Слайд 11. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.
I. Древнерусское государство
(IX -
н. XII вв.)
разработал Богданов Н. Е.
Слайд 2Восточнославянские племена и их соседи
Славяне – крупнейшая в Европе группа народов,
объединённая близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы – западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах римских античных, византийских, арабских историков (Плиний Старший, Тацит, Иордан и др.), а также в древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» монаха Нестора. Летопись подробно рассказывает о восточнославянских племенных союзах.
Слайд 3Кривичи – верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины. Главные центры –
Полоцк, Изборск, Смоленск.
Вятичи – междуречье рек Оки, Клязьмы, Волги.
Ильменские словене – вокруг озера Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мста, в верховьях реки Мологи. Главные центры – Ладога, Новгород.
Радимичи – по реке Сож.
Древляне – по реке Припять. Главный город Искоростень на реке Уж.
Дреговичи – между реками Припять и Березина. Главный город – Туров на Припяти.
Поляне – по берегам реки Днепр и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Главный центр – Киев.
Уличи – нижнее Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря.
Тиверцы – по реке Днестр и близ устья Дуная.
Северяне – по среднему течению реки Днепр и по реке Десна. Главный центр со временем – Чернигов.
Полочане – бассейн Западной Двины.
Дулебы (позднее бужане, волыняне) – на территории Западной Волыни
Слайд 5Земледелие
Переложно-залежная система земледелия – способ использования земли, при котором почва восстанавливает
своё плодородие естественным путём: на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2-4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова.
Подсечно-огневая система земледелия – способ использования земли, для которого характерна предварительная расчистка пашни из-под леса: деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчёвывали и сжигали. Участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.
Двуполье – это способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли остаётся под паром. Двуполье является примитивной формой сельского хозяйства.
Трёхполье – это система полеводства, состоящая в том, что пашня делится на три поля (клина), каждое из которых засевается в первый год озимым, во второй год – яровым, а в третий остаётся под паром.
Озимые – пашни, которые засевали под зиму.
Яровые – пашни, которые засевали весной.
Пар – вспаханное поле, которое оставляли пустым.
Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха.
Слайд 8Основные орудия труда – топор, мотыга, борона-суковатка, заступ. Ими взрыхляли почву.
Собирали урожай серпами, мотыгами, размалывали каменными зернотёрками и ручными жерновами.
Соха. Была одним из самых популярных инструментов, особенно в средней лесной полосе. Разновидностей у сохи было много. Например, с одним, двумя и множеством зубьев. Также они могли отличаться формой сошника: узкий, широкий, перовой. Основной частью сохи была так называемая рассоха. Последняя представляла собой длинную деревянную доску, раздвоенную книзу. Другой частью сохи был сошник. Обычно его делали из железа. Сошник необходим был для подрезания пласта земли.
Сабан. Более совершенная соха. Отличается большей устойчивостью.
Косуля. Аналог сохи.
Мотыга. Состоит из длинной деревянной рукояти, на конце которой – металлическая пластина, похожая на налопатник. Мотыгой срезали под корень сорняки.
Орало. Использовалось для пахоты. Благодаря ему почва дробилась сильнее, а значит проще было её бороновать. В целом орало было гораздо удобнее сохи.
Рало. Одно из самых старых орудий труда славян, используемое для пахоты. Представляло собой крюк, который вырезали из куска дерева с корнем. По видам могло быть с одним, двумя или несколькими зубьями.
Плуг. Считался пригодным для обработки тяжёлых почв. Для работы с ним не нужно было прилагать много усилий. Будучи деревянным, он имел железный ном и лемех. Наиболее большое распространение плуг получил в южных регионах, где преобладали степи. Основной функцией плуга являлось переворачивание верхнего пласта земли. Как только плуг появился, его вёл сам человек. Но позже стали запрягать лошадей.
Слайд 9Борона. Этот инструмент использовали уже после того, как почву вспахали. Изначально
появилась деревянная борона-суковатка (из брёвен с сучками). Позже появились и железные бороны с зубьями. Борону использовали при подсечно-огневом типе земледелия для сбора сорняков и предотвращения высыхания почвы.
Серп. Состоял из двух частей: деревянной рукояти и железной, изогнутой в виде полумесяца пластины. С внутренней поверхности последней находились зубцы или острое лезвие. С помощью серпа убирали урожай, срезая культуры. Процесс назывался жатвой и занимались ей в основном женщины.
Коса. Длинная деревянная рукоять с железной пластиной, имеющей лезвие. У косы много различных модификаций. Например, коса с грабками. Использовали данный инструмент для сенокосов.
Грабли. Применялись при уборке сена, удалении сорняков на вспаханной почве.
Вилы. Имели длинную деревянную рукоять, а на конце её – железные острые зубья (в виде буквы Е). Также вилы могли иметь два зубца. Основным применением их была уборка навоза, перетаскивание сена. Иногда вилами прокалывали почву, чтобы обогатить её кислородом.
Топор. Использовали дровосеки. Отличались более крупными размерами и мощными частями.
Лопата. Изначально были цельнодеревянными.
Заступ. Появился до лопаты и являлся её прототипом. Первые заступы были полностью выполнены из дерева. В дальнейшем наконечник стал металлическим.
Цеп. Состоял из двух элементов: длинная рукоять из дерева и короткая часть – молотил. Цеп применялся для обмола зёрен.
Слайд 10Трепало
Трепало. По внешнему виду оно выглядело как большой нож из дерева.
Применялось для трепания волокна.
Мялка
Мялка. Длинная и высокая деревянная доска с желобом по всей продолжительности, внутри которой находится другая доска (соответствующего размера) с ручкой. Конструкция устанавливалась на ножки.
Слайд 11Большую роль начинает играть торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, по
которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
С развитием торговли к XIII в. Центральные племенные поселения постепенно превращались в города: у полян это было Киев; ильменские словене объединились около Новгорода и Ладоги; древляне селились вокруг Искоростеня; у вятичей такими центрами были Ростов и Суздаль; главным городом кривичей стал Смоленск; полочан – Полоцк; у северян в центре земель располагался Чернигов.
Слайд 13Верования восточных славян
Ещё в далёкой древности зарождались представления людей о таинственных
силах, которые управляют их судьбой. Человек в религии выражал свои взаимоотношения с природой, пытался определить своё место в существующем мире.
Язычество – религия восточных славян до принятия христианства. У славян был широко распространён культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины – вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племён схожих по типу, но различных по имени.
Слайд 14Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло
из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла территориальная община, или община соседская – вервь.
На вече сходились все домохозяева округи, которые избирали для решения общих дел старейшин. В случае военной опасности с врагом сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, они образовывали союзы племён. К VII-VIII вв. на землях восточных славян создаются племенные княжения, которые представляли собой предгосударственные образования.