Презентация, доклад по истории на тему Этапы развития исторического знания (10 класс)

Содержание

КонтрольВ чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?Назовите имена выдающихся историков античности. Каковы особенности исторической науки на ранних стадиях её развития? В чём выражалась ограниченность исторического познания в античную эпоху?Каким образом господствующее положение религии в

Слайд 1Тема: Этапы развития исторического знания
Цель:
Почему человек и человечество обращается к

истории?
Как и почему именно так развивались исторические знания в различные исторические эпохи?

РАЗДЕЛ I. МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК МИРА: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ

Задачи:
рассмотреть этапы становления исторических знаний в древнейшую эпоху, в эпоху античности, Средние века, в Новое и Новейшее время;
знать имена и проблемы исследования великих историков прошлого и настоящего

Тема: Этапы развития исторического знанияЦель: Почему человек и человечество обращается к истории?Как и почему именно так развивались

Слайд 2Контроль
В чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?
Назовите имена выдающихся

историков античности. Каковы особенности исторической науки на ранних стадиях её развития? В чём выражалась ограниченность исторического познания в античную эпоху?
Каким образом господствующее положение религии в духовной сфере Средневековья сказалось на содержание научных знаний?
Почему возрос интерес к истории в период Нового времени?
Какие научные подходы и принципы исторического исследования были выработаны в XVIII-XIX вв.?
В чём заключаются особенности развития исторической науки в XX веке?
КонтрольВ чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?Назовите имена выдающихся историков античности. Каковы особенности исторической науки

Слайд 3Домашнее задание:
§1, вопросы и задания к §;
записи в тетради;
девочки

– рассказ любого мифа, объясняющего происхождение мира;
мальчики – рассказ о любом историке и его исследованиях.
Домашнее задание:  §1, вопросы и задания к §;записи в тетради; девочки – рассказ любого мифа, объясняющего

Слайд 4Периодизация истории
доисторическим периодом (2 млн. л.т.н.)

исторический период (Шуме́р IV—III тысячелетиях до н. э.)


Периодизация историидоисторическим периодом (2 млн. л.т.н.)исторический период (Шуме́р IV—III тысячелетиях до н. э.)

Слайд 51. У ИСТОКОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. У ИСТОКОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Слайд 62. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА АНТИЧНОГО МИРА

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА АНТИЧНОГО МИРА

Слайд 7Особенность (с чем связано?):






форма - историческое повествование;
переплетение реальности и фантазий;
сведения

по географии, экономике, политике, культуре, философские суждения;
отношение к другим народам как к дикарям (греки, римляне);
авторы приукрашивали заслуги современных политиков
Особенность (с чем связано?): форма - историческое повествование;переплетение реальности и фантазий; сведения по географии, экономике, политике, культуре,

Слайд 83. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Слайд 93. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Слайд 103. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Слайд 114. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ

4. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ

Слайд 12Контроль
В чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?
Назовите имена выдающихся

историков античности. Каковы особенности исторической науки на ранних стадиях её развития? В чём выражалась ограниченность исторического познания в античную эпоху?
Каким образом господствующее положение религии в духовной сфере Средневековья сказалось на содержание научных знаний?
Почему возрос интерес к истории в период Нового времени?
Какие научные подходы и принципы исторического исследования были выработаны в XVIII-XIX вв.?
В чём заключаются особенности развития исторической науки в XX веке?
КонтрольВ чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?Назовите имена выдающихся историков античности. Каковы особенности исторической науки

Слайд 13Итог урока
Почему человек и человечество обращается к истории?
Как и почему именно

так развивались исторические знания в различные исторические эпохи?

Итог урокаПочему человек и человечество обращается к истории?Как и почему именно так развивались исторические знания в различные

Слайд 14Биография Геродота
Родина Геродота, малоазийский город Галикарнасс, был основан дорянами, но там

жили и представители местного племени карийцев, смешавшиеся с греками.
В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии и Фракии.
Около 446 до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам.
В 444 до н.э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса.
Биография ГеродотаРодина Геродота, малоазийский город Галикарнасс, был основан дорянами, но там жили и представители местного племени карийцев,

Слайд 15Сочинение Геродота
- не историческое исследование в современном смысле

слова, это - мастерское, бесхитростное повествование человека богато одарённого от природы, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения - настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные.

Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г.до н.э.
Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, о Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

Сочинение Геродота   - не историческое исследование в современном смысле слова, это - мастерское, бесхитростное повествование

Слайд 16Фукидид
Вероятнее всего, что он родился около 460 - 455 г.

до н. э. Таким образом, его молодость совпала с веком Перикла: он был современником Еврипида, софистов, Сократа. Биография Фукидида в подробностях нам неизвестна. Сообщения его биографов, из которых главный - некий Маркеллин, не внушают доверия; главными, достоверными сведениями являются сообщения самого историка, мимоходом сделанные.
Принадлежал Фукидид к богатой и знатной фамилии: его предком был фракийский царь Олор и он находился в родстве с семьёй Мильтиада. Фукидид обладал большими материальными средствами; во Фракии ему принадлежали золотые прииски и он пользовался там влиянием. В Афинах, по-видимому, он стоял близко к влиятельным лицам, в том числе, вероятно, и к Периклу, замечательную характеристику которого он представил.
Фукидид Вероятнее всего, что он родился около 460 - 455 г. до н. э. Таким образом, его молодость

Слайд 17Фукидид, как это доказывает его труд, получил прекрасное образование; достигнув зрелого

возраста, он принял участие в государственных и военных делах.
Первые годы Пелопоннесской войны историк провёл в Афинах; во время эпидемии, разразившейся на второй год войны, он сам заболел этой страшной болезнью, которую потом описал. Когда спартанский полководец Брасид перенёс военные действия во Фракию (424 г.), Фукидид командовал эскадрой у о-ва Фазоса; он не успел предотвратить переход Амфиполя на сторону Брасила (приняв лишь меры к защите Эйона). Принуждённый, вследствие этого, отправиться в изгнание, он поселился в своём фракийском поместье, где на досуге мог составлять и обрабатывать свой труд, спокойно, в качестве зрителя, наблюдать за обеими воюющими сторонами и, в особенности, ближе стать к пелопоннесцам. Он посетил, по-видимому, многие места, бывшие театром войны, двор македонского царя Архелая, Сицилию и в частности Сиракузы, как это можно заключить по живому и точному описанию их окрестностей и осады. 20 лет провёл Фукидид в изгнании.
По окончании Пелопоннесской войны (404 г.), вследствие амнистии (общей или, по некоторым известиям, особой, по предложению Энобия) он мог вернуться на родину, но вскоре умер (ок. 399-396; во всяком случае не позже 396 года, ибо он не знает восстановления Длинных стен Кононом и извержения Этны 396 г.), по мнению одних - в Афинах, по мнению других - на чужбине, во Фракии, или по дороге на родину. Есть известие, что умер он насильственной смертью.

Фукидид, как это доказывает его труд, получил прекрасное образование; достигнув зрелого возраста, он принял участие в государственных

Слайд 18История
 - книга Фукидида, одно из наиболее значимых сочинений греческой исторической прозы.

Написано в V веке до н. э. Посвящено Пелопонесской войне (431 до н.э. - 404 до н.э.)
Фукидид использует мартовский счет начала года (не совпадает с афинским!).
История - книга Фукидида, одно из наиболее значимых сочинений греческой исторической прозы. Написано в V веке до н. э.

Слайд 19Биография Платона
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей

полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннеской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргериона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос, родился бог Аполлон.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Платон на фреске Рафаэля

Биография ПлатонаТочная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427

Слайд 20Перектиона была сестрой Хаормила и Крития, двух известных фигур из числа

Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.
После смерти Сократа в 399 г. до н.э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399-389 годов.
В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.
В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу - Платоновскую Академию.
По древним преданиям Платон умер в день своего рождения в 347 году.
По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смесь бокса и борьбы.

Перектиона была сестрой Хаормила и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего

Слайд 21Тит Ливий
(59 до н.э. – 17 н.э.) - один из самых

известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города»(«Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.
Стал основоположником так называемой альтнернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским, если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демрсфена и Цицерна.
Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни.
После 27 г. до н.э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой проповедовал нравственные ценности. В них он видел залог возрождения Рима. В то же время, разделяя взгляды стоиков, Тит Ливий верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи.
Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) - один из самых известных римских историков, автор чаще всего

Слайд 22Василий Никитич Татищев (1686-1750)
Василий Никитич Татищев родился 16 (26) апреля 1686

г. в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева (ум.1706 г.), в Псковском уезде.
Учился в Московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Якова Брюса, участвовал во взятии Нарвы (1705), в Полтавской битве и в Прутском походе. В 1713-1714 гг. совершенствовал своё образование за границей, в Берлине, Бреславле и Дрездене.
В 1717 г. в Данциге Татищев по заданию Петра I, вёл переговоры о включении в контрибуцию старинного образа, который, по преданию, был написан святым Мефодием. Переговоры окончились неудачей, а Татищев смог опровергнуть предание. Из обеих поездок за границу Татищев вывез большое количество книг.
Василий Никитич Татищев (1686-1750)Василий Никитич Татищев родился 16 (26) апреля 1686 г. в поместье своего отца, Никиты

Слайд 23По возвращении из Данцига он служил под начальством Брюса, президента, берг-мануфактур

коллегии.
В 1719 году Брюс обратился к Петру I с предложением о необходимости подробного описания географии России, указав Татищева в качестве исполнителя этой работы. Это послужило толчком к созданию татищевской «Русской истории». Татищев, отправленный на Урал, сразу не мог представить царю план работы, но Пётр в 1724 году напомнил о работе Татищеву. Возникшая после начала работы необходимость в исторических сведениях в конечном итоге привела к превращению работы из географической в историческую. В 1719 году Татищев подал царю представление, в котором указывал на необходимость размежевания в России. В письме к Черкасову в 1725 году он говорит, что был определён «к землемерию всего государства и сочинению обстоятельной географии с ландкартами».

Памятник Татищеву и Вильгельму де Генину в Екатеринбурге

По возвращении из Данцига он служил под начальством Брюса, президента, берг-мануфактур коллегии. В 1719 году Брюс обратился

Слайд 24Карамзин, Николай Михайлович
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766

г. в селе Михайловка (ныне Бузулукский район Оренбургской области). Вырос в усадьбе отца, Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шатена, одновременно посещая лекции в Университете.
Карамзин, Николай Михайлович Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 г. в селе Михайловка (ныне Бузулукский

Слайд 25Карамзин - историк
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х

годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должностьисториографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В.Н. Татищева и М.М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Коломбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н.А. Полевого)
В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В своей известной эпиграмме Пушкин так оценил труды Карамзина по истории России:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К.М. Минину и Д.М. Пожарскому на Красной площади (1818 г.)
Карамзин - историк Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть