Слайд 1Историческая задача. Около232000 средних суток назад, приблизительно на пересечении 54 градуса
северной широты 38 градуса восточной долготы, на участке земли 9,5 квадратных километров, собрались несколько тысяч представителей биологического вида Homo Sapiens,которые в течении нескольких часов при помощи различных приспособлений уничтожали друг друга. Затем оставшиеся в живых разошлись: одна группировка отправилась на юг, другая на север.
Слайд 2
Куликовская битва
8
сентября 1380 год
Слайд 3 «Туда! За Дон!...настало время! Надежда наша – бог и
меч! Сразим моголов и, как бремя, Ярмо Мамая сбросим с плеч! Так Дмитрий, рать обозревая, Красуясь, на коне гремел».
К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской».
Слайд 4 План урока
1.Дмитрий Иванович Московский
2. Русь
и Орда накануне Куликовской битвы. Подготовка к битве.
3. Ход сражения.
4. Историческое значение Куликовской битвы.
Слайд 5Куликовская битва
Дмитрий Иоаннович
Московский
Русь и Орда накануне… Подготовка к битве
Ход битвы
Историческое значение
Кластер-(от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в информацию
Слайд 6Куликовская битва 1380 г.
Дмитрий Иоаннович Московский.
Русь и Орда накануне… Подготовка к
битве.
Ход битвы.
Историческое значение
Орда
Русь
Слайд 7 Цели урока
1.Актуализировать
знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, выполнение проблемных заданий). 2.Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с раздаточным материалом, с видеоматериалом). 3.Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (выполнение кластера, работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач, опережающее задание. 4.Обобщить полученные знания, сделать вывод.
Слайд 8 Задачи урока по содержанию
Образовательный аспект: способствовать формированию представления
о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского.
Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе данного исторического материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Развивающий аспект: содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор и организация информации; способствовать развитию навыков работы с различными источниками; формированию информационной компетентности, коммуникативной компетентности.
Слайд 9 «Московское государство родилось на Куликовом поле»
В.О Ключевский
Слайд 12 Отрывок из летописи « Задонщина»
«Осенью пришел окаянный Мамай
на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».
Слайд 14С
Пересвет и Ослабя
Сергей Радонежский
Слайд 15 Ход битвы.
Перейдем
сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу”.
Слайд 17Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был
в багрец окрашен Дон. До самого низовья.
Слайд 19Назовите причины победы русских войск:
1.Полководческое искусство Дмитрия Донского
2.Патриотизм русских воинов
3. Объединение части русских княжеств
4.Поддержка церкви (борьба против ордынцев - « священная война»)
Слайд 20 «...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха
и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
Слайд 21Историческое значение Куликовской битвы
Слайд 22Историческое значение Куликовской битвы
1.Еще более подняла значение Москвы как центра объединения
русских земель.
2.Вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.
3.Впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Миф о непобедимости Золотой Орды был развеян
4.Разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.
5.Сплочение русской нации (консолидация), рост национального самосознания.
Слайд 23 «Московское государство родилось на Куликовом поле»
В.О Ключевский
Слайд 25 Тестовые задания
1. Укажи
год Куликовской битвы.
1)1238г 2) 1242г
3) 1240 г 4) 1380 г
2. Закончи высказывание. Куликовская битва разгорелась у реки
1) Днепр 2) Москва
3) Дон 4) Волга
3. Отметь князя, возглавившего войско.
1) Иван 2) Юрий
3) Александр 4) Дмитрий
4. Вспомни имя хана воевавшего с князем Дмитрием.
1) Ахмат 2) Батый
3) Мамай 4) Чингис
5. Найди неверное высказывание.
1) Московское княжество увеличивалось.
2) Орду победили окончательно.
3) Князь Дмитрий – внук Ивана Калиты
4) Князь Дмитрий участвовал в сражении
6. Подумай, какого оружия в то время не было.
1) меч
2) копьё
3) лук
4) ружьё
7. Отметь богатырей, которые сразились перед Куликовской битвой.
1) Пересвет 2) Челубей
3) Ослябя 4) Батый
8.Напиши имя, человека, благословившего русское войско на битву с Золотой Ордой
Слайд 26 Эталон ответа
1-4; 2-3; 3-4;
4-3; 5-2; 6-4; 7-1,2; Сергей Радонежский
За отсутствие ошибок- «5»
За 1-2 ошибки- «4»
За 3-4 ошибки – «3»
Более 4 ошибок – «2»
Слайд 27 «Куликовская битва – поле русской славы»; день воинской славы; сила
русского духа; торжество мужества…
Три важных имени
Три важных события
Три важных качества
Слайд 28Куликовская битва 1380 г.
Дмитрий Донской.
Русь и Орда накануне… Подготовка к битве.
Ход
битвы.
Историческое значение
Орда
Русь
6
10
17
3
8
18
2
9
12
5
13
15
16
7
1
4
11
14
Слайд 29Написать сочинение –эссе «Дмитрий Донской. Кто он в моём понимании?»