Слайд 1Советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель
искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).
Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.
Эйзенштейн Сергей Михайлович
Слайд 2Рождение, детство и юность
Сергей Эйзенштейн родился в Риге 10 января 1898
года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна . Благодаря приданому матери, Юлии Ивановны, семья жила зажиточно, имела прислугу и принимала у себя крупнейших чиновников города. Несмотря на богатство Сергей описывал своё детство как «время печали». Родители любили Сергея, но будучи заняты собой, не уделяли ему должного внимания. В 1907 году, во время Первой русской революции, семья уехала в Париж. По приезде обратно в том же году Сергей поступил в рижское реальное училище. Помимо основного образования он получал уроки игры на рояле и верховой езды. Учил три языка: английский, немецкий и французский; постигал искусство фотографии, увлекался рисованием комиксов и карикатур. На Пасху и Рождество он ездил к бабушке в Санкт-Петербург. Но 26 апреля 1912 года состоялся развод родителей Сергея. Мальчик остался жить с отцом, а мать, забрав приданое, уехала жить в Петербург. Теперь навещать её он мог только на Пасху и Рождество. Эйзенштейн рос послушным и воспитанным «пай-мальчиком». В письмах к матери он подписывался как «Котик» или «Твой Котик». Ещё ребёнком старался ориентироваться на отца: например, не начал курить, потому что отец не курил. Тот в свою очередь готовил сына к будущему архитектора .В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. После Октябрьской революции Эйзенштейн обеднел и оказался отрезан от родного города, богатых родителей и родных. Он всерьёз увлёкся искусством, в частности архитектурой театра.
Слайд 3Путь в кино
Свой путь в кино Эйзенштейн начал с пере монтажа
фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». В эпоху немого кинематографа такая практика была естественной для кинокартин, проданных в прокат за рубеж. В СССР перемонтированная лента Ланга вышла под названием «Позолоченная гниль». После разрыва связей с Пролеткультом Эйзенштейн некоторое время работал с ленинградским « Севзапкино» над экранизацией нескольких романтических новелл, но проект так и остался на стадии сценария. После этого режиссёр вновь обратился к некогда задуманному циклу фильмов о революционной борьбе. Проект получил новое название — «От подполья к диктатуре» — и теперь должен был состоять из семи частей: 1) «Женева — Россия», 2) «Подполье», 3) «1 мая», 4) «1905 год», 5) «Стачка», 6) «Тюрьмы, бунты, побеги», 7) «Октябрь». «Стачка» была принята правительством благосклонно, и оно поручило режиссёру съёмки «1905 года». Сценарий фильма был написан совместно Эйзенштейном и Ниной Агаджановой-Шутко и включал в себя различные события 1905 года в Российской Империи, включая забастовки, русско-японскую войну, армяно-татарскую резню и так далее. Но обстоятельства, среди которых и нехватка времени, вынудили режиссёра ограничиться только изображением мятежа на корабле типа броненосец «Князь Потёмкин-Таврический». В итоге фильм вышел 24 декабря 1925 года под названием «Броненосец „Потёмкин“» и имел огромный успех как в СССР, так и за рубежом. Картина оказала сильное влияние на кинематографию тех лет и уже позже была названа «лучшим фильмом всех времён и народов».
Слайд 4Октябрь
В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в
художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).
Слайд 5Бежин луг
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг».
Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви («преображения в клуб»), вызвавшей наибольшую критику, он ввел динамическую сцену борьбы с пожаром. Тем не менее, в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна, до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма «Александр Невский»), а сам фильм смыт. От фильма остались обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.
Слайд 6Александр Невский
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский».
За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.
Слайд 7Иван Грозный
В 1941—1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались
в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на доработку. Съёмки третьей серии были прекращены также по причине смерти Эйзенштейна.
Слайд 8Личность
Внешность:
Виктор Шкловский описывал молодого Эйзенштейна как «золотоволосого, с нежным цветом лица,
какой бывает у рыжих людей, с тонкими бровями и с очень красивыми руками». О повзрослевшем режиссёре он писал: «Он не стал толстяком. Был по сложению похож на японского борца с не выделенными сильными мускулами, с очень широкой грудной клеткой и с мягкими движениями».
Взрослый Эйзенштейн носил очень широкие штаны и зачёсывал волосы назад, подчёркивая высоту лба.
Слайд 9Творчество
Фильмография:
Режиссёр
1923 —
Дневник Глумова
1924 — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
1925 — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
1927 — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
1933 — Эйзенштейн в Мексике (документальный)
1933 — Буря над Мехико
1934 — День смерти (короткометражный)
1938 — Александр Невский
1944 — Иван Грозный (1-я серия)
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года
1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Сценарист
1924 — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
1927 — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)
1935—1937 — Бежин луг
1938 — Александр Невский
1944 — Иван Грозный (1-я серия)
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия).
Слайд 10Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Александр
Невский» (1938)
Сталинская премия первой степени (1946) — за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
Орден Ленина (1939) — за фильм «Александр Невский» (1938)
Орден «Знак Почёта».
Слайд 11Семья
Жена (с 1934 года) — журналистка и кинокритик Перл Моисеевна Фогельман
(литературный псевдоним — Пера Аташева; 18 ноября 1900 — 23 сентября 1965), один из составителей посмертного собрания сочинений С. М. Эйзенштейна в шести томах (1964—1971), хранительница его архива. Среди прочего, ею был составлен альбом фильмов «Советское киноискусство, 1919—1939» (М.: Госкиноиздат, 1940).
Слайд 12Смерть.
Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на
11 февраля 1948 года, когда он работал над статьёй «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).