Слайд 1@ Кузнецов Никита, 14 лет
Руководитель: Антонова С.Ю.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Слайд 9для гонимой Русской Церкви 20-х–30-х года она стала
зримым воплощением Евангелия.
Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Просто носила передачи – изо дня в день, из года в год. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям,
не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены.
Тратила на это почти все, что зарабатывала сама,
и побуждала делать то же других христиан.
И в этом заключалось христианство Татьяны Николаевны.
Настоящая любовь, которая, по слову апостола Павла,
«не ищет своего»..
Слайд 10Вот, совсем не боялась
«Я знала, надев крест…: опять пойду (помогать заключенным
и сама в тюрьму .). За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью», — писала подруге мученица Татиана Гримблит в 1937 г. За спиной стояли сотрудники НКВД. Ее должны были увезти и дали возможность предупредить мать через подругу.
Она начала помогать тем, кто попал в тюрьмы за веру еще во время т.н. Красного террора в Гражданскую войну, а сама была расстреляна на Бутовском полигоне во время Большого террора 1937 г.
Многие опасались принимать у себя дома «врагов народа». Известен случай, когда арестованного священника ОГПУ-шники по дороге в город провезли на подводе через два села, и никто не решился взять его на ночлег. А мученица Татьяна, наоборот, при встрече с отсидевшим по политической 58-й статье зеком могла уступить освободившемуся свою комнату. А уж о вещах и деньгах говорить нечего: шестнадцать лет одинокая женщина тратила практически всю свою зарплату воспитательницы детского приюта на продукты и вещи для заключенных. И политических, и уголовных.
Слайд 11Из протокола допроса Татьяны Николаевны Гримблит после второго ареста 6 мая
1925 г.:
«С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами.
Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю.
В Александровском централе я оказывала помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову), Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения».
Слайд 12Архиепископ Аверкий (Кедров) из ссылки писал Татьяне Николаевне:
«Получил Ваше закрытое письмо,
а вслед за ним открытку.
За то и другое приношу Вам сердечную благодарность.
Слава Богу,
они по-прежнему полны бодрости и света,
крепкой веры и твёрдого упования на промыслительную
десницу Всевышнего.
Слава Богу! Да никогда не иссякнет и не умалится в душе
Вашей этот живоносный источник,
который так облегчает здесь на земле восприятие жизненных невзгод,
несчастий, ударов, неудач и разочарований.
Не длинен ещё пройденный путь Вашей благословенной от Господа жизни,
а между тем сколько бурь пронеслось над Вашей главой.
И не только над головой: как острое оружие они прошли и через Ваше сердце.
Но не поколебали его и не сдвинули его с краеугольного камня –
скалы, на которой оно покоится, – я разумею Христа Спасителя».
Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря:
Слайд 13"Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как
Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, - был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию - своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас - Божий дар. Вы - по милости Божией - поняли, что высшее счастье здесь - это любить людей и помогать им. И Вы, слабенькая, бедненькая - с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: "Сила Моя в немощи совершается". Дай, Господи, Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро. Трогательна и Ваша повесть о болезни и дальнейших похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь (имеется в виду арест и заключение), изучили медицину и теперь, работая на поприще лечения больных, страждущих, одновременно и маленькие средства будете зарабатывать, необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей святой работой сколько слез утрете, сколько страданий облегчите..."
Слайд 14После допроса мученицы в качестве свидетелей вызвали сослуживцев – врача, медсестру
и бухгалтеров. Вот одно из показаний:
«Мне известно, что Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больным беседы на религиозные темы».
На вопрос о нательном кресте мученица неоднократно отвечала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно».
«Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек, ставившая религию выше всего. В день Преображения Гримблит в разговоре со мной сказала: «Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню, как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в церковь, отдохнёшь, и работа спорится лучше, а теперь нет никакого различия, но придёт время, Господь покарает и за всё спросит». Мне также приходилось часто от Гримблит слышать слова: «Придёт всё же время, когда тот, кто не верует, будет после каяться и пострадает за это, как страдаем в данное время мы, верующие». Кроме того, Гримблит использовала своё служебное положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: «С Господом Богом». И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты».
«Относительно воспитания детей в настоящее время Гримблит неоднократно говорила: «Что хорошего можно ожидать от теперешних детей в будущем, когда их родители сами не веруют и детям запрещают веровать». И, упрекая родителей, говорила: «Как вы от Бога ни отворачиваетесь, рано или поздно Он за всё спросит».
Слайд 15Из допроса Татьяны Николаевны Гримблит:
- Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя
виновной в ведении вами антисоветской агитации за время служения в Константиновской больнице?
- Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: "Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок", я предпочитаю поскромнее одеваться, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них.
- Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа?
Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религии я не скрывала... После допросов Татьяна была помещена в тюрьму в Загорске. Ей были предъявлены абсурдные обвинения в антисоветской агитации и сознательном умерщвлении больных. 6 сентября 1937 года Тройка НКВД по Московской обл. приговорила Татьяну по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу за "антисоветскую агитацию, помощь заключенным, религиозные разговоры".
Слайд 16Не отвержи мене от лица Твоего…» Умоляю, мой Бог справедливый: Успокой
мое сердце: не жду ничего Я от жизни земной, прихотливой. Мне не радость
сулит эта жизнь на земле, Я решила идти за Тобой, И в награду за то, что служу Красоте, Мир покроет меня клеветой. Но во имя Твое все готова
терпеть, Пусть я только лишь горе найду. За Тебя, мой Господь, я хочу умереть, За Тебя на страданья пойду. Мир не понял меня, и над скорбью святой, Что
в своей затаила груди, Посмеется шутя и, смеясь над Тобой, Приготовит мне крест впереди. Но готова служить всей душою Тебе, Пусть враги мне родные мои; Утиши
мою скорбь, мир усталой душе Посылай в наши тяжкие дни. Пусть осудят меня, и не будет друзей, Я с Тобою останусь одна, — Только будь неразлучен с душою моей,
Помоги выпить чашу до дна. Я отраду нашла у Креста Твоего, И уж в мире от мира ушла, Мой душевный покой отдала за Него, Много слез в тишине пролила Не
слезами, а кровью я раны Твои, Мой Спаситель, готова омыть. Я хочу, чтоб скорее настали те дни. Мне бы жизнь за Тебя положить.
1922 год