Слайд 1Процесс глобализации впервые затронут исследователем Т. Левитом , в 1983г .,
для обозначения феномена слияния рынков отдельных продуктов.
Тема: «Интеграционные процессы конца ХХ – начала ХХIвв.»
Слайд 2Мы можем выделить три основных подхода к трактовке данного явления.
Согласно первому
подходу, глобализация - новый процесс формирования единого экономического, финансового и информационного пространства на базе современных, технологий.
Американский исследователь Т.Фридман считает, что глобализация — это «неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы, то ни было прежде... Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира».
Слайд 3Второй подход исторический. Его последователи видят в глобализации процесс становления мира
как целостного, взаимосвязанного экономического, политического, культурного пространства, формирования единой человеческой цивилизации.
Существует и третий — «идеологический» — подход, согласно которому глобализация представляет собой процесс «вестернизации» мирового сообщества, перевод всей планеты на «западную систему отсчета».
По мнению американского теоретика
Н. Глейзера, глобализация — это «распространение во всемирном масштабе регулируемой Западом информации и средств развлечения, которые оказывают соответствующий эффект на ценности тех мест, куда эта информация проникает».
Слайд 4Глобализация как новое идеологическое обоснование господства на мировой арене транснациональных корпораций
(ТНК) и таких структур, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ).
В этом ракурсе глобализация вызывает довольно серьезное противодействие в разных странах мира, где активно проявляет себя так называемое движение антиглобалистов, объединяющее в своих рядах представителей самых различных социальных слоев и групп.
Слайд 5В экономической сфере глобализация проявляется следующим образом:
Опережение темпов роста международной торговли
по сравнению с темпами роста промышленного производства.
Углубление международного разделения труда, появление мировой системы с тремя основными центрами: Северная и Южная Америка под эгидой США, Европа под эгидой Европейского союза, Восточная Азия под эгидой Японии.
Формирование мировых финансовых рынков, их выход из-под юрисдикции отдельных государств; становление финансовой сферы как самостоятельной силы, определяющей возможности развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, инфраструктуры.
Информационно-технологическая революция, переворот в средствах телекоммуникаций, что приводит к мгновенному распространению информации и позволяет принимать быстрые решения о перемещении капиталов и финансовых операциях.
Слайд 6Усиление влияния транснациональных корпораций (ТНК), возникновение новых субъектов мировой экономики за
счет слияний и поглощений ТНК.
Расширение и изменение структуры рынков труда, связанная с этим массовая миграция населения.
Создание и дальнейшее совершенствование международной транспортной инфраструктуры.
Возрастание регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и т.д.
Процесс глобализации оказывает значительное влияние и на систему международных отношений. Происходит: Усложнение среды международных отношений, появление новых действующих субъектов, таких как ТНК, международные финансовые институты, экологические и правозащитные организации.
Размывание границ между внутренней и внешней политикой государства, усиление экономического фактора в политике.
Расширение международного сотрудничества в решении глобальных проблем, возрастание роли наднациональных органов в мировой политике и экономике.
Слайд 7 Глобализация — процесс комплексный, противоречивый, имеющий множество различных последствий.
Еще в
середине 1990-х гг.
бывший тогда Генеральным
секретарем ООН
Кофи Аннан указывал на то, что,
с одной стороны, «выгоды глобализации очевидны:
более быстрый экономический рост,
более высокий уровень жизни,
новые возможности.
Слайд 8Уже сейчас началась отрицательная реакция,
поскольку эти выгоды распределяются крайне неравномерно».
К негативным
последствиям глобализации относят:
неравномерность глобализации,
усиление разделения в уровне развития между богатыми и бедными странами, отдельными регионами.
происходит расслоение населения на тех, кто может пользоваться плодами глобализации и тех, кому они недоступны.
возникают центры, где сосредотачиваются интеллектуальные силы и куда притягивается финансовый капитал
как противоположность им, складываются криминализованные области с низким уровнем образования и жизни.
Прозрачность границ, экономическая взаимозависимость приводят к тому, что государственным структурам становится сложнее контролировать политические, экономические, социальные процессы внутри стран.
Государствам все труднее противостоять возможным финансовым кризисам, информационному терроризму и т.д.
Слайд 9Проблемы безопасности.
Традиционно безопасность государства рассматривалась как отсутствие военной угрозы. В настоящее
время к военно-
политическим факторам добавляются
социально-экономические,
экологические,
информационно-технологические.
распространение оружия массового уничтожения (ОМУ), в первую очередь ядерного
Слайд 10 Одним из механизмов обеспечения ядерной безопасности является режим нераспространения ядерного оружия,
зафиксированный в 1968 г. в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Существует 5 официально признанных ядерных государств:
США, РФ, КНР, Великобритания и Франция.
Израиль, Пакистан и Индия обладают ядерным оружием, однако не участвуют в ДНЯО, имеют неопределенный статус по отношению к ядерному оружию и тем самым расшатывают режим нераспространения.
Наибольшая угроза исходит от пороговых государств, в которых существуют предпосылки, а главное — стремление к созданию собственного ядерного оружия. К таким странам относят Иран, КНДР.
Испытания, проведенные Северной Кореей в октябре 2006 г., теперь дают основание отнести это государство ко второй группе.
Слайд 11В годы холодной войны были достигнуты отдельные договоренности об ограничении и
сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1,2; СНВ-1,2).
В 1972 г. между США и СССР был заключен Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
Однако в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО.
На исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанного в 1990 г., в 2007 г. был введен мораторий со стороны РФ.
Слайд 12Проблемы организованной преступности, наркобизнеса и терроризма.
Неравномерность в развитии мира. Для обозначения
этой поляризации используется термин «богатый Север — бедный Юг».
Примерно 20% населения Земли проживает в благополучных странах северного полушария, при этом они потребляют 90% всех производимых в мире товаров, на них приходится 60% всей вырабатываемой энергии.
Слайд 13Демографическая проблема.
Население планеты составляет примерно 6 млрд. человек, при этом численности
в 1 млрд. человечество достигло в первой четвери XIX в., 2 млрд. — к середине XX в.. Затем население Земного шара стало увеличиваться примерно на 1 млрд. каждые 11 лет, и, по оценкам экспертов, через пятьдесят лет
оно может достичь 9 млрд. 300 млн. человек.
При этом прирост населения осуществляется в основном за счет стран «бедного Юга». Увеличение численности проживающих на планете приводит к чрезмерному потреблению ресурсов; возрастание экономической активности приводит к дальнейшему загрязнению окружающей среды.
Слайд 14Одним из инструментов совместного решения международных проблем являются международные организации. Одна
из старейших организаций — Организация Объединенных Наций (ООН).
Еще в годы второй мировой войны появилась идея
о создании всемирной организации, которая, в отличие от неэффективной Лиги Наций, сможет обеспечить постоянную систему всеобщей безопасности.
Устав ООН был принят 25 июня, а подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско представителями 51-й страны.
В настоящее время членами ООН являются 192 государства.
ООН имеет сложную структуру, основными же ее органами являются: Генеральная Ассамблея (ГА ООН). Формально это высший орган ООН, в его состав входят все члены Организации. Выполняет совещательные и представительные функции.
Слайд 15 Совет Безопасности (СБ ООН). Состоит из 5 постоянных членов (Великобритания, Китай,
Россия как правопреемница СССР, США, Франция), а также 10 не- постоянных членов, которые избираются ГА ООН на двухлетний срок.
СБ ООН рассматривает любой спор или любую ситуацию, которые могут создать угрозу международной безопасности и дает рекомендации по их разрешению. Если
рекомендованные меры оказываются недостаточными, может
применяться военная сила.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Совет призван содействовать социальной и экономической стабильности и благополучию всех стран мира. В его состав входят 54 члена, в том числе 5 постоянных.
Слайд 16Треть состава обновляется ежегодно.
Совет по опеке. Данный орган должен был
организовывать управление территориями, находившимися при создании ООН под мандатами Лиги Наций. В 2000 г. миссия Совета была завершена, так как в мире больше не осталось колониальных и зависимых территорий.
Международный суд. В судебном порядке рассматривает споры между государствами, а также дает консультативные заключения по международно - правовым вопросам.
Секретариат ООН — административный орган, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом ООН, избирается ГА ООН по рекомендации СБ ООН. В 2006 г, Генеральным секретарем ООН был избран представитель Республики Корея Пан Гимун.
Слайд 17В структуре ООН существуют глобальные институты, они считаются специализированными организациями и
учреждениями ООН:
Всемирная метрологическая организация (ВМО),
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС),
Всемирный почтовый союз (ВПС),
Международная организация труда (МОТ),
Между- народный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ),
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
В систему ООН входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Слайд 18Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
в состав которой входят
56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки
Изначально данная организация, созданная в 1975 г. носила название Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
это был международный форум представителей 33-х европейских государств (в том числе СССР и других социалистических государств), а также США и Канады для укреплению безопасности в Европе.
В первой половине 1990-х гг. произошла трансформация форума в международную организацию. Спектр задач ОБСЕ расширился: распространением вооружений, урегулирование кризисных ситуаций, предотвращение возникновения конфликтов в регионе, защита прав человека, мониторинг выборов, контроль над развитием демократических институтов в регионе.
Государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения
ОБСЕ не носят юридически обязательного характера, но имеют
политическое значение.
Слайд 19Шанхайской организации сотрудничества
Решение о создании было принято в Шанхае в 2001
г. на встрече руководителей Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, направлена на борьбу с угрозами и вызовами безопасности и на экономическое сотрудничество между этими государствами.
