Презентация, доклад Метапредметный урок истории.

Метапредметные уроки 1. На метапредметном уроке осуществляется интеграция истории с литературой, географией, экономикой, философией т.д. Это позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки истории с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.2. Метапредметный подход в

Слайд 1Метапредметный подход на уроках истории
Выступление на методическом заседании учителей истории и

обществознания 27.08.2019.
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 1 имени М. И. Калинина Старова А. Н.
Метапредметный подход на уроках историиВыступление на методическом заседании учителей истории и обществознания 27.08.2019.учитель истории и обществознания МБОУ

Слайд 2Метапредметные уроки
1. На метапредметном уроке осуществляется интеграция истории с литературой,

географией, экономикой, философией т.д. Это позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки истории с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.

2. Метапредметный подход в обучении является одним из основных требований ФГОС второго поколения. « Школа должна в первую очередь учить детей мыслить- причем всех детей, без исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей…» В.В. Давыдов
Метапредметные уроки 1. На метапредметном уроке осуществляется интеграция истории с литературой, географией, экономикой, философией т.д. Это позволяет

Слайд 3Признаки метапредметного урока
Формирование целостной картины мира;
Самостоятельная учебная деятельность;
Взаимосвязь и

взаимообусловленность теории и практики;
Наличие основополагающих проблемных и учебных вопросов;
Организация внеурочной деятельности учащихся

Усвоение любого материала происходит в процесс решения практической задачи, познавательной проблемной ситуации;
Учащийся осмысляет во время урока использование содержания урока в жизни;
Исследовательская , поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.

Признаки метапредметного   урокаФормирование целостной картины мира;Самостоятельная учебная деятельность;Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики;Наличие основополагающих проблемных

Слайд 4Метапредметный подход на уроках истории и обществознания
С точки зрения содержательности ,

метапредметность- это особый способ содержательной интеграции предмета с другими предметами.
Так, когда мы на уроке обществознания изучаем глобальные проблемы человечества, мы выходим за рамки одного учебного предмета и так или иначе затрагиваем темы в области биологии (проблема устойчивого развития), экологии (разрушение азонового слоя), физики(проблема контроля над производством ядерного сырья), экономики ( проблема неравномерного распределения ресурсов) и т. д. Учитель и ученик должны учиться видеть пересечение проблем в области разных предметных дисциплин.
На основе содержательной метапредметной интеграции формируется системное понятийное мышление учащихся. метод получения информации в данном случае, должен быть системно- деятельностным.
Эффективным способом реализации метапредметной интеграции могут стать интегрированные уроки.
Приведем пример:



Метапредметный подход на уроках истории и обществознанияС точки зрения содержательности , метапредметность- это особый способ содержательной интеграции

Слайд 5Тема : «Повседневная жизнь и быт основных слоев населения страны во

в пореформенный период второй половины XIX в. »

План:
1. Сохранение сословности российского общества во 2-й половине XIX века.
2.Повседневная жизнь и быт дворянства .
3. Повседневная жизнь и быт мещан и рабочих.
4. Быт крестьян .

1. Вопрос к учащимся для повторения терминологии, (которая также изучается на обществознании): какая наука изучает проблемы социального расслоения? (учащиеся отвечают, что это социология)
Чем сословная система отличается от классовой( ответы учащихся)
На доске начерчена схема сословного деления русского общества во второй половине XIX столетия. На которой показаны, наряду с сословиями, появившиеся после отмены крепостного права , социальные классы (буржуазия и рабочие)



Тема : «Повседневная жизнь и быт основных слоев населения страны во в пореформенный период второй половины XIX

Слайд 6Структура российского общества во второй половине XIX века
Сословия
классы
1. Дворяне. (Высшее сословие

, часть дворян была помещиками, часть находилась на государственной службе)
2. Купечество. ( 3 гильдии, торговое сословие)
3. Духовенство. (священнослужители)
4. Мещане. ( небогатые городские жители
5. Крестьяне.( сельские обыватели)

1. Буржуазия. (Новый социальный класс развивающегося капиталистического общества).
2. Пролетариат. (Рабочие на заводах и фабриках).

Структура российского общества во второй половине XIX векаСословияклассы1. Дворяне. (Высшее сословие , часть дворян была помещиками, часть

Слайд 7Задание 25.
Разобрав схему, можно предложить учащимся решить одно из заданий ЕГЭ.

25.

Используя обществоведческие знания 1) раскройте смысл понятия «социальное неравенство»;
2) составьте 2 предложения- одно предложение, содержащее информацию о негативном влиянии социального неравенства на общественные отношения;
- одно- раскрывающее причины социального неравенства.
В правильном ответе могут быть указаны:
Социальное неравенство-ситуация при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии и обладают не равными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Социальное неравенство ведет к возникновению социальных конфликтов, росту социального напряжения.
Причинами возникновения социального неравенства является выполнение людьми качественно неравных видов труда, в разной степени удовлетворяющих общественные потребности.
Задание 25.Разобрав схему, можно предложить учащимся решить одно из заданий ЕГЭ.25. Используя обществоведческие знания 1) раскройте смысл

Слайд 8Руководствуясь тем, что достаточно точную и информацию об эпохе можно прочитать

у современников этой эпохи, для изучения вопросов 2-4 я предложим учащимся познакомиться с повседневной жизнью дворян и крестьян при помощи хорошо известных им литературных героев из произведений классиков «Золотого века» русской литературы И.С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

1. «Отцы и дети» 1860-1861 гг. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.
2. «Кому на Руси жить хорошо»1866-1876 гг. Семь мужиков.

На доску выводятся слайды для чтения цитат из произведений. На первом слайде описана повседневность и быт дворян второй половины XIX столетия, а так же взгляды на эту жизнь со стороны представитель новой интеллигенции. На второй , быт и настроение крестьян после отмены крепостного права .(Учащиеся, прочитав текст на доске, ищут аналогичное описание жизни сословий в учебнике истории).
Руководствуясь тем, что достаточно точную и информацию об эпохе можно прочитать у современников этой эпохи, для изучения

Слайд 9Рассматриваемый период, это эпоха правления Александра II( 1855-1881 гг.) И александра

III (1881-1894 гг.)

Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в “Евгении Онегине”, у Гончарова в “Обломове”, у Тургенева в “Дворянском гнезде” и, конечно, в “Отцах и детях”. 
В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова. (Помещик из старых дворян)Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, служб и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек.
Самое скромное и бедненькое имение в “Отцах и детях” — у Василия Ивановича Базарова. Оно даже принадлежит не столько ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала небольшая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шестью маленькими комнатками, флигель же служил баней. Мужики в этой деревне были немного распущены, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей. 
Несмотря на столкновение разных позиций характерных этому периоду (либеральных и радикальных), в образе жизни и быте дворян много общего. Иностранные туалеты, поездки за границу, любовь к хорошей еде и питью, выходы в свет... А вот цели и взгляды на мир разные. Для Базарова главное труд и учение, для Кирсанова- уют и спокойствие.


Рассматриваемый период, это эпоха правления Александра II( 1855-1881 гг.) И александра III (1881-1894 гг.)Описание дворянской усадьбы мы

Слайд 10Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом — по барину,
Другим — по

мужику
Распалась цепь великая,Распалась и ударилаОдним концом — по барину,Другим — по мужику

Слайд 11Крестьяне в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Семеро главных героев

- это временнообязанные крестьяне, то есть бывшие крепостные крестьяне, получившие относительную свободу после отмены крепостного права в 1861 г.
Мы мужики степенные, Из временнообязанных..." Крестьяне в течение 49 лет должны были оплатить ссуду государству -выкупные платежи. А в течение 9 лет с 1861 года находились во временнообязанном состоянии( не могли покинуть помещика).
Жизнь крестьян не слишком изменилась после реформы, получив личную свободу, возможности покинуть помещичьи земли не было. Крестьяне жили в избах в одну комнату, топили избы по- черному, сытость крестьянской семьи зависела от урожая и .т.д.
-Крестьяне были не грамотны: "
..Хоть люди вы почтенные, Однако не ученые, Как с вами говорить?.."
- Бедные мужики-крестьяне носили старую одежду - армяки, лапти, шапки: "...одежу старую На нас заворожи!.." "...Чтоб армяки мужицкие Носились, не сносилися!.." "...Чтоб липовые лапотки Служили, не разбилися..." "...Не прели бы онученьки…
Досуг крестьянина – это ярмарки .» Хмельно, горласто, прзднично, пестро, красно кругом! Жилетки полосатые, рубахи всех цветов; На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!»
-Пища крестьян не отличалась разнообразием.: "...Кабы нам только хлебушка По полупуду в день..." (полпуда – это 8 кг) "...Да утром бы огурчиков Соленых по десяточку…" "...в полдень бы по жбанчику Холодного кваску..." (жбан – сосуд в виде кувшина) "...вечером по чайничку Горячего чайку..."
Умение хорошо работать, не лениться характерна крестьянскому сословию
Как станем завтра – к вечеру Всю рожь твою сожнем!.." "...Давно мы не работали, "...Проснулась, разгорелася Привычка позабытая К труду!..»
Некрасов подводит итог поискам своих героев, формулируя эталон народного счастья. Это не богатство, а достаток, которого можно достичь честным трудом. Это радостный труд на благо семьи и народа. Это чистая совесть, уважительное отношение к людям, сострадание и любовь.



Крестьяне в поэме

Слайд 12Закрепление материала
Задание 4. Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами

по условиям реформы 1861 г.в рассрочку на 49 лет, для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю __________
Задание 4. Торговое сословие в России, разделявшееся в зависимости от размера торгового капитала на три гильдии _____________
Задание 23. В ходе крестьянской реформы 1861г. помещики должны были получить крупные суммы за выкупаемую у них землю, которые, предполагалось направить на развитие их хозяйств. Однако во второй половине XIX- начале XX в. помещичье землевладение приходит в упадок и происходит массовое разорение помещиков, их землевладение сокращается. Приведите не менее трех объяснений массовому разорению помещичьих хозяйств и сокращению их землевладения.
Неспособность большинства помещиков перестроить ведения хозяйства с крепостнической на новую систему, включиться в капиталистические отношения.
Многие помещики растратили полученные после реформы суммы (путешествия, роскошь)
Помещики столкнулись с упорным сопротивлением крестьян , не признавши условия реформы 1861 года, что вело к урону для помещичьих хозяйств.
Помещики, получили меньше денег , чем рассчитывали , так как из выкупных платежей высчитывались долги помещиков перед государством.



Закрепление материала Задание 4. Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям реформы 1861 г.в рассрочку

Слайд 13В результате использования метапредметного способа проведения урока учащиеся:
Проведут взаимосвязь между историей

обществознанием и литературой.
2) Узнают новые понятия ( или повторят): временнообязанные крестьяне, выкупной платеж, гильдии, пролетариат, буржуазия, разночинец, Золотой век и т. д.
Научатся сравнивать исторический и художественный текст и добывать нужную информацию в обоих.
При подготовке к ЕГЭ , умение работать с художественным текстом, поможет лучше справиться с заданиями 20 и 22.


В результате использования метапредметного способа проведения урока учащиеся:Проведут взаимосвязь между историей обществознанием и литературой.2) Узнают новые понятия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть