Слайд 1
Культурное пространство Европы и культура Руси
Слайд 2План
1.Особенности культуры Древней Руси.
2. Устное народное творчество.
3. Письменность и грамотность.
4.
Литература.
5. Зодчество и живопись.
6. Художественное ремесло.
Слайд 3Культура
совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей
Слайд 4Устное народное творчество
Песни
Былины
Сказания
Из того ли то из города из Мурома,
Из того
села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
Что мы подразумеваем под термином УНТ?
Вы узнали отрывок?
Слайд 5 Былины – народные эпические песни, возникшие в Древнее Руси,
о богатырях, их военных подвигах.
Герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, обороняющие Русь от кочевников. Былины славили могущество Руси, будили патриотические чувства («Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и Змей», «Владимир Красное Солнышко» и пр.).
Слайд 6Народный фольклор.
Пословицы, поговорки , сказки, частушки, загадки.
Слайд 7Письменность
письменность
сьмо ВенедовУУ
Веньзааль – узелково-узорчатое письмо
Венедов
Узелковая письменность, это где каждый Узелок составляет – Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Узелковая письменность, это где каждый Узелок составляет – Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Слайд 8Письменность и грамотность.
Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую
азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.
Алфавиты кириллица и глаголица
Миниатюра
из рукописной книги.
Слайд 10
Письменность и грамотность.
Грамотность была распространена не только среди феодалов,
но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.
Граффити
Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
Слайд 11Азбука- великий шаг, каждый народ нуждается в своей письменности. Рождение славянской
азбуки- заслуга Кирилла и Мефодия.
Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде
Письменность
Слайд 12Берестяная грамота мальчика Онфиса. Новгород.
Обучали письму не только мужчин,
но и женщин. Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников — об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.
Слайд 13Значение принятия христианства и крещения Руси:
1.Приезд церковных деятелей и переводчиков из
Византии и Болгарии
2. Открытие школ при монастырях и церквах
3. Переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения.
Слайд 16Пергамент
материал для письма из обработанной специальным способом кожи животных(до изобретения бумаги)
Слайд 17 Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными
и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги переплетались в кожу, богато украшались драгоценными камнями.
Книги были украшены миниатюрами- небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Слайд 20 Литература
Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы,
на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом…
Он писал из года в год
Про великий наш народ
Слайд 22Летописание
Каждый крупный город вел свою летопись.
Вражда между князьями приводила к тому,
что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».
Страница из
летописи
Нестор
Летопись – погодная запись событий
Слайд 23Жанры
Литература
Жития – литературное описание людей, причисленных к лику святых
«Сказание о Борисе и Глебе», «Жития княгини Ольги»
Летопись- запись происходивших событий, составленная по годам.
«Повесть временных лет»
«Слово»- торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати».
«Хождения» (или, по-древнерусски, хожения) — своеобразные путевые заметки.
«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю.
Слайд 24жанры и названия произведений
Жития «Житие Бориса и Глеба»
Житие -
литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых
Слайд 25
Жанр слова «Слово о законе и благодати»
Илларион - первый
Киевский митрополит
Слайд 26
Жанр поучения «Поучение Владимира Мономаха»
Слайд 27Основные идеи произведений
идеи единства, величия Руси и ее особой роли в
христианстве, принятия нравственных образцов христианства
Слайд 28Зодчество и живопись.
Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о
24 городах в Киевской Руси.
Самый крупный из них – Киев.
Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.
План Киева
в середине XII века.
Слайд 29 Архитектура .
Деревянное зодчество
Слайд 30Архитектура
До принятия христианства каменной архитектуры на Руси не было.
Все строилось
из дерева.
Характерные черты русской деревянной архитектуры:
Многоярусность строений.
Башенки и терема.
Наличие большого числа пристроек.
Украшение из резных деталей.
Слайд 32©Кузнецов А.В.
Крестово-купольный храм
Слайд 36Софийский собор в Киеве. XI век.
1017-1037г.
Софийский собор в Киеве был построен
по образцу византийского.
В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
Слайд 37Софийский собор в Киеве
1. главный храм православных христиан
2. место
захоронения князей и митрополитов
3. шедевр древнерусской архитектуры
Слайд 38Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота были главным въездом в Киев.
Это—
мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью
Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
Слайд 39Софийский собор в Новгороде
Софийский собор в Новгороде. Выстроена София новгородская
в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.
Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.
Слайд 40Храм Святой Софии в Новгороде
Собор возводился с 1045 по 1050 гг,
повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава
Слайд 42XI век.
Софийский собор в Полоцке
Слайд 43XI век.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Слайд 44Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме
В XII веке по Руси «прошагали» однокупольные храмы.
Купол возносился в высь на мощном, массивном квадрате.
Слайд 45Собор Св. Георгия
в Юрьеве-Польском
Слайд 49Зодчество и живопись.
Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились
и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Мозаики Софийского собора в Киеве
Слайд 50Живопись
Древнерусская живопись строго подчинена канонам христианства. Хотя уже в XII веке
строгая манера византийской иконописи на русской почве превращается в яркое портретное изображение.
Первый иконописец на Руси – монах Алимпий из Печерского монастыря
Слайд 51Живопись
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись
Фрески софийского собора в Киеве
Слайд 53Живопись
©Кузнецов А.В.
Мозаика в Златоверховом монастыре
Слайд 55Иконы, как правило писались на липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались плоскими
и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
Иконопись
Слайд 56
Иконопись
Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними
иконами, либо иконописными подлинниками.
Канон – свод положений, норм, правил.
Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .
Слайд 57Живопись
Икона «Спас Нерукотворный». XII век.
Слайд 58Живопись
Икона «Ангел Златые власы». XII век.
Слайд 59Художественное ремесло
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное
место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.
Гривна Владимира Мономаха
Слайд 60Прикладное искусство
Древнерусские ювелиры создавали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, украшали оружие,
оклады икон и книги.
Остромирово Евангиле
Слайд 61Художественное ремесло
Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных
колец.
Воин в доспехах
Сережка-подвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Слайд 63 В ячейки, ограниченные плоскими металлическими перегородками, наплавляют эмаль. Ячейки наполняют
эмалью до верхнего края перегородок. Поверхность изделия шлифуют таким образом, что перегородки и эмаль лежат в одной плоскости.
Изготовление эмали.
Цветное стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и несколько раз обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем её полировали до блеска.
По яркости цветов и игре света древние эмали напоминали мозаику.
Слайд 64Чернь, зернь, эмаль, скань
Зернь, мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от
0,4 мм),которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает орнаментальную ритмику изделия. Зернь известна с древнейших времён (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.
Слайд 65 ювелирная техника, которая заключается в напаивании на предмет золотых или
серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро). Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства. Для того, чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен, прежде всего, нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле и застывают в виде шариков.
Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на кустке угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни приклеивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто положив при этом под шарики сканные колечки.
Слайд 67Скань (от старославянского глагола "съкати - свивать в одну нить несколько
прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 68В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда
витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.
Слайд 69Подведём итоги:
Таким образом, Древне-русское государство от-личалось высоким для своего времени уровнем
развития . При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других сосе-дей-государств, форми-руя свои самобытные культурные традиции.
Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культу-ры.
Слайд 70Былины литературное описание жизни людей,
причисленных церковью к лику святых
Зодчество настенная живопись, при которой краска
наноситься на сырую штукатурку
Мозайка небольшой многоцветный рисунок в
рукописных книгах
Житие поэтическое сказание о прошлом, в
котором прославлялись подвиги русских
богатырей
Фреска изображение из камней или кусочков стекла
Миниатюра искусство построения различных зданий
Установите правильное соответствие
Слайд 71 Дошедшая до нас древнейшая летопись-это
«_______ ________ ___ ».
Она была создана в Киево-Печёрском монастыре монахом ______. Крупным литератором Древней Руси был _______, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известное его произведение «_____________________», написанное в жанре торжественного и поучающего обращения. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления _______
Вставьте вместо пропусков
Повесть
временных
лет
Нестором
Иларион
Слово о Законе и Благодати
Ярослава
Слайд 73Д/З
§10,
Документ с. 92 «Историк Н.И. Костомаров о древнерусском храме» и
задания к нему