Слайд 1Русская архитектура XVIII века
Левшиной Анастасии
8б
Слайд 2Архитектура 18 века в России
18 век в архитектуре и градостроительстве России
считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
Слайд 3Первая треть 18 века. Барокко
В стиле петровское барокко в основном проектировались
здания в новой российской столице Санкт-Петербурге. Архитектуре петровского времени свойственны простота строений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов, что представляло собой разрыв с византийскими традициями, которые преобладали в российской архитектуре почти 700 лет.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон (1679-1719) – французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 г. главный архитектор Санкт-Петербурга; Доменико Трезини (1670-1734) – архитектор и инженер, родившийся в Швейцарии итальянец. С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, его ученик – Михаил Земцов, приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини. Андреас Шлютер (1660-1714) – немецкий скульптор и архитектор, представитель раннего барокко в Германии. Дж. М. Фонтана (1670-1712) – российский архитектор итальянского происхождения. Известен своими работами в стиле барокко в Санкт-Петербурге и Москве. Николо Микетти (1675-1759) – итальянский архитектор, работавший в Риме и Санкт-Петербурге. В 1719-1723 гг. был главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах. Г. Маттарнови (?-1719) – немецкий архитектор и скульптор, работавший в Санкт-Петербурге. Составил проект планировки Адмиралтейской стороны. Из его оригинальных проектов сохранилось лишь здание Кунсткамеры и фрагмент Зимнего дворца.
Все эти архитекторы прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из них вносил в облик сооружаемых зданий традиции той архитектурной школы, которую он представлял.
Петровское барокко в основном связано с архитектурным обликом Петербурга. Но ещё до начала планомерной застройки новой столицы в Москве были возведены здания, которые можно считать прообразом петровского барокко. Например, Лефортовский дворец (1698).
Слайд 4Середина 18 века. Барокко и рококо
Русское рококо вошло в моду в
годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй
Слайд 5Конец 18 века. Классицизм
В архитектуре России классицизм проявил себя в период,
начиная с конца 18 века и, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры.
Наиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. Это дом Пашкова на Ваганьковском холме напротив Кремля, дом Юшкова в Москве на углу Мясницкой улицы, Михайловский замок работы Баженова, здание сената в Кремле, Петровский дворец проекта Казакова, Таврический дворец в Петербурге работы Старова. В стиле классицизм построено здание Академии наук, а также Смольного института в Петербурге по проекту архитектора Дж. Кварнеги, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина на Фонтанке и некоторые другие работы архитектора Н.Львова. В этот же период под руководством архитектора Ч. Камерона в Царском селе к дворцу был добавлен целый комплекс в стиле классицизм, состоящий из висячего сада, Камероновой галереи и Агатовых комнат, согласно его же проекту был выстроен также дворцово-парковый комплекс в Павловске.