Презентация, доклад по истории казачества Весенние календарные праздники

Содержание

Масленица. Праздник масленицы получил свое название в ХVI в. и причислен православной церковью к празднованию под названием «масляная» или «сырная» неделя. В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях, которые со временем приобрели всенародные обычаи проводов

Слайд 1Календарные праздники казаков Весна

Календарные праздники казаков  Весна

Слайд 2Масленица. Праздник масленицы получил свое название в ХVI в. и причислен

православной церковью к празднованию под названием «масляная» или «сырная» неделя.
В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях, которые со временем приобрели всенародные обычаи проводов зимы и встречи весны. Ее проведение сопровождалось массовыми гуляниями, пиршеством, играми, быстрой ездой на лошадях, выпечкой блинов, хождением в гости, нередко и сжиганием соломенного чучела и т.д.
Масленица. Праздник масленицы получил свое название в ХVI в. и причислен православной церковью к празднованию под названием

Слайд 3У масленицы нет фиксированной календарной даты, поскольку ее празднование
связано с

Пасхой, день проведения которой устанавливался по лунному календарю, содержащему 354 дня в году (6 месяцев по 30 и 6 месяцев по 29 дней; в високосный год прибавлялся один день).
Церковное установление на масленицу сырной недели должно было облегчить
христианам переход от мясоеда к Великому Посту. Во многих, особенно в старообрядческих станицах, масленица проходила в молитвенном настроении и всяческом воздержании. Однако в казачьей традиции масленица оставалась веселой, «обжорной», разгульной и даже пьяной.

На масленой неделе в станицах уже не употребляли мяса, но другую скоромную пищу – коровье масло и другие молочные продукты, яйца можно было есть. К концу XIX века проведение масленичной недели приобрело определенный порядок.

У масленицы нет фиксированной календарной даты, поскольку ее празднование связано с Пасхой, день проведения которой устанавливался по

Слайд 4Понедельник – встреча масленицы, начало катаний на лошадях, открытие ярмарок, публичных

увеселений, каруселей, ледяных горок и т.д. в крупных городах и станицах войска.
Понедельник – встреча масленицы, начало катаний на лошадях, открытие ярмарок, публичных увеселений, каруселей, ледяных горок и т.д.

Слайд 5Вторник – заигрыш. Издревле на Руси игрищами назывались кулачные бои, участники

которых иногда получали увечья. В казачьих станицах эти игрища больше напоминали «полюбовные» кулачки, которые были подчинены определенным правилам. Никто в таких схватках не имел права бить сзади и сбоку, бить того из противников, кто пригнулся, присел, не били лежачего и др. Обычно в кулачных боях участвовали улица на улицу, одна сторона реки на другую.
Как правило, драку начинали еще засветло малыши. Их толпа подобно пешей саранче
устремлялись то в одну, то в другую сторону с криками «стой», «стой». К вечеру ряды сражающихся густели, и с обеих сторон к ним примыкали все новые и новые «бойцы». Через небольшое время образовывалось две живых стены и с переменным успехом то одна, то другая сторона одерживала победу. Когда какой-либо стороне удавалось сломить главные силы противника, то слышались крики: «Гони, гони, пошел». Быстро поле битвы покрывалось «лежачими», и победа считалась полной той стороны, которой удалось погнать противника с «поля боя».

Однако никакой озлобленности между «бойцами» не наблюдалось. Повсюду слышался оживленный веселый говор, смех, смешные рассказы. Как правило, дело одной схваткой не кончалось, кулачные бои продолжались в масленую неделю в течение 4-5 дней.

Вторник – заигрыш. Издревле на Руси игрищами назывались кулачные бои, участники которых иногда получали увечья. В казачьих

Слайд 6Среда – «лакомка». В этот день тещи угощали своих зятьев блинами

(отсюда пошло выражение «к теще
на блины»). В ряде станиц «к теще на блины» зятья приходили и в четверг, и даже в воскресенье.
Молодые, которые обвенчались незадолго до масленицы, обычно не приезжали к родным до начала масленицы. На масленицу они посещали родственников молодой жены.
Усадив молодых за стол, тесть ставил перед зятем хлеб и нож. Если зять отрезал хлеба от середины, это означало, что он доволен своей молодой казачкой-женой; если же отрезал от края, то это знак недовольства ею.
Среда – «лакомка». В этот день тещи угощали своих зятьев блинами (отсюда пошло выражение «к теще на

Слайд 7Четверг назвался широким, поскольку в этот день недели масленица вступала в

полную силу. Гулянье и веселье продолжалось повсюду
Четверг назвался широким, поскольку в этот день недели масленица вступала в полную силу. Гулянье и веселье продолжалось

Слайд 8Пятница – «тещины вечеринки». В этот вечер зять приглашал тестя и

тещу к себе и угощал их блинами.
Пятница – «тещины вечеринки». В этот вечер зять приглашал тестя и тещу к себе и угощал их

Слайд 9Суббота – «золовкины посиделки». В этот день молодые казачьи семьи должны

были
навестить всех близких родственников.
Суббота – «золовкины посиделки». В этот день молодые казачьи семьи должны были навестить всех близких родственников.

Слайд 10Воскресенье – «прощеный день». Проводы масленицы. В казачьих семьях этот день

посвящали заговенью. Часа в 4 после полудня на колокольне станичной церкви раздавался звон
колокола, зовущий к вечерне. Заслышав его, станичники крестились, и старались стряхнуть с
себя масленичное настроение. Пустели улицы, стихал праздничный говор и шум, прекращались все развлечения, все знали, что с понедельника наступает Великий Пост. Приближение Великого Поста отражалось и на душевном настроении казаков, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними и знакомыми. Едва смолкал церковный звон после вечерней обедни, как по домам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко кланялись и говорили: «Прости Христа ради, в чем я перед тобой согрешил» - «Прости и ты меня» слышался в ответ та же просьба. Или, зайдя в дом, гость обращался к хозяину со словами – «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я провинился перед вами за этот год». Хозяин и все домочадцы отвечали: «Бог вас простит, и мы тоже». Затем хозяин, расцеловавшись с гостем, приглашал его за стол. Через некоторое время обряд повторялся, но уже в доме гостя, куда приходили прежние хозяева.

Некоторую особенность представляло прощение в кругу семьи. Вся казачья семья собиралась поздним вечером за столом. После ужина самый младший выходил из-за стола, кланялся всем по очереди, просил прощения и, получив его, отходил в сторону. За ним, в порядке старшинства, начинали кланяться все члены семьи (младшему не кланялись и прощения у него не просили). Самая старшая казачка в семье кланялась последней, причем она просила прощения только у своего мужа. Глава семейства никому не кланялся .

Воскресенье – «прощеный день». Проводы масленицы. В казачьих семьях этот день посвящали заговенью. Часа в 4 после

Слайд 11Благовещение. В этот день, 7 апреля (по н.ст.) запрещались любые работы.

Старики говорили, что даже грешников в аду в этот день переставали мучить, поэтому грехом считалась мельчайшая работа. Они напоминали молодым: «В Благовещенье – птица гнезда не вьет, казачка косы не заплетает. Вот посмотрите на кукушку, она откладывает свои яйца в гнезда других птиц. Господь наказал ее за то, что она позволила в этот день свить себе гнездо. Даже глупая курица не решается на такую работу». С Благовещения казаки переходили спать в «повети» (в летней спальне).
Благовещение. В этот день, 7 апреля (по н.ст.) запрещались любые работы. Старики говорили, что даже грешников в

Слайд 12Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он

напоминает всем христианам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит их в Страстную седмицу к празднику праздников – Светлому Христову Воскресению.
Казаки строго соблюдали посты, воздерживаясь не только от скоромной пищи, но и всей (в основном старики) пищи, особенно по средам и пятницам. Во многих казачьих семьях имелась специальная «постная» посуда» (особые горшки, чугуны, миски и даже ложки, предназначенные только для постных дней).

Взрослые, соблюдая пост, следило за молодежью, чтобы она не затевала веселых игр, плясок, не пела «мирские» песни.
Во время поста старые казаки и казачки ели один раз в день и притом нередко только хлеб или сухари с водой.

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает всем христианам о сорокадневном посте

Слайд 13В связи с тем, что дни Великого Поста приходились всегда на

интенсивные полевые работы, то взрослые казаки говели (постились) на первой, четвертой и страстной неделе. В это время каждый говеющий старался меньше говорить, чтобы не проронить дурного слова, а по вечерам во многих семьях читались божественные книги. Все церковные службы говеющие посещали добросовестно, а перед исповедью кланялись друг другу в ноги, прося прощения.
Казачьи обычаи запрещали, чтобы старшие кланялись младшим. Глава казачьего семейства, идя на проповедь, слегка кланялся и говорил: «Простите, если не так что-либо делал».
Каждый взрослый казак, подходя на исповедь, клал на блюдо, стоящее рядом со священником, деньги и свечу, После исповеди он клал деньги на блюдо псаломщика.
К исповеди готовились как будто к большому празднику, каждый старался одеться во все новое.

Молодые казачки приступали к Причастию с расплетенной косой, при этом волосы распускались по плечам или завязывались в пучок, но в косу ни в коем случае не заплетались.
После Причастия грешно было смеяться, ругаться, ссориться, сердиться, так как этим осквернялось само таинство

В связи с тем, что дни Великого Поста приходились всегда на интенсивные полевые работы, то взрослые казаки

Слайд 14В «чистый четверг» топились бани, вода подогревалась и наливалась в кадки,

в которые по очереди погружались все члены семьи. В этот день по народному обычаю, даже «ворона своих воронят в луже моет». К этому дню сложился обычай первой стрижки волос маленьких
детей.
В «чистый четверг» топились бани, вода подогревалась и наливалась в кадки, в которые по очереди погружались все

Слайд 15В «страстную пятницу» казаки посещали церковь во второй половине дня. В

это время на поклон всем прихожанам на середину храма выносилась Плащаница (изображение на специальном плате тела Иисуса Христа, снятого с креста). Считалось, что в этот день нельзя мыться, париться в бане, стирать и убираться в доме.
В «страстную пятницу» казаки посещали церковь во второй половине дня. В это время на поклон всем прихожанам

Слайд 16Пасха. По важности Пасха является Праздником праздников, Торжеством торжеств, поэтому православной

церковью он отмечается с необычайной торжественностью. На станичной площади перед церковью толпа вырастала с приближением полночи,
а в церкви становилось так тесно, что негде «яблоку упасть». В 12 часов ночи раздавался
первый протяжный и звонкий удар колокола, а затем переливы колокольчиков разной
величины. К церковной стене и ограде подходили и размещались «пасочники», которые
расставляли для освящения куличи, яйца, сыр, сало, масло, сладости.
Под звон колоколов раздавался «Христос Воскресе», а за оградой палили из пушек
и ружей. Начинался процесс христосования: вначале христосовались священники в алтаре, а затем они выходили и христосовались с атаманом, его правлением и наиболее
уважаемыми казаками, обменивались с ними крашеными яйцами.
После литургии (церковной службы) священники выходили к прихожанам, которые зажигали на куличах свечи и ждали терпеливо, когда дойдет до них очередь и святая
вода попадет на их пасхальную еду.
Пасха. По важности Пасха является Праздником праздников, Торжеством торжеств, поэтому православной церковью он отмечается с необычайной торжественностью.

Слайд 17Придя из церкви, матери будили детей, и вся семья садилась за

стол, где были разложены освященные продукты. Читалась молитва, и после нее все приступали к праздничной трапезе.
Придя из церкви, матери будили детей, и вся семья садилась за стол, где были разложены освященные продукты.

Слайд 18Казаки считали, что освященная пасхальная еда имеет сверхъестественное значение и обладает

силой помогать православным христианам в трудные и важные минуты
жизни. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно собирали: часть из них зарывали в землю на пашнях с целью предохранения посевов от градобоя, а часть хранили дома, чтобы во время летних гроз бросать их в огонь с целью предотвращения губительных ударов молнии и грома. Все пасхальные дни сопровождались христосованием, развлечениями, хороводами, песнями. На пасхальные праздники было принято приглашать в гости кумовьев, сватов, а также будущих сватов (родни, просватанных жениха и невесты).
Казаки считали, что освященная пасхальная еда имеет сверхъестественное значение и обладает силой помогать православным христианам в трудные

Слайд 19Красная горка отмечалась в первое воскресенье после Пасхи. Этот праздник считался

праздником молодых казачек. На Красную горку происходило множество свадеб и шло усиленное сватовство. Считалось дурной приметой, если молодые казак и казачка
будут сидеть в этот день дома: казак мог упустить случай найти себе хорошую невесту, а казачка вообще могла не выйти замуж, или «заполучить» жениха не казачьего рода
Красная горка отмечалась в первое воскресенье после Пасхи. Этот праздник считался праздником молодых казачек. На Красную горку

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть