Слайд 1Духовная жизнь Серебряного века.
Слайд 2«Культура… часть человеческого окружения, созданного самим человеком»
Мелвилл Джин Херскович
Слайд 3Серебряный век-
небывалый культурный подъем, в результате которого русская
культура создала собственные варианты «нового искусства».
Слайд 4антрополог Джефри Горер:
«Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески
социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
Слайд 5Образование
Система образования в России на рубеже XIX--XX вв. включала три
ступени обучения:
Начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища);
Средняя школа (классические гимназии, реальные и коммерческие училища);
Высшая школа (университеты, институты)
Слайд 6Образование
1897 год – Всероссийская перепись населения
Средний уровень грамотности 21%
Мужчины-29,3%
Женщины- 13,1% высш. сред. обр- 1%
16 высших технических учебных заведений
Рост числа студентов
Сер.90-х г. – 14 тыс.чел. 1907 г. 35,3 тыс. чел
1911 год – право женщин на образование
Слайд 7Просвещение
Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых
Рабочие курсы Просветительские
рабочие Народные дома
общества
Развитие периодической печати
Конец XIXвека Начало XX века
1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1,2 тыс. типогр.
1890 г.-100 газет 1000 типогр.
500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных
3 тыс. земских читален библиотек
Слайд 8НАУКА
Достижения
Д.И. Менделеев 1869 г. В.И.
Вернадский - биохимия,
Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология
А.Г. Столетов 1888-1889 И.И. Мечников – микробиология,
законы фотоэффекта иммунология
И.П. Павлов – иссл. нервной сист
И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования
головного мозга» ультразвука
К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика
русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский-
растений основы авиации
П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка
А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания
Слайд 9ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
В.О. Ключевский С.Ф. Платонов
С.А. Венгеров
история экономика литературоведение
В.С. Соловьев
Основы религиозного философского Ренессанса
Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский
Г.П. Федотов П.А. Флоренский
развитие культуры философии этики
Слайд 10Литература
Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870
– 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символаинтуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
Слайд 11Для поэтики символизма характерны:
передача тончайших движений души;
максимальное использование звуковых и ритмических
средств поэзии;
изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
поэтика намёка и иносказания;
знаковое наполнение обыденных слов;
отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
недосказанность, утаённость смысла;
стремление создать картину идеального мира;
эстетизация смерти как бытийного начала;
элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.
Слайд 12Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О
причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892. Расцвет русского символизма связан с приходом в литературу А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др., выступавших в начале 1900-х гг. Существенную роль в развитии и распространении символизма в России сыграли издательства "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", журналы "Весы", "Золотое руно".
Слайд 13Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,
остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Слайд 14
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Слайд 15Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений (в
России кубофутуризм,эгофутуризм, "Мезонин поэзии", "Центрифуга") 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века.
Основные признаки футуризма:
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Слайд 16Живопись
Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а
эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников.
В живописи импрессионизма — мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.
Слайд 24«Царевна-лебедь», 1900
Михаил Александрович Врубель
Слайд 25Васнецов Аполлинарий Михайлович
(1856-1933)
В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного
начала
Слайд 26Исаак Ильич Левитан
1860-1900
Современники оставили немало признаний в том, что именно
благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое ...дорогое и родное".
Слайд 27Константин Алексеевич Коровин
1861-1939
К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма.
Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».
Слайд 28Объединения художников
«Мир искусства»
А.Н.Бенуа, В.Ф.Нувель
Д.В.ФилософовЛ.С.Бакст,
Е.Е.Лансере, К.А.Сомов
С.П. Дягилев
«Союз русских художников»
А.Е.Архипов,
А.М.Васнецов, С.В.Иванов,
С.А.Коровин, Н.П.Крымов,
С.В.Малютин, Ф.А.Малявин
Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский
Слайд 29Объединения художников
«Бубновый валет»
П.П. Кончаловский, А.В. Куприн,
А.В. Лентулов,И.И.Машков, А.А.Осмеркин,
В.В.Рождественский
«Лирический кубизм»
Р.Р. Фальк