактике принято различать
наглядность внутреннюю, или словесно-образную: литературные образы, примеры из жизни и внешнюю, или предметную:графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения.
Классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.
Слайд 8Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:
а) изображения документального характера
– документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.
Слайд 9Два подхода к роли иллюстрации
Слайд 10Требования, необходимые для успешной работы с источником на уроке
- ученик
должен обладать определенной суммой знаний (фоновые знания);
- учащимся должна быть предоставлена возможность сопоставить источники, отражающие разные позиции, даже противоречащие друг другу (требование мульти перспективности);
- учащиеся должны оценить достоверность источника (его объективные и субъективные стороны);
- документы (источники) должны быть доступны для учеников (предоставление источника ученику и адаптация его для решения задач занятия – роль учителя);
Слайд 11Алгоритм
(универсальный)
для работы с фотодокументом, плакатом, карикатурой
1 часть.
Описание. Описание должно
быть как можно детальнее:
- что изображено;
- композиция рисунка или фото (что на переднем плане, что на заднем, что справа. что налево, почему именно так);
-художественные средства (цвета, формы, линии, и т. п.);
- изображение людей ( количество, возраст, одежда, отношение друг к другу, движение, статика и т. п.);
-“позиция наблюдателя”(фотографа, художника); почему избран именно такой ракурс и насколько он является вынужденным.
Описание играет в сущности вспомогательную, операционную роль и нужный для полноты и точности интерпретации, но проведение детального анализа изображения поможет произвести у учеников соответствующие навыки, наблюдательность, позволит проявить эти качества.
Слайд 12Алгоритм
(универсальный)
для работы с фотодокументом, плакатом, карикатурой
2 часть. Интерпретация. Первичная:
- описание
и анализ ситуации какая представлена изображением и “расшифровки” “послания” его автора или заказчика(то есть определение, что они, собственно, хотели сказать, какую мысль донести, чувство вызывать, представление или стереотипы сформировать);
кто именно есть люди на изображении( конкретно исторические персонажи или представители каких социальных групп, партий, и тому подобное),
анализ сюжета, символы и стереотипы благодаря которым можно определить кто является персонажами или определить их национальную или социальную принадлежность;
- позиция автора: пытался он быть беспристрастным, или, напротив, пытался изобразить персонажей именно в таком виде, насколько сознательной является предубежденность автора;
- анализ подписи и соотношение подписи и изображение.
Слайд 13Алгоритм
(универсальный)
для работы с фотодокументом, плакатом, карикатурой
(собственно исторический). Все предыдущие этапы
исполняют служебную роль.
внимание на историчность ситуации, на соотношение ее с другими источниками(как текстовыми так и визуальными);
Внимание на исторический контекст(привлекши знания учеников, приобретенные из других источников).
Конечный результат - выводы, которые делают ученики об исторической ситуации, явлениях. процессах.
Нужно четко разделять выводы, сделанные непосредственно на основании анализа конкретного источника(источников) и общие выводы, сделанные на основании привлечения всей возможной информации (весь комплекс источников, историческая карта, учебник, дополнительная литература).
Слайд 15Карикатура.
Одним из наглядных средств обучения истории является карикатура. Она доступна, художественно
выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура- характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления – символическая.
Слайд 16
«Карикатура (итал. сaricatura нагружать, преувеличивать) – изображение, в котором комический эффект
создается соединением реального и фантастического, преувеличением и обострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями»
Слайд 17Карикатура представляет собой полноценный исторический источник, с помощью которого возможно, даже
порой лучше, чем из письменного источника, понять историческую ситуацию, настроение людей и т.д.
Слайд 19Алгоритм работы с карикатурой.
Ученик должен определить:
а) героев, чье изображение «зашифровано»;
б) зашифрованные
черты характера, действие этих героев или положение в котором они находятся (например, что имеется в виду, если на лице политика карикатурист изображает усики Гитлера или венчает голову человека треуголкой Бонапарта);
в) уметь узнавать в символах и графических метафорах пословицы, поговорки, идиомы и популярные выражения;
г) находить «вербальных партнеров» для графических символов, «переводить» тем самым с «визуального языка» на «вербальный» и составлять словесный аналог графического послания карикатуры
Слайд 20Карикатуры – это тот источник, который с гротескной силой демонстрирует те
или иные объекты и отношение к ним людей той или иной эпохи
Слайд 23Особенность карикатуры:
Во-первых, карикатура все же более индивидуальный вид искусства. Она в
большей мере отображает индивидуальные взгляды и убеждения автора. Хотя этот момент не следует абсолютизировать. Они могут совпадать или не совпадать с официальными. И все же в большинстве случаев является отображением взглядов определенных социальных или политических групп. Во-вторых, карикатура по самой своей сути заостряет ситуацию, доводит до абсурда, высмеивает, “окарикатуривает”. То есть, она должна по большей части вызывать яркие негативные эмоции, а они всегда сильнее, более яркие. чем позитивные Потому с этим видом изображений нужно вести себя очень осторожно, ведь карикатура по самой своей сути была оружием и оружием опасным. Если при анализе фотодокументов существует угроза “ловушки объективности”, то при анализе карикатуры – “ловушки необъективности”. Ученик подсознательно может перенять позицию автора, которая благодаря своей негативной образности и четкости позиции может вытеснить другие позиции. Другими словами, к карикатуре больше доверия(подсознательной) позиция автора карикатуры подсознательно выглядит привлекательнее). На это следует всегда обращать внимание и анализировать карикатуры особенно тщательным образом и пытаться рассматривать их лишь в комплексе с другими источниками, лучше тоже карикатурами. И вопросы о предубежденности автора, о том, что он хотел сказать, какие чувства вызывать, должны относиться обязательно.
Слайд 24Вариант урока
Тема: Вторая мировая война.
Ученикам предложили несколько карикатур, которые были
разделены на три группы: 1.Советские карикатуры: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» 1941 г., «В Москве калачи, как огонь горячи», «Били мы врага копьем, били мы врага ружьем, и теперь стальным оружьем бьем врага, где обнаружим», «Брехомет (Окно ТАСС №625)», «Громовой удар», «Клещи в клещи».
2.Американские:«Отомстим за Перл Харбор».
3. Немецкие: «Сомнем большевизм».
Слайд 25Школьники получили задание:
1. Озаглавьте карикатуры, и определите, в какой стране
они были созданы.
2. Какие исторические события изображают данные карикатуры?
3. Почему, по вашему мнению, карикатуры называют «идеологическим оружием»?
Слайд 26
Историческая фотография - еще один вид визуальных источников.
Фотография, как и
любой источник, требует критического к себе отношения. Фотография, как и картина, является выражением определенного взгляда на историческое событие, и иногда зависит от взгляда фотографа.
Слайд 31Легко ли анализировать фотодокумент?
Ученики очень часто попадают в своеобразную ловушку
их мнимой объективности. Люди склонны позировать фотографу, тем самым пытаясь представить себя такими которыми они хотят, чтобы их видели, а не такими, которыми они являются в действительности. Особенно это касается более ранних периодов, когда фотокамера еще была достаточно редким предметом, а фотография была искусством. К тому же и сами фотомастера часто считали себя художниками, потому пытались сконструировать композицию. Поэтому значительная часть фото является постановочной. Наконец, были и официальные, откровенно постановочные, фото. Всегда при анализе этого вида изображений следует ставить вопрос насколько постановочным является это фото, насколько ему можно доверять. В то же время фото часто несут информацию, о которой даже не думал фотограф и которая может противоречить той установке, с которой он осуществлял съемку
Слайд 32Плакаты. "Плакат— это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок
должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бы сказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".
М.И. Калинин, 1943г.
Слайд 33
При работе с плакатом обязательно нужно обращать внимание на текст, помня,
что он является существенным элементом плакату. В некоторых случаях его стоит анализировать отдельно.
При анализе плакатов всегда следует помнить и напоминать ученикам, что плакат – особенный вид искусства. К тому же идеологизированного искусства. Первичное назначение плакату – вызывать определенные, запрограммированные чувства, побуждать к определенным действиям. И эта цель достигалась и содержанием и художественными средствами. В определенной мере задания плакату было во влиянии не только на сознание. но и на подсознание зрителя. Поэтому историческая информация, которая может быть добыта на основании анализа плакату может быть только опосредствованной. Это информация о том, чего хотела власть, которой она видела идеального гражданина. Главным образом это информация о идеологии. Это обязательно нужно учитывать при работе с плакатом, потому и вопрос обязательно следует ставить такие: какие чувства должен был вызывать этот плакат? Кому он был направлен? Насколько, с вашей точки зрения, он был действенным в этом плане?
Слайд 34Работая с плакатом следует:
Определить событие (и его дату),которому посвящен плакат;
Определить по
чьему политическому заказу он был изготовлен и для какой аудитории;
Проанализировать персонажи и символы плаката;
Обратить внимание, какие фигуры, объекты вынесены на передний план и что отнесено на задний план;
Проанализировать, какие фигуры и объекты изображены большими и маленькими и почему;
Сформулировать сообщение, которое плакат был призван донести до своей аудитории.
Слайд 35Плакаты. Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным
текстом.
Слайд 36Наиболее важную информацию плакат передает при помощи самых простых и действенных
средств и при этом в короткие сроки.
Слайд 39Плакаты являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими
документами. Плакаты помогают более образно представить историю , детализируют её, переносят в атмосферу тех дней. Плакаты помогают привлечь внимание, сохранить в памяти, дополнить теоретические знания яркими наглядными образами
Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Слайд 40ГИА. История. Рассмотрите изображение и выполните задание
К какому периоду относится данный
плакат?
1) 1941–1945 гг.
2) 1945–1953 гг.
3) 1953–1964 гг.
4) 1991–2000 гг.
Слайд 41Картины.
Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина, а при ее отсутствии
иллюстрация учебника.
При работе с картиной:
проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смысл демонстрации);
первичное восприятие (что? где? когда?);
осмысление отдельных деталей, их анализ;
понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и вывода из анализа деталей.
Слайд 42Учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к
темам школьного курса.
Учебные картины подразделяются на:
1.событийные;
2. типологические;
3. культурно-исторические;
4. портреты.
Слайд 43Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они
воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа.
В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д.
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи.
К.В.Лебедевым «Полюдье», «Вече в Новгороде».
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.
Слайд 44 Картины можно использовать:
в виде зрительных опор;
в
виде материализованных иллюстраций основных идей объяснения;
в виде объектов сравнения и анализа;
в виде средств создания эмоционального эффекта;
в виде источника организации самостоятельной работы учеников.
Слайд 45В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к
пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником.
Чаще мы «считываем информацию»:
Например:
1.«Кем могли быть люди, изображённые на картине?» (Приезд воеводы на кормление. Художник С.В.Иванов);
2.«Можно ли по картине (Стояние на Угре. Художник А.Седов.) представить исход битвы, если бы она произошла?»;
3.«Как, судя по картине (Баскаки. Художник С.В.Иванов.), воспринимали приезд баскаков русские люди?»;
Слайд 46Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и
широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности. При изучении портрета в широком смысле слова наряду с обрисованием анатомических черт лица и их расшифровкой большое внимание обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется, что в конечном итоге дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.
Слайд 47Вариант урока
Тема: Смутное время.
Слайд 48
Иванов С. В смутное время. Алгоритм:
1.узнавание
и выделение объектов (казаков, поляков, дворян…);
2. характеристика объектов;
3. установление связи между ними;
4. составление описания картины или рассказа по картине.
Слайд 49Картина Г.Г. Ряжского „Колхозница-бригадир”.
Изображен колхозный ток и женщина-бригадир. После первичного
описания стоит поставить вопрос о настроении, которое стремилось создать автор у зрителя и благодаря каким средствам создается это настроение(цвета, композиция и тому подобное). Какая, с вашей точки зрения, основная мысль картины ( Что хотел сказать(показать) автор? Какими средствами это достигается (женщины на переднем плане, выражение лица и тому подобное).
Слайд 50Семирадский Г.И. «Похороны знатного руса»
Вопросы:
1.Как показана высокоразвитая материальная культура восточных
славян?
2. По каким деталям картины мы можем судить о распаде родового строя у славян?
3.Определите на основании картины черты языческой религии.
Слайд 52 Аналитическая беседа по учебной картине
1.Кто собирает дань?
2.В какое время года
князь выезжает в полюдье?
3.Чем он занимался во время объезда подвластного населения?
4.Кто и почему платил дань?
5.Какие продукты и ценности составляли дань?
6.Кто принимал дань?
7.Как вели учет собираемой дани?
8.Кто сопровождал князя во время сбора дани?
9.Как повезут дань?
10. Как вооружена дружина князя?
11. Как происходил княжеский суд?
12 Какие детали на картине указывают на то, что в IX в. в Киевской Руси уже существовало государство?*
Слайд 53Алгоритм работы с картиной
1. Обратите внимание на людей (кто они,
сколько их, как фигуры людей соотносятся на изображении).
2. Выделите особенности композиции, (какие средства использовал автор для привлечения внимание зрителей на определенные объекты, какие формы и линии в изображении преобладают, застывшие или открытые, как достигается ощущения движения).
3. Определите, кто конкретно изображен, каков сюжет произведения, что происходит на картине. Следует обратить особое внимание на символику изображения (корона-символ власти, выражение лиц персонажей, их жесты, использование различных предметов и т. д.).
4. Определите, каковы были намерения художника, какие чувства он хотел пробудить у зрителя, какими средствами он добивается этого
Слайд 54 Возможны такие комбинации визуальных источников:
1)
отдельное самодостаточное изображение;
2) парные изображение (одного или разных видов, альтернативные или взаимодополняющие);
3) группа изображений(как правило, фоторяд).
Парные изображения, как правило, альтернативны. Если они являются взаимодополняющими, то они отображают разные аспекты проблемы.
В таких случаях целесообразно обращать внимание учеников на такое:
- какие аспекты проблемы отображают эти изображения?
- насколько реальными были проблемы, поставленные авторами?
- насколько “заказными” является этими изображениями? Кто мог быть заказчиком?
- почему такие противоположные взгляды ( в случае альтернативности)?
- соотнесите с другими источниками (что общее, что отличное, подтверждаются ли ваши выводы).
И стоит отмечать это – образ эпохи может быть неполным, неточным и даже в определенной мере искривленным. Анализировать нужно весь комплекс источников – и визуальных, и текстовых.