Статус наблюдателя при ШОС предоставлен Индии, Ирану, Монголии и Пакистану.
К основным юридическим документам, определяющим направления развития ШОС, относятся: Хартия и Устав ШОС, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС), Декларация глав государств-членов ШОС, «Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС», «Ташкентская декларация», «Соглашение между членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков», «Положение о статусе наблюдателя» и др.
Ведущими государствами Шанхайской организации сотрудничества Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Их взаимодействие в рамках ШОС способствует стабилизации отношений в Центрально Азиатском регионе.
Слайд 20Организация создана с целью укрепления между государствами-членами доверия, дружбы , упрочения
мира, построения нового демократического, справедливого политического и экономического международного порядка, укрепления безопасности и стабильности в регионе.
ШОС базируется на принципах взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности, равноправия всех государств-участников.
Одним из приоритетных направлений является антитеррористическая деятельность ШОС.
Авторитет ШОС в мире возрастает.
Со стороны ряда стран и международных объединений выражается желание наладить контакты с ШОС.
Свой интерес к деятельности этой организации проявили такие государства, как Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, Япония и другие государства. Географическое расширение рамок ШОС может превратить организацию в важный институт обеспечения безопасности на азиатском континенте.
Слайд 21Процессы глобализации способствует появлению и нарастанию противоречий на региональном и локальном
уровнях.
В 1990-е гг. в научной литературе появляется термин глокализация, который используется для обозначения адаптации глобальных экономических процессов к местным условиям на основе традиций, присущих данному региону.
Другим следствием глобализации стало явление регионализации. анный феномен может проявляться как в создании экономических и политических региональных блоков и союзов, так и в стремлении сохранить политическую, экономическую и культурную идентичность.
Слайд 22Регионализация - это взаимодействие и приспособление национальных хозяйств разных стран, что
ведет к их постепенному экономическому слиянию. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней.
Торговые соглашения способствуют либерализации торговли внутри региона за счет снижения таможенных тарифов.
Зона свободной торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения по взаимной торговле. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник устанавливает собственные внешние тарифы в торговле с другими странами.
Таможенный союз, в рамках которого проводится единая внешнеторговая политика — участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Участники объединения теряют часть своего суверенитета.
Слайд 234. Формирование общего рынка, который предусматривает устранение ограничений на перемещение из
страны в страну различных факторов производства — капиталов, работников, информации.
5. Экономический союз, в рамках которого проводится единая экономическая и валютно-финансовая политика, а также создается система межгосударственного регулирования социально-экономических процессами.
6. Политический союз как высшая ступень региональной интеграции. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, однако пока не существует ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития.
Слайд 24Европейский союз
Предпосылками европейской интеграции стали близкие культурные и религиозные традиции стран
Западной Европы,
длительный исторический опыт развития хозяйственных связей,
итоги мировых войн, которые показали, что силовое противоборство приводит лишь к общему ослаблению региона,
геополитический фактор (начало холодной войны, раскол мира по блоковому принципу).
Начало западноевропейской интеграции положил
подписанный в 1951 г. и вступивший в силу в 1953 г. Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали.
В 1957 г. Был подписан, а в 1958 г. вступил в силу Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
С 1958 по 1968 гг. в Сообщество входили 6 стран —- Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
В 1973 г. в состав Европейского сообщества входят Дания, Ирландия и Великобритания. В 1979 г. - Греция, В 1986 — Испания и Португалия.
в период, с 1987 г. (когда был подписан Единый европейский акт) по 1992 г., происходит создание общего рынка.
Слайд 25Интеграционные процессы в Европе усилились после окончания холодной войны. Знаковым событием
стало подписание Маастрихтского договора в 1992 г., который установил цель: учреждение Европейского союза, создание единой валюты, введение гражданства ЕС, повышение роли наднациональных органов.
В 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция.
В 1999 г., согласно Шенгенской конвенции, был введен единый визовый режим.
В 2002 г. завершился переход на единую валюту — евро.
В 1990-е гг. начались переговоры о «расширении на восток» — приеме в ЕС стран Восточной Европы и Балтии.
В 2004 г. в ЕС вступили стразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. присоединились Болгария и Румыния.
Слайд 26На сегодняшний день ЕС в его состав входят 27
государств, общая численность
населения
которых составляет 490 млн. человек, а
Совокупный объем ВВП равняется 14 трлн.
долларам. Однако перед ЕС стоят новые вызовы:
выравнивание и сближение экономического уровня «старых» и «новых» стран- участниц,
формирование единой позиции по вопросам внешней политики,
обеспечение безопасности на региональном
уровне.
Слайд 27Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
В 1967 г. после подписания Бангкокской декларации
была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
В нее вошли 5 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
Целью данной было содействие региональному сотрудничеству, однако в первые годы главным побудительным мотивом функционирования АСЕАН был не экономический и военно-политический фактор.
Сегодня АСЕАН успешное экономическое интеграционное объединение.
В 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 г. — Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа.
На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
Слайд 28Интеграционные процессы в АСЕАН стали развиваться более интенсивно после Азиатского кризиса
1997 г. Было принято решение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН.
На первом этапе в нее вошли страны шестерки членов АСЕАН.
Соглашение о Зоне свободной торговли АСЕАН вступило в силу 1 января 2002 г. Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд договорились о снижении тарифов по 85% товаров.
В 2015 г. меры по снижению тарифов будут предприняты остальными странами-участницами АСЕАН.
Однако интеграционные процессы усилились не только внутри самой ассоциации: в конце 1990-х гг. усилилось экономическое сотрудничество между странами АСЕАН, с одной стороны, и Китаем, Японией и Республикой Корея, с другой. Этот механизм сотрудничества получил название «десять плюс три».
В начале 2000-х гг. появилась новая формула: «десять плюс один», в рамках которой Китай и страны АСЕАН создают совместную Зону свободной торговли.
Слайд 29В настоящее время в станах-участницах АСЕАН проживает более 580 млн. человек,
совокупный объем ВВП оценивается в 2,75 трлн. долларов.
В 2007 г. интеграционному объединению АСЕАН исполнилось 40 лет. На юбилейной встрече в Сингапуре лидеры стран-участниц приняли Хартию ассоциации и план экономического развития региона на период до 2015 г., согласно которому в ближайшие годы в Юго - Восточной Азии будет создано единое экономическое и социально-культурное пространство.
Слайд 30Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС
В 1989 г., на 1-й конференции
министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско - Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Дж. Хоука был создан АТЭС.
В него вошли 6 стран - участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада.
Сейчас АТЭС объединяет 19 стран и 2 территории АТР: десять стран-участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Бруней Мьянма, Лаос и Камбоджа), Японию, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду, КНР, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, РФ, Гонконг и Тайвань.
Слайд 31АТЭС образован как свободный консультативный форум.
Формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав
государств и правительств, встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров.
В АТЭС действует институт председателя, функции которого осуществляет страна-организатор саммита.
Выполнение административно- технических задач возложено на секретариат Форума, находящийся в Сингапуре.
На первой встрече в Канберре были определены цели и принципы работы форума. Его участники договорились о том, что:
АТЭС должен поддерживать режим свободной торговли и не превращаться в закрытый торговый блок;
АТЭС — экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества с целью дальнейшей либерализации торговли;
региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно, путем переговоров на равноправной основе.
Слайд 32В 2007 г., в Сиднее, состоялся юбилейный, 15-й саммит глав государств
- участниц АТЭС. В итоговой декларации было отмечено, что к 2030 г. Страны - участницы сократят выброс парниковых газов на 25%, произойдет либерализация экономик, а также будет усилено взаимодействие в борьбе с терроризмом. Важным итогом для Российской Федерации стало решение о том, что в 2032 г. саммит АТЭС пройдет во Владивостоке.
Слайд 33Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).
Договор о создании между Канадой, Мексикой
и США был подписан в
1992 г., вступил в действие в 1994 г. Основными целями НАФТА,
официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:
Снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг.
Значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах- членах соглашения.
Установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли.
Обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран.
Создание базы для будущего трѐхстороннего, регионального и международного сотрудничества в целях расширения и улучшения Соглашения.
Слайд 34Интеграционные процессы в НАФТА, должны идти по образцу европейской интеграции: создание
общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, в конечном итоге — сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного механизма трех стран.
Однако следует отметить асимметричность взаимопроницаемости 3 экономик: взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности.
Другая проблема заключается в неравномерности развития экономик США и Канады, с одной стороны, и Мексики, с другой. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой — 4,1 раза. Эти факторы во многом обуславливают то обстоятельство, что единственным экономическим центром силы в данной интеграционной группировке является США.
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную Зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 трлн. долларов.
Слайд 35Крупная интеграционная группировка существует и в Латинской Америке. МЕРКОСУР (Южноамериканский общий
рынок).
В 1960-х гг. в Южной Америке впервые заговорили о создании Зоны свободной торговли, однако интеграционные процессы активизировались лишь в 1980-х гг.
В марте 1991 г. между Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем был подписан четырехсторонний договор о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР.
Окончательно торговый блок оформился лишь к 1995 г.
В 2006 г. к интеграционному объединению присоединилась Венесуэла.
Также в качестве ассоциированных членов в него входят Чили, Боливия, Эквадор, Колумбия и Перу.
В настоящее время МЕРКОСУР объединяет страны с общим населением 250 млн. человек, на долю которых приходится 75% совокупного ВВП Южной Америки.