Слайд 2Песни у башкирского народа было бесценное богатство, в правдивость которого верил
каждый; богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе; богатство вдохновляющее, с верой в будущее, это –народная песня.
Слайд 3По своей тематике и содержанию старинные башкирские народные песни чрезвычайно богаты
и разнообразны. Можно сказать, что все или почти все они, по всей вероятности, созданы в период, охватывающий XVII – XIX века. Более древние песни (точнее – поэтические тексты песен) трудно установить: они просто не дошли до нас, а если и дошли, то в процессе различных изменений потеряли признаки конкретной эпохи, стали неузнаваемыми. Такое же явление наблюдается и в татарских песнях. Как справедливо заметил Г. Тукай, в песенном репертуаре татарского народа «нет ни одной песни, которую пели бы в языческие эпохи. Похоже, что все наши песни созданы после принятия ислама».
Слайд 4Характерными особенностями башкирской народной музыки являются органическая связь народных песен и
наигрышей с преданиями и легендами, преобладающая сольная традиция, импровизационность, высокая исполнительская культура, формировавшаяся в условиях состязательности и функционирования школы сэсэнов, создание авторских произведений народными музыкантами.
Слайд 5Предания.
В преданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается
история народа, его быт нравы, обычаи, а вместе с тем проявляются его воззрения. Основу космогонических легенд составляют сюжеты о небесных светилах. Они сохранили черты очень древних мифологических представлений об их связи с животными и людьми земного происхождения. Так, например, согласно легендам, пятна на Луне – вечно гонящиеся друг за другом косули и волк; созвездие Большая Медведица – семь девушек-красавиц, которые при виде царя дэвов в испуге прыгнули на вершину горы и оказались на Небе.
Слайд 6Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке.
В отличие
от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица.
Слайд 7Кукушка.
Кэкук – так звали сына водяного царя. Однажды, выйдя на сушу,
он женился на дочери одного царя. По истечении некоторого времени совместной жизни он сказал царевне: «Хочу повидать своих родителей», погрузился в водную стихию и больше не появился. В тоске и печали бродила девушка по берегу.
Как-то, расчесывая свои волосы, загадала про себя царская дочь: «Если он не вернется, нечего и мне жить на свете, лучше бы обернуться и птицей улететь». И желание ее исполнилось – превратилась она в птицу и упорхнула невесть куда. Произошло это так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась незаплетенной.
Говорят, потому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз.
Жизнь молодой женщины прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Оттого кукушку называют печальной птицей. Она и поныне кличет своего супруга: «Кэк-кук».
Слайд 8Как возникли Луна и Уральские горы
Давно, очень-очень давно на небе было
два солнца. И вот эти-то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от того люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: "Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще половину своего состояния". Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто бы не услышал оран – клич бая.
После этого на кочевке бая стали собираться самые меткие стрелки-мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: "Кому нужна такая ваша меткость?" Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки – все вокруг так и зазвенело да загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки. А в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив, и дальше полетела. "Ай! Ах!" –только и аукнулся внизу весь народ на кочевке бая.
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая – упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разломе солнца закричали "Ай!", одну часть расколотого солнца стали называть "ай", что означает Луна. Гору, которая образовывалась из второй половины, в честь егета-мэргэна стали называть "Урал-тау".