Слайд 1Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
Научно-практическая
конференция
Исследовательских и творческих работ
«Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года»
Слайд 2Партизанское движение
в Отечественной войне
1812 года
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ РОССИИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА
В связи с исполняющимся в 2012 году 200-летием победы России в Отечественной войне 1812 года постановляю:
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2012 году
200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:
образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия
победы России в Отечественной войне 1812 года;
обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и
проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и
органам местного самоуправления муниципальных образований принять участие в
подготовке и проведении празднования 200-летия победы России в Отечественной войне
1812 года.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 декабря 2007 года
N 1755
Слайд 4
Партизанское движение в Отечественной войне 1812
года вызывает глубочайший интерес прежде всего тем, что оно заставило весь мир в корне изменить свое отношение к русскому народу и задуматься о том, какая небывалая сила помогла ему победить величайшего полководца того времени Наполеона.
Актуальность темы
К 200-летию Отечественной войны 1812 года
Слайд 5 Почему же бесправное крестьянство, безжалостно угнетаемое крепостниками-помещиками, поднялось на
Слайд 6ЦЕЛЬ:
исследовать партизанское движение, показать его роль и значимость в
Отечественной войне 1812 года.
ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть причины возникновения партизанской войны.
2. Охарактеризовать партизанское движение, обозначить роль и значение партизанского движения в Отечественной войне 1812 года.
3. Показать наиболее яркие примеры выражения патриотических устремлений народа.
4. Разработать практикум мероприятий для использования в школе на внеклассных мероприятиях.
Слайд 7
Предметом исследования является партизанское движение в
Отечественной войне 1812 года.
Объектом исследования является социальная и политическая
обстановка в России, сложившаяся в период нашествия
наполеоновских войск на Россию в 1812 г.
Гипотеза
События Отечественной войны 1812, ее народный характер, тесная связь армии и народа показывает, что если в войне участвуют широкие народные массы, то освобождение наступает быстрее.
Слайд 8Методы исследования.
Поисковый - работа с материалами по истории
Отечественной войны 1812.
Научный – систематизация полученных знаний.
Информационный - обработка, обобщение и анализ
полученных результатов.
Творческий – разработка практикума мероприятий по теме.
ИКТ – создание презентации, защита проекта .
Слайд 9
Воскрешая в памяти исторический подвиг героев 1812 года, мы
вновь испытываем гордость за свое Отечество, уважение к людям, защищавшим свою страну.
Гражданственность, патриотизм символизируют
работу проекта
Слайд 10
Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года – это
вооружённая борьба народа, преимущественно крестьян и отрядов русской армии против французских захватчиков в тылу наполеоновских войск.
Слайд 11
Партизанское движение являлось ярким выражением народного характера Отечественной
войны 1812 года. Подъем народных масс на борьбу с врагом обуславливался тем, что война для русских людей носила справедливый, оборонительных характер; крестьяне боролись за национальную независимость своей Родины.
"…народ, готовый жертвовать собой для Родины...".
М. И. Кутузов
Слайд 12
Почему же бесправное крестьянство, безжалостно угнетаемое крепостниками-помещиками, поднялось на
борьбу?
Слайд 13
Сильный и жестокий враг пытался поработить Россию. Он
угрожал самому существованию ее как независимого государства. Именно поэтому война всколыхнула широкие слои общества. Основную тяжесть борьбы вынесли трудовые массы, и в первую очередь русское крестьянство.
Борьбу с иностранными поработителями крестьяне связывали также с надеждой на освобождение их от крепостной зависимости.
Слайд 14Высочайший манифест Александра I
о вторжении Наполеона.
6 июля 1812.
… ныне взываем ко всем НАШИМ верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с НАМИ единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шагу верных сыновей России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам.
Слайд 15
Со вступлением противника в Смоленскую, а затем в
Московскую и Калужскую губернии партизанское движение приняло особенно широкий размах. Крестьяне объединились в пешие и конные партизанские отряды, вооружённые пиками, саблями и ружьями, нападали на отдельные группы вражеских солдат, фуражиров и обозы, нарушали коммуникации французской армии. Борьба крестьян создавала серьёзные трудности для наполеоновской армии.
Слайд 16
Партизаны представляли собой серьёзную боевую силу.
Это была «война не по правилам», но невозможно было удержать силу народного гнева.
Широкую известность приобрели партизанские отряды
Г.М.Курин
В. Кожина
Н. А. Дурова
Слайд 17
Особенно большое значение народной партизанской борьбе придавал главнокомандующий русской армией фельдмаршал
М.И. Кутузов.
Он усматривал в ней огромную силу, способную нанести противнику значительный ущерб, всемерно содействовал организации новых отрядов.
"Крестьяне, горя любовью к Родине, ... ежедневно приходят они в Главную квартиру, прося убедительно огнестрельного оружия и патронов для защиты от врагов. Просьбы сих почтенных крестьян, истинных сынов Отечества, удовлетворяются по мере возможности и их снабжают ружьями, пистолетами и патронами".
Слайд 18Во главе войсковых отрядов стояли офицеры Д. В. Давыдов, И. С.
Дорохов,
А. Н. Сеславин, А. С. Фигнер,
М. А. Фонвизин и другие.
Август 1812 года – армейские партизанские отряды.
Д. В. Давыдов
А. С. Фигнер
А. Н. Сеславин
Слайд 19
Партизанское движение в Отечественной войне
достигло широких масштабов благодаря небывалому патриотическому подъему и лютой ненависти к захватчикам и поэтому оказало большую помощь русской армии в разгроме наполеоновских войск и изгнании их из пределов России.
В 1812 году русский народ проявил свойственные ему стойкость, выдержку, самоотверженность и героизм. Несмотря на классовую борьбу и крепостной гнет народ нашел в себе силы разгромить одну из сильнейших армий тех времен - армию Наполеона.
Слайд 201. Война 1812 г. не случайно получила название Отечественной. Народный характер
этой войны ярче всего проявился в партизанском движении.
2. Партизанское движение в Отечественной войне достигло широких масштабов благодаря небывалому патриотическому подъему и лютой ненависти к захватчикам и оказало большую помощь русской армии в разгроме наполеоновских войск.
3. Отечественная война 1812 года еще раз показала, что ведение войны одними только армиями не всегда могло принести успех. Когда в войну включились широкие народные массы России, то именно от их организованности, подъема и состояния духа во многом стал зависеть ход и исход всей кампании 1812 года.
4. Через память об Отечественной войне можно воспитывать уважение к прошлому, уважение к нашим защитникам Родины. Ведь духовное воспитание невозможно без знания героического прошлого России.
ВЫВОД
Слайд 21
Выдвинутая гипотеза, о том, что если
в войне участвуют широкие народные массы, то освобождение наступает быстрее доказана.
Это и была та сила, которая спасла в 1812 году Россию: «...благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью…»
Слайд 22
Практическая значимость.
Основные положения работы, выводы, сформулированные нами на основе проведенного
исследования, можно использовать как учителем истории на уроках, так и классными руководителями при проведении классных часов и уроков мужества.
Слайд 23Разработка
собственного варианта решения проблемы.
Практикум включает в себя:
1. Информационные пятиминутки
на уроках истории:
«Награды Отечественной войны»
«Герои Отечественной войны»
2. Классный час в игровой форме
«Своя игра» на тему «Отечественная война 1812 года»
3. Олимпиада «1812 год - великий год России».
Слайд 25Партизанское движение
в Отечественной войне
1812 года
Слайд 26Библиографический список
Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 года. М., 1968.
Власов В.
Денис Давыдов. Поэт и воин. Орел, 2004.
Давыдов Д. В. Военные записки. М., 1940.
Кафенгауз Б. Б., Новицкий Г. А. Герои Отечественной войны 1812 года. М., 1966.
«М. И. Кутузов». Сборник документов. М., 1954.
Коленкур А. Мемуары. Поход Наполеона в Россию. М., 1943.
Лещинский Л. М., Кутузов и «малая война». – «М. И. Кутузов». Материалы юбилейной сессии Военных академий…, М., 1947.
Олейников Д. И. История России с 1801 по 1917 год. М., «Дрофа», 2005.
«Отечественная война 1812 года», Сборник документов и материалов, М.-Л., 1941.
Щукин П. И. Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г. М., 1897-1903.