Слайд 1Культура и быт России 16-17вв.
Слайд 2 17 век стал переломным периодом в Русской культуре. Главным
содержанием культурно-исторического процесса стала тенденция к обмирщению, т. е. освобождению от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения.
Слайд 3Просвещение и книгопечатание.
Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата
власти, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.
Если в 16 веке обучение в основном сводилось к выучиванию правил чтения, письма, арифметики под руководством церковников, то в 17 веке было создано несколько государственных школ.
Слайд 4 В 17 веке появляются и широко распространяются первые единообразные учебные пособия:
*Букварь Василия Бурцева 1634г
*«Грамматика» Милетия Смотрицкого 1648г
* «Большой букварь» и Энциклопедия «Полис» Кореона Истомина 1694г.
Слайд 5Букварь Василия Бурцева 1634г
Слайд 7 В 1665г в Заиконоспасском монастыре открывается школа под руководством Симеона Полоцкого.
1687г по инициативе Сильвестра Медведева открывается первое в России высшее учебное заведение Славяно – Греко - Латинское училище (с 1701 академия). Первые преподаватели - профессора братья Лихуды.
Слайд 9В центре внимания общественно-политической мысли стояли вопросы о форме политического строя
государства, о роли церкви в едином русском государстве.
60-70гг. 17 века Семеон Полоцкий «Вертоград многоцветный».
70гг. 17века «Житие» Протопопа Аавакума.
Слайд 11Архитектура.
В XVIв велось активное строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в.
прилежащая с востока к Московскому кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной. Так появился Китайгород. В XVI в – Белый город и Земляной город (деревянная стена 15км на валу. (Современное Садовое кольцо)
Слайд 12Наиболее опасные дороги, откуда были возможно вражеское нападение прикрывали монастыри-крепости –
Новодевичий, Донской, Данилов, Новоспасский, Андроников.
Такие же монастыри были возведены в древнерусских городах – Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Тула, Коломна, Смоленск.
Слайд 15 Общая тенденция обмирщения культуры в XVIIв проявилась и в архитектуре.
Сооружения в XVIIв. отличались большой живописностью – многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать рельефами наличники окон.
Слайд 17Теремной дворец царя Михаила Фёдоровича в Кремле , созданный архитекторами Б. Огурцовым,
А. Константиновым, Т. Шаратиным, Л. Ушаковым. Дворец богато украшен изразцами, резными белокаменными наличниками, золочённой кровлей, красочными узорами.
Слайд 18Летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой
Слайд 19Летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой
Этот
дворец имел 270 комнат и примерно 3000 окон. Он был построен русскими мастерами во главе с холопом Семеоном Петровым и стрельцом Михайловым и просуществовал до середины XVIII в. Был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
Слайд 20Новоиерусалимский монастырь – 17 век.
Слайд 21 В XVIIв были надстроены башни Московского кремля. К середине
XVIIв крепости украшали своё военное значение и четырехкратная крыша на Спасской, а затем и на других башнях была заменена шатром. Именно в 17 веке главная площадь Москвы стала называться Красной.
Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «Нарышкинского» или «Московского» барокко (17 век).
Слайд 23 Для него характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве здания. Чётко
прослеживается применение в качестве декоративных украшений колонны, капители. Почти во всех зданиях этого стиля можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины:
*Церковь Покрова в Филях.
*Церковь и колокольня Новодевичьего монастыря.
Слайд 24Колокольня Новодевичьего монастыря.
Слайд 25Живопись.
XVIIв – Симон Ушаков, «Спас Нерукотворный»
Особенности: объёмное изображение лица.
Тенденция к обмирщению тесно связана с распределением портретной живописи – «парсуна»
*Портрет царя Фёдора Ивановича.
*Портрет царя Скопина-Шуйского.
Техника была аналогична иконописной – писали на досках яичными красками. В конце XVIIв появляются первые парсуны, писанные маслом на холсте.
Слайд 29Портрет царя Алексея Михайловича
Слайд 46 Таким образом важным итогом культурного развития России в XVIв
было завершение процесса формирования русской народности. Сложение единого русского языка и культуры. В XVIIв обмирщение культуры продемонстрировало тенденцию к освобождению человека от религиозного мировоззрения к рациональному восприятию мира.