Презентация, доклад по истории : Культура Московской Руси

Содержание

Вместе с закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской культуры, и с середины XIII в. в ее истории начался процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик. Это был период формирования

Слайд 1Культура Московской Руси

Культура Московской Руси

Слайд 2Вместе с закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии

русской культуры, и с середины XIII в. в ее истории начался процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик. Это был период формирования централизованного государства, его внутренней консолидации и укрепления международных позиций. В результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали Северо-Восточная Русь и Москва. Естественным образом сложилась новая этнокультурная общность — великороссы, т.е. новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русской православной самобытности перед лицом внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами. В таких условиях произошло становление собственно русского культурного архетипа, получившего название Московской Руси.
Вместе с закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской культуры, и с середины XIII

Слайд 3Русская культура эпохи монголо-татарского нашествия
Монголо-татарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре,

но не смогли се уничтожить, не произошло даже синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сохранила очаги своей самобытности и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Уже в конце XIII в. наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения русской культуры, но при этом изменилась география культурных центров. В истории этого периода особое место принадлежит Новгороду и Пскову, уцелевшим от мон голо-татарского погрома. В этих городах сохранились традиции древнерусской письменности, живописи и зодчества; они стали крупнейшими центрами русской культуры своего времени.
Русская культура эпохи монголо-татарского нашествияМонголо-татарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но не смогли се уничтожить, не

Слайд 4В середине XIV в. начался период подъема и интенсивного формирования русской

культуры как национальной. Местные течения сливались в единый поток российской национальной культуры, но при ее формировании отмечены черты восточного влияния, особенно сильного с середины XIV в., когда Орда приняла ислам. Итогом этого взаимодействия стало рождение особого, специфического русского национального самосознания, для которою были характерны: соединение восточной духовности со стремлением к свободе; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; приверженность ценностям православия с его своеобразным миропониманием; приоритет государственных начат, интересов державы и их восприятие каждым человеком как личных. Несмотря на трагические и противоречивые события русской истории в эту эпоху, основополагающие черты культуры Руси не изменялись, продолжая дальнейшее развитие во всех сферах культурного творчества.
В середине XIV в. начался период подъема и интенсивного формирования русской культуры как национальной. Местные течения сливались

Слайд 5Самым пагубным образом нашествие сказалось на художественной культуре Руси, так как

привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. Наиболее значительно пострадали ремесла, а такие, как производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали, исчезли совсем. На целое столетие — с середины XIII в. до середины XIV в. — прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, особенно фресковой росписи.
Самым пагубным образом нашествие сказалось на художественной культуре Руси, так как привело к разорению множества городов, гибели

Слайд 6Живопись того времени сохраняла домонгольские традиции, но позднее начали появляться самобытные

черты. Тогда произошло вторичное сближение с искусством Византии, переживавшим свой последний период расцвета («иалеологовский Ренессанс»). Но это не было ученичеством, как в XI в. Во всех русских городах искусство было достаточно развито. В живописи XIV в. постепенно усиливалось эмоциональное и вместе с тем живописное начало. Этот стиль нельзя еще назвать экспрессивным, но развитие происходило именно в этом направлении. При этом новгородско-псковская живопись склонялась к большей внешней свободе стиля, а московская — к сдержанности. К этому толкали и храмовая архитектура, и интерьер. В Новгороде и Пскове это были тесноватые уютные пространства с неярким освещением, а в Москве — возносящиеся ввысь хорошо освещенные стены.
Живопись того времени сохраняла домонгольские традиции, но позднее начали появляться самобытные черты. Тогда произошло вторичное сближение с

Слайд 7Архитектура.
Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство сосредоточилось в

основном в двух районах — на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). Преимущественно строились небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них заметны отход от крестообразной композиции домонгольского образца, влечение к классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) — наследие владимиро-суздальской традиции.
Архитектура. Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство сосредоточилось в основном в двух районах — на

Слайд 8Живопись
Живопись того времени сохраняла домонгольские традиции, но позднее начали появляться самобытные

черты. Тогда произошло вторичное сближение с искусством Византии, переживавшим свой последний период расцвета .Но это не было ученичеством, как в XI в. Во всех русских городах искусство было достаточно развито. В живописи XIV в. постепенно усиливалось эмоциональное и вместе с тем живописное начало. Этот стиль нельзя еще назвать экспрессивным, но развитие происходило именно в этом направлении. При этом новгородско-псковская живопись склонялась к большей внешней свободе стиля, а московская — к сдержанности. К этому толкали и храмовая архитектура, и интерьер. В Новгороде и Пскове это были тесноватые уютные пространства с неярким освещением, а в Москве — возносящиеся ввысь хорошо освещенные стены.
ЖивописьЖивопись того времени сохраняла домонгольские традиции, но позднее начали появляться самобытные черты. Тогда произошло вторичное сближение с

Слайд 9«Великая Семёрка» русских иконописцев
Феофан Грек (около 1340 - около 1410) Донская

икона Божией Матери
«Великая Семёрка» русских иконописцев Феофан Грек (около 1340 - около 1410) Донская икона Божией Матери

Слайд 10Дионисий«Сошествие во ад» (около 1440 - 1502)
Даниил Черный (около 1350 -

1428) «Лоно Авраамово»
Дионисий«Сошествие во ад» (около 1440 - 1502)Даниил Черный (около 1350 - 1428) «Лоно Авраамово»

Слайд 11Федор Зубов (около 1647 - 1689) «Илья Пророк в пустыне»
Андрей Рублев

(около 1360 - 1428) «Троица»
Федор Зубов (около 1647 - 1689) «Илья Пророк в пустыне»Андрей Рублев (около 1360 - 1428) «Троица»

Слайд 12Симон Ушаков (1626 - 1686) Икона Богородицы «Умиление»

Симон Ушаков (1626 - 1686) Икона Богородицы «Умиление»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть