Слайд 1Экономическое развитие
в XIX-начале XX века
ПЛАН УРОКА:
1. Промышленная революция XIX в.
2.
Особенности капитализма
XIX в.- начала XX в.
3. Факторы развития сельского хозяйства
4. Развитие торговли
Слайд 21. Промышленная революция в XIX в.
Промышленная революция второй половина XVIII в.
представляла собой радикальный технический переворот, но первоначально в масштабах одной страны - Англии и с относительно скромным влиянием на экономику.
Слайд 3В XIX в. промышленная революция охватывает уже целые континенты и принимает
форму индустриализации, постепенно превращая крупную промышленность в основу экономики.
(лидерами в этом процессе выступают страны Западной Европы и США, постепенно к ним приблизилась Россия
и другие европейские страны).
Слайд 4На начальном этапе промышленной революции ведущую роль из-за невысоких затрат на
оборудование
и широкого рынка сбыта готовой продукции играла
текстильная промышленность.
Слайд 5С 30-40гг. XIXв. главенствующую роль в промышленной революции заняли
уголь и
чугун, спрос на которое рос в связи с увеличением количества паровых машин и начала строительства железных дорог.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: вслед за текстильной отраслью промышленная революция пришла в черную металлургию.
Слайд 6Железная дорога была самым технически сложным сооружением своего времени, требовавшим создание
множества новых машин и механизмов (паровоз, оборудования депо и т.д.).
Все это способствовало развитию машиностроения как самостоятельной отрасли экономики.
Слайд 7Строительство железных дорог стало важнейшей частью транспортной революции (30-70гг. XIXв.)
Первая железная
дорога между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном
(39км) – 1825г. (Дж. Стефенсоном).
Железнодорожные ветки строятся в США (1830), Франции (1832). В германских государствах и России в 1835 и 1837.
Слайд 8Самой длинной в мире железной дорогой была русская Транссибирская магистраль (1891-1916)
Слайд 9Р. Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход.
Огромную роль в ускорении морских перевозок
сыграло прорытие Суэцкого (1869)
и Панамского (1913) каналов.
Слайд 10В 1873г. фр.писатель Ж.Верн опубликовал роман «Вокруг света за 80 дней».
В
1889г. Одна американская журналистка, купив билеты на рейсовые виды транспорта объехала мир за 72 дня
и 6 часов.
Слайд 11
2. Особенности капитализма XIX в.-начала XX в.
Найдите в тексте и запишите
следующие термины (стр.9-10): капитал, капиталист, акционерные общества, акции, биржа, банковский кредит, завод, стандартизация, разделение труда.
Слайд 12Неравномерность
экономического развития
Промышленная революция принесла не только ускорение темпов экономического роста,
но и изменение его качества (до нее рост был экстенсивным, новый вариант роста является интенсивным) (см. стр. 10);
также происходит трансформация самой экономической системы: сельскохозяйственный сектор все более сдавал свои позиции (см. стр. 10).
Промышленное развитие было неравномерным: в международном, региональном и отраслевом (см. стр.11).
Слайд 13Подъемы и кризисы
Кризисы «старого типа», исходили из аграрного сектора и чаще
всего порождались неблагоприятными природными условиями
(послед. середина века)
Слайд 15Новые кризисы рождала финансово-промышленная сфера, связанная с внутренней логиков развития промышленного
капитализма.
В 1873 году произошел мировой экономический кризис,
после чего началось ограничение свободы конкуренции.
Внутри стран свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря монополизации (стр.12).
Слайд 16Монополизация – появление крупных корпораций, стремившихся монопольно (единолично) диктовать условия в
отдельных отраслях.
Картели, синдикаты, тресты – объединение предпринимателей.
Слайд 173. Факторы развития сельского хозяйства
Слайд 194. Развитие торговли
Транспортная революция невероятно ускорила, упростила и удешевила любые перевозки
товаров. Это привело к созданию единого рынка в отдельных странах и складывания мирового рынка.
Термины: фритред (идея свободной торговли), протекционизм (защита своих рынков с помощью высоких таможенных пошлин).
(стр. 13)