Слайд 1 Культура Руси
во второй половине XIII-XV вв.
Рождение русской культуры.
Слайд 2Цель урока:
Показать , что русская культура, наследница культуры Киевской Руси, складывается
к XV в.в рамках единого, независимого государства –Московского княжества
Слайд 3ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА 1240 г. - КОНЦА XV в
Поступательное развитие русской культуры было приостановлено в результате нашествия монголо-татарских полчищ на Русь и установления ига Золотой Орды, вызвавших разрушения, гибель памятников, исчезновение мастеров, погибших или уведенных в плен.
Практически все культурные центры были разрушены в ходе монголо-татарского нашествия, исключение составили Новгород, Псков и Смоленск.
Однако, хотя эти города избежали разрушений, положение их было не менее тяжелым, т.к. были разрушены исторически сложившиеся связи между русскими землями и общее экономическое положение в стране не позволяло осуществлять дальнейшее развитие.
М.Грек Успение
Слайд 4 Возрождение русской культуры начинается в XIV в., с возвышением Москвы.
В период правления Ивана Калиты (1325-1340) роль Москвы как центра объединения русских земель еще более усилилась.
Событием, оказавшим решающее значение для возрождения национального самосознания, а, следовательно, послужившим толчком для развития культуры, стала Куликовская битва (1380).
Москва к концу XV в. стала политическим, религиозным, культурным центром, где формировались новые духовные ценности, эстетические представления.
Этому способствовало окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига, перенос в Москву центра православного мира, после того, как в 1453 г.
Константинополь был завоеван турками-сельджуками, а также женитьба великого князя московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог.
Слайд 5Литература в XIII - XV вв. приобрела особое значение, т.к. возросла
ее роль в воспитании нравственных и патриотических чувств в трудное для страны время,
кроме того она отражала происходящие события и концентрировала основные тенденции дальнейшего развития.
Основной темой литературы стал патриотизм; прославление мужества, верности долгу, былого величия русских князей и княжеств.
В литературе подчеркивалась необходимость сильной княжеской власти, осуждались распри.
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 6Летописание в период ордынского ига не прерывалось лишь в Новгороде. В
других городах его развитие было приостановлено, но не исчезло полностью, продолжая существовать даже в самые тяжелые периоды монголо-татарского ига.
В начале XIV в. создались новые центры, в том числе Москва. В 1408 г. была составлена Троицкая летопись - общерусский летописный свод, в 1480 г. - Московский летописный свод.
Отражая основные события, происходящие в русском государстве, летописи обосновывали историческую роль Москвы в процессе объединения земель.
XV век - период расцвета русского летописания, когда создавались летописные своды, для которых местные летописи редактировались в зависимости от политических интересов.
Ослепление
Василия Темного.
Миниатюра
летописи
Слайд 7Исторические повести переживали период расцвета, чему способствует обстановка того времени.
Это
было обусловлено потребностью людей в прославление героического прошлого и отдельных личностей.
Тем самым определялось место и значение современных событий.
Такие сочинения как Повесть о разорении Рязани Батыем, О битве на Калке, Повесть о Щелкане, об Александре Невском хотя и повествовали о трагических событиях русской истории, но убедительно показывали, что народ не сломлен и герои всегда вставали на его защиту.
Победа на Куликовом поле была поэтически воспета в Сказании о Мамаевом побоище, О побоище на Дону, Задонщине Софония Рязанца.
Куликовская битва
Слайд 8Житийная литература (Агиография) данного периода представлена житиями не только подвижников церкви,
но и государственных деятелей. Это сближало данный жанр с историко-героическими произведениями.
- Повесть о житии Александра Невского (конец XIII в.) показывала, что несмотря на подчинение русских княжеств монголо - татарам, на Руси остались князья, которые могут противостоять врагам, а их воинская доблесть внушает страх и уважение окружающим народам.
- Жития митрополита Петра (1327 г.) создано по инициативе Ивана Калиты, прославлялся митрополит, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Тем самым прославлялся не только святой, но и московский князь, а также утверждалась богоизбранность Москвы.
Александр
Невский
Слайд 9Митрополит Киприан, Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый положили в XV в.
начало новому стилю в русской агиографической литературе.
В данном случае речь идет о жизнеописаниях церковных деятелей, таких как митрополит Петр, Сергий Радонежский, роль которых в процессе создания русского государства и укреплении Москвы была чрезвычайно высока.
Хожение за три моря Афанасия Никитина - памятник литературы XV в., занявший особое место.
Внешней формой он напоминает хожения по святым землям, но это путевой дневник неофициальной поездки по торговым делам с описанием приключений.
Сергий
Радонежский
Св.Владимир
Креститель
Слайд 10 АРХИТЕКТУРА
Прекращение каменного строительства на Руси после монголо-татарского нашествия. Даже в
Новгороде на протяжении XIII в. было построено лишь три церкви, причем не каменные, а деревянные.
Прекращение строительства было связано, во-первых, с тяжелым экономическим положением русских земель, плативших дань татарам.
Во-вторых, постоянные набеги татар на русские города и села сопровождались разрушениями и лишали стимула созидательную деятельность.
Псков и Новгород : только здесь и сохранились традиции каменного
строительства
Слайд 11Новый подъем в строительном искусстве Новгорода начался во второй половине XIV
в., когда экономические трудности в основном были преодолены.
Уже в 1292 г. в Новгороде была построена церковь Николы на Липне, небольшая, но типичная каменная новгородская постройка.
Многочисленные, большие, нарядно украшенные храмы того времени отражали изменившееся самосознание новгородского боярства, основного заказчика зданий, и их возросшие материальные потребности.
Самостоятельное развитие новгородской архитектурной школы было прекращено в 1478 г., когда Новгород был присоединен к Москве.
Новгород. Церковь Спаса на Ильине,
расписанная
Феофаном Греком
Слайд 12Московская архитектурная школа начала складываться в конце XIV в., она синтезировала
в себе черты владимиро-суздальского и новгородского зодчества, хотя одновременно шел процесс формирования самостоятельных приемов и традиций.
В зодчестве середины XV в. был очевиден процесс подготовки к формированию общерусской национальной архитектуры.
Развитие этого процесса приобрело более законченные формы в период строительства московского кремля во второй половине XV в.
Слайд 13История строительства Московского кремля началась в 12 в. Первый деