Слайд 1Викторина по теме
«Исламский мир в Средние века»
1. Как вы считаете, почему
вопросы, связанные с исламом, очень актуальны в наши дни?
Ислам стал модой!
Всё больше молодёжи, среди них много христиан , интересуются Исламом!
Слайд 2Давайте сначала узнаем как же всё же появился Ислам
Ислам — последняя
из мировых религий. Она возникла в эпоху раннего Средневековья на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», предание себя Богу. Появление ислама явилось закономерным результатом развития аравийского общества и эволюции религиозного сознания народов Аравии.
Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.
Слайд 32. Когда и где возник ислам?
Место где зародился ислам – запад
Аравийского полуострова, а точнее города Ятриб и Мекка. Это случилось в начале VII столетия. Спустя некоторое время город Ятриб переименовали в Медина ан-наби, что обозначает Город пророка, а потом в более сокращенный вариант – Медину. Современная территория, на которой возникла религия ислама, вместе с городами Мединой и Меккой, входит в государство Саудовской Аравии. Как и прочих религий, у ислама был основатель, которого верующие называли великим пророком. Им был Мухаммед или Мухаммад, имя его с арабского обозначает «прославленный». Первоначально ислам во второй половине VII столетия разделился на 2 конфессии – шиизм и суннизм. Еще спустя сто лет от шиизма отделилась еще одна конфессия – исмаилиты. Всего в исламе 10 конфессий , но эти три наиболее популярны.
Слайд 4ИСЛАМ (араб. "предание себя Богу", "покорность") — одна из мировых религий,
иначе — мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т. ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина) . Основателем И. стал пророк Мухаммад (ок. 570—632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммада и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил Откровение на горе Хира во время 40-дневного поста, и слова небесного посланника Джабраила (Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как "надпись". С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммада за утверждение новой религии — веры в единого Бога (Аллаха) — закончилась победой над языческой Меккой в 630. С этого времени начинается интенсивное развитие И. , и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному распространению И. В настоящее время в мире насчитывается более 900 млн. мусульман.
3. Какая дата считается годом основания мусульманской религии?
Слайд 54.Хиджра — переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину.
5.Ислам имеет несколько
значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»).
6. Шахада является свидетельствованием о Единственности Аллаха и истинности посланнической миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Человека официально считают мусульманином после добровольного произнесения им формулы шахады:
Первая часть шахады, то есть выражение «Ашхаду алля иляха илляллах», содержит в себе всю информацию, касающуюся веры в Аллаха. В нее входят все обязательно присущие Всевышнему Аллаху атрибуты (сыфаты), сто Его прекраснейших имен-эпитетов, а также убеждение, что только Он обладает всеми безграничными совершенствами. Поэтому только Всевышний достоин поклонения и лишь Ему необходимо поклоняться, то есть только Его предписания мы должны соблюдать. Всевышний Аллах чист от всего недостойного божественной Сущности.
В действительности описать всю ценность шахады невозможно. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) приводятся слова Всевышнего Аллаха, обращенные к пророку Мусе: «О Муса! Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую выражение «Ля иляха илляллах», то последнее перевесит».
Вторая часть шахады – «ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» – включает в себя признание языком и подтверждение сердцем истинности пророчества Мухаммада (мир ему и благословение) и всего, что он довел до людей от Всевышнего Аллаха. К этому относится и шесть столпов веры, пять столпов Ислама, а также содержимое Корана и хадисов. Следовательно, вера не считается действительной без убежденности во второй части шахады. Поэтому если кто-либо, желающий принять Ислам, искренне произнесет шахаду, то он становится мусульманином.
Слайд 67. Как называется главная священная книга мусульман?
-Коран
Слайд 7Сунниты и их убеждения Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в
исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию. Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению. Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие. Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.
Слайд 8Шииты и их идеология
В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная
сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право. Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами. Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других. Это мусульманское направление отличает драматизм. В день Ашуры шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами. Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения
Слайд 9УРАЗА | СВЯЩЕННЫЙ МЕСЯЦ РАМАДАН
Слайд 11У́мма (араб. أمة — община, нация), в исламе — религиозная община.
Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).
В Коране этот термин встречается более шестидесяти раз, обозначая людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей. Так, в 38-м аяте суры аль-Анам («Скот») говорится: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом». Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой уммой верующих, но потом разделилось и перестало быть единой общиной. Другие толкователи считали, что человечество когда-то было единой общиной неверующих, следовательно, понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, после прихода пророков из общины неверующих выделилась умма верующих. Большинство исламских богословов придерживается мнения, что к умме можно относить только те общины, которые подчинились пророкам. Основанием для этого служит хадис пророка Мухаммеда: «Каждая умма подчиняется своему пророку».
Слайд 12Имамат (доктрина) — шиитская доктрина
Эмира́т (от араб. أمیر — повелитель, вождь)
— форма правления исламского государства, возглавляемого эмиром.
Эмират — исторические и современные государства в рамках исламского мира, отличительными признаками являются небольшой размер территории и наследственный характер власти эмира, апеллируют к енархи. Изначально эмиров избирала исламская община — умма. Обязательным условием для эмирата является претворение в жизнь мусульманских законов — шариата. Со временем эмират фактически трансформировался в государство, напоминающее королевство.
В современном мире осталось немного эмиратов — на Ближнем Востоке это эмираты, входящие в состав конфедерации, называемой Объединенные Арабские Эмираты, а также самостоятельные государства Катар и Кувейт.
С 1996 года до 2001 года исламская форма правления (эмират) существовала и на территории Афганистана (Исламский Эмират Афганистан). В 2007 году, после объявления силами исламского сопротивления об установлении эмирата на территориях Южного и Северного Вазиристана, Доку Умаровым был провозглашён эмират и на всей территории Северного Кавказа, с одновременным упразднением Чеченской Республики Ичкерия.
После начала антиправительственных выступлений в Йемене в 2011 году душманы (моджахеды) организации «Аль-Каида» на Аравийском полуострове провозгласили эмират на территории йеменской провинции Абьян. За установление эмирата сражается также организация «Харакат аш-Шабаб» на Юге Сомали.
Слайд 13Закя́т (араб. زكاة, устар. زكوة) — один из пяти столпов ислама,
обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества (движимого и недвижимого) всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Согласно шариату, его выплата означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными. Точные размеры закята, как и то на какие виды собственности он распространяется, являются предметом дискуссий среди знатоков мусульманского права.
Хадж, хаджж[1] (араб. حَجّ) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), налога (закят) и поста (саум).
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Господа миров Аллаха, и что Мухаммад — раб и посланник Аллаха, совершении пятикратной молитвы, соблюдении поста в месяц Рамадан, выплате закята богатыми людьми в пользу бедных, совершении хаджа.
Подробнее Вера раскрывается в Иман му фассаль: Я уверовал в Единого Господа, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Ад и Рай, в Судный День, в Воскрешение после жизни, в божественное предопределение.
Слайд 14Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе,
означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Слайд 15Шариа́т (араб. شريعة — букв. [правильный] путь, образ действия) — комплекс
предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.
Слайд 16культурная ассимиляция неарабских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают арабскую
культуру, употребление иностранных слов на арабский манер и постепенно сливаются с арабским культурным миром.
Арабиза́ция
Слайд 17Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное
пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Слайд 18Сулейман I Великолепный (Завоеватель, Кануни)
Сулейман стал одним из самых знаменитых османских
султанов (годы правления 1520–1566). В энциклопедиях об этом восточном правителе говорится следующее:
«Сулейман I Великолепный (Кануни; тур. Birinci S?leyman, Kanuni Sultan S?leyman; 6 ноября 1494 – 5/6 сентября 1566) – десятый султан Османской империи, правивший с 22 сентября 1520, халиф с 1538. Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов; при нем Оттоманская Порта достигла апогея своего развития. В Европе Сулеймана чаще всего называют Сулейманом Великолепным, тогда как в мусульманском мире Сулейманом Кануни («Справедливый»)».
Слайд 19в 1555-1557 годах был подчинен Судан, а затем в 1557-1559 годах
были захвачены главные порты Эфиопии и Эритрея. В итоге Красное море оказалось под полной властью турков. Османская империя при султане Сулейман превратилась в самое обширное и мощное мусульманское государство, с которым приходилось считаться не только соседям, но и другим странам. Среди крупных поражений Сулеймана также можно назвать и осаду Мальты многотысячной османской армией. Рыцари-иоанниты дали туркам неожиданно мощный отпор, отразив все попытки завладеть островом. В тех сражениях турки потеряли практически четверть своей армии. Настоящий воин султан Сулейман скончался в своем шатре 5 сентября 1556 года по время осады крепости Сигетвара на востоке Венгрии.
Слайд 20Слово халифат означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное
сподвижниками пророка Мухаммеда под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630—945, 1124—1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.
6 ноября 1494 года родился Сулейман I Кануни - десятый султан Османской империи, правивший с 22 сентября 1520 года, халиф с 1538 года. Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов; при нём Оттоманская Порта достигла апогея своего развития.
В Европе Сулеймана чаще всего называют Сулейманом Великолепным, тогда как в мусульманском мире Сулейманом Кануни. Некоторые ошибочно переводят турецкое слово «Kanuni» (араб. القانونى) как «Законодатель». Хотя слово «Kanun» (ударение на обоих слогах) и переводится как «Закон», всё же почётное прозвище «Кануни», данное Сулейману I народом Османской империи, как тогда, так и в наши дни, ассоциируется со словом «Справедливый».
До 1512 года Сулейман был бейлербеем в Каффе. В 1520 году султан Селим I скончался. На момент смерти отца Сулейман был наместником в Манисе (Магнесия). Он возглавил османское государство в возрасте 26 лет. Кардинал Уолси сказал о нём послу Венеции при дворе короля Генриха VIII: «Этому султану Сулейману двадцать шесть лет, он не лишён и здравого смысла; следует опасаться, что он будет действовать так же, как его отец».
Слайд 2119. Откуда в русском языке появилось слово «ямщик»?
Слово “ямщик” происходит от слова
“ям”, так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки» . Это устаревшее слово. Слово "ямщик" древнерусское, заимствовано из тюркского, первоначально имело форму »ямчи» (суффиксальное производное от слова «ям» ( почтовая станция, яма) . Ям + щик =ямщик ( по аналогии в русском языке с существительными на -чик-, --щик-). Так и образовалось слово « ямщик. » Ямские лошади предназначались для перевозки людей от станции («ямы» ) до станции («ямы») .
С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Слово “ям” на долгое время осталось в названиях ямщицких поселков: Ям-Ижора (в Санкт-Петербургской губернии) , Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (на Валдае) . Ям сохранился до наших дней по Каширскому шоссе около знаменитых Горок Ленинских.
Слайд 2228. Кто такие бедуины?
Бедуи́ны (араб. بَدَوِي бадави, во множ. числе бадв (بَدْو)
или бадавийун (بَدَوِيُّون) — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник», от арабского ба́дия (بَادِية) — пустыня) — термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.
Слайд 23Хотя бы раз в жизни каждый мусульманин должен совершить паломничество к
Каабе – священному камню, находящемуся в Мекке в Саудовской Аравии.
Каждый год в месяц Зуль-хиджа, спустя два месяца по прошествии Рамадана, начинается паломничество в Мекку и Медину (второй священный город ислама после Мекки). Сюда съезжаются миллионы мусульман, чтобы прикоснуться к самым заветным святыням ислама. И каждый год в Саудовской Аравии можно наблюдать одну и ту же картину. Во внутреннем дворе Большой мечети Мекки собирается огромная армия верующих мусульман - сотни тысяч человек, практически все в одном месте, чтобы семь раз обойти затянутую в чёрную материю Каабу и поцеловать священный черный камень. Это нужно сделать в том месте, где у юго-восточного кубической глыбы замуровано тело Хаджи Хаджара.
Слайд 2534. Какой подарок сделали миру арабы, смешав растительные масла с гидроксидом натрия
и ароматическими соединениями?
Слайд 26История изучения трудов Ибн-Фадлана в отечественной и зарубежной литературе
Исторические этапы развития
Казахстана фиксировались письменно на различных языках: древнетюркском, китайском, русском, византийском, арабском, персидском и других. Информационный уровень этих первоисточников различен вследствие с хронологической, либо территориальной ограниченности. Выгодно отличаются арабоязычные и персоязычные источники, объединенные на почве общей традиции и культуры.
Среди географических сочинений Х в., написанных на арабском языке, следует особо выделить живой рассказ путешественников. Произведения этого рода, относящиеся к жанру описательной географии, являются ценными историческими первоисточниками.
Одним из таких источников является известная в отечественной историографии «Записки» Ахмада-ибн-Фадлана. В 921-922 гг. он принял участие в посольстве халифа ал-Муктадира в Волжскую Булгарию. Главой этой дипломатической миссии, в которую входил Ибн Фадлан, был назначен Сусан ар-Расси. После возвращения посольства в Багдад халифу был представлен отчет, составленный ИбнФадланом. В записке описан маршрут путешествия через Иран, Хорасан, Мавераннахр и Хорезм в Булгарию.
Проводя уже полноценный анализ творчества, жизнеописания, а также произведений Ибн Фадлана, можно отметить, что он являясь одним из немногих путешественников лично побывавших в Восточной Европпе, а также сделавший множество путевых заметов, описывая в них быт, культуру и политические отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар.
Слайд 2741. В каком городе находится главная святыня всех мусульман - храм Кааба?
Город
в Саудовской Аравии
Слайд 29Яныча́ры (тур. yeniçeri [еничери] «новый воин») — регулярная пехота вооружённых сил
(ВС) Османской империи в 1365—1826 годах.
Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акынджи (иррегулярной лёгкой конницей) составляли основу войска (ВС) в Османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.
Слайд 30МАМЛЮК (мн. ч. мамалик, араб) — буквально «принадлежащий» , «находящийся в
собственности» , «раб» , купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник» . В 9-11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.
Правившие до мамлюков Фатимиды (969-1171) и Айюбиды (1171-1250), будучи чужаками в Египте, опирались на свою гвардию (мамлюков) , состоящую из рабов разных национальностей. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев.
Мамлюки подразделяются на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Название первой династии - «Бахриты» (1250-1390) связано с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски «море») . На острове первоначально находилась казарма гвардии. Вторая династия мамлюкских султанов — «Бурджиты» (1382-1517) названа по цитадели (аль-Бурдж, в египетском произношении бург) Каира, в которой султан Кала’ун (1280-1290) поселил свою гвардию. Мамлюки-Бурджиты не были связаны родством, а только объединены принадлежностью к одной группировке. Весь период правления султаны пополняли свою армию за счет новых мамлюков — тюрков и кавказцев.