Итог: архитектура, живопись, письменность Руси
невозможны вне православной догматики и идеологии
Зографское Евангелие
Берестяные грамота IX век Новгород
Анна Ярославна, королева Франции
А) Религиозная литература
Феодосий Печерский
Изборник Святослава 1074 г.
Н.Н. Каразин.
Пир у князя Владимира
Софийский собор.
Новгород, 1045 - 1050
Спасский собор. Чернигов.
Материал – серый известняк
Массивные формы
Отсутствие декора
Сдержанность и лаконичность внутреннего убранства
Общие черты: резьба по камню,
органическое сочетание архитектурных
сооружений с ландшафтом,
скромная красота
Владимирская школа
Дмитровский собор во Владимире
Новгородская школа
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
НОВГОРОДСКИЙ ХРАМЫ XIV ВЕКА
Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374
Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361
С Юрьевым монастырем, так или иначе, связаны многие летописные события 12-13 века. Например, доподлинно известно, что 1130 году Мстислав жаловал монастырю огромные земельные владения. Об этом свидетельствует древнейший русский документ, сохранившийся до наших дней – пергамент, хранящийся в Новгородском музее. В эти годы Юрьев монастырь стал одной из крупнейших и богатейших православных обителей Руси. Вскоре он стал крупнейшим монастырем Новгородской земли и одним из самых значимых во всем древнем государстве.
Если говорить о значимости Юрьева монастыря, то он считается одним из самых крупных и самых важных православных обителей. Традиционно, самыми главными православными центрами считаются лавры – Троице-Сергиева, Александро-Невская и Киево-Печерская. За ними по значимости следуют крупнейшие древние монашеские пристанища, и Юрьев монастырь – в их числе. Так, в 18 веке он был одним из так называемых монастырей 1-го класса, которых в России числилось всего полтора десятка.
Восемнадцатое столетие стало тяжелым испытанием для Новгородского монастыря. Секуляризация земель, проведенная Екатериной Великой в середине века, лишила монастыри земли – их главного богатства. Почти 50 лет Юрьев монастырь находился в упадке, если не сказать – в запустении. Но затем в истории обители случился кардинальный поворот, и в считанные годы облик его преобразился до неузнаваемости. Связано это с именами двух человек – архимандрита Фотия и графини Орловой-Чесменской.
Георгиевский собор Юрьева монастыря — один из самых древних из ныне существующих православных храмов. Он был построен в 1119 году, то есть раньше большинства самых древних и самых известных русских храмов — церкви Покрова на Нерли (1165), Успенского собора во Владимире (1160) и других. Именно его возраст определяет внешний вид, внутреннее убранство и архитектурный стиль.
В двенадцатом веке, во времена феодальной раздробленности, на Руси сложилось несколько архитектурных школ, наиболее яркой, из которых, стала Новгородская. В это время на территории этого княжества были воздвигнуты десятки храмов, многие из которых со хранились и по сей день, пусть и не в первозданном виде. Это церкви Ярославого Дворища в стольном граде – Никольский собор, церковь Ивана на Опоках, а так же Рождественский собор Антоньева монастыря и, конечно, Георгиевский собор Юрьева монастыря.
Говоря еще о соборе, нужно отметить, что сейчас он выглядит почти так же, как девять столетий назад. Во время последних реставрационных работ ему вернули изначальный древний вид. Высота храма 32 метра, по своим размерам в Новгороде он уступает лишь Софийскому собору.
Георгиевский собор хранит традиции, присущие только Новгороду. Нельзя сказать, чтобы местная школа зодчих стояла особняком, но некоторые свои отличия, несомненно, имела. Одной из главных особенностей местной архитектуры является материал, из которого стоили храмы. Это белый камень, который добывали недалеко от Новгорода, на реке Волхов. Не совсем привычно выглядит собор для жителя центральной России, воспитанного на храмах Москвы и Владимира. Георгиевский собор имеет три купола, расположенных ассиметрично. Три главы расположены в центре, над лестничной башней и над юго-западным углом храма.
Внутренне убранство Георгиевского собора сейчас по большей части восстановлено. Хотя, конечно, древние фрески 12 века и даже более молодые росписи 19 века утрачены безвозвратно.
Пятиглавый Успенский собор во Владимире
Золотые ворота во Владимире
Князь изображен в длинной одежде и узорчатом плаще, застегнутом фибулой на правом плече. Сыновья князя изображены в коротких, сходных по конструкции одеждах. Эти одежды имеют округлый вырез горловины, которая окаймлена широкой полосой, либо это оплечье, одевавшееся дополнительно. В центре, к краю горловины примыкает небольшая прямоугольная деталь. Вероятно, это оформление ворота Одежды одинаково окаймлены широкими полосами по низу, краям рукавов.
Изображения позволяют выделить следующие основные черты одежды князя и сыновей - глухой покрой, длина до колен, округлый вырез горловины, небольшой нагрудный разрез, оформленные декоративной полосой, узкие рукава, окаймленные широкими полосами у запястий и в зоне предплечья, широкая кайма по подолу. Этот тип одежды неоднократно повторяется и в изображениях на браслетах наручах и, по-видимому, соответствует реальному типу мужской древнерусской одежды.
Великая Панагия –
Ярославская Оранта
1114 - около 1224
Владимирская икона Божьей матери
XII век
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть