Слайд 1Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность обучающихся на уроках истории
Учитель
истории Митьково-Качкарской общеобразовательной школы I-II ступеней администрации Новоазовского района
Переварюха Любовь Ивановна
Слайд 2Ни один завоеватель, ни один государственный деятель
не может изменить сущность масс.
Но
учитель может совершить больше:
он может создать новое воображение
и раскрыть творческие способности человека.
Н. Рерих
Слайд 3Задача современной школы может быть сформулирована так: достижение новых образовательных результатов,
изменение личностных ресурсов, использование полученных и усвоенных компетенций при решении значимых для личности и общества проблем.
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Развивать творческую инициативу ученика, воспитывать в нем уверенность в себе, потребность осознавать, что в основе успешной будущей профессиональной деятельности - творческое начало – одна из важнейших задач деятельности учителя.
Слайд 4В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а
приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта.
Учитель должен хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.
Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Как учитель предметник, как руководитель школьной краеведческой комнаты:
Воспитываю интерес к предмету
Применяю инновационные технологии
Предлагаю создавать учебные проекты
Участвую в семинарах, вебинарах
Провожу классные и школьные мероприятия, посвященные важным историческим датам
Слайд 5 Применяю ИКТ как необходимый инструмент практически любой
деятельности
Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее.
Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Эксперты давно заметили связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти.
Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети.
Считаю, что сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Но, стараюсь, чтобы всем моим ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.
Слайд 6Использую презентации
Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания
этого урока, от цели, которая ставится на уроке. Презентации применяются при освоении нового материала, закреплении изученного материала, контроле знаний.
При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. На уроках истории и обществознания мною были подготовлены и использованы следующие презентации:
Культура эпохи Возрождения
Культура Древнего Египта
«Путешествие в мир старинных вещей»
Экскурсия ко Дню Победы
Слайд 7.
Использование презентаций позволяет оптимизировать затраты ресурсов обучаемых, преподавателя и должно быть
ориентировано на увеличение доли самостоятельной интеллектуальной работы обучаемых. Одна из задач презентации - создать мотивацию. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения
Слайд 8Использую метод проекта, как на уроке, так и во внеурочное время
Особый
интерес у подростков вызывает проектная деятельность. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия.
Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся.
Слайд 9Неоспоримые плюсы метода проектов:
он развивает познавательный интерес;
ребята используют различные формы работы:
дискуссии, изучение литературы, сбор информации и т.п.;
в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
знания находят практическое применение;
устанавливается связь с жизненным опытом детей;
в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
Слайд 10 Как руководитель школьной краеведческой комнаты, применяю метод музейной педагогики
Музейная педагогика, пришедшая
в школу, является большим помощником для учителя в разрешении многих воспитательных и образовательных проблем: уроки, проведенные в музее, развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний и потребность в глубоком познании окружающего мира.
Изучение содержания музейной экспозиции, человеческих судеб формирует у школьников интерес к историческому прошлому страны, села, семьи, развивает познавательную и творческую активность обучающихся, гражданские качества, патриотическое отношение к Родине, организует личностно-ориентированное воспитание в результате участия в социально-значимой деятельности.
Слайд 11Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь
в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Слайд 12Задача современной школы может быть сформулирована как достижение новых образовательных результатов,
которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем. В любой предметной области может быть выделен информационный аспект, выявлены виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, способствует формированию общеучебных умений и навыков. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся.
.
Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Технологическая деятельность обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.
Слайд 13Учитель! Он всегда в дороге…
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске,
тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвется в высь;
Не счесть, пожалуй. Сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Слайд 14Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то. Что преподаешь. И любить
тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Слайд 15 Спасибо за внимание
Творческих Вам успехов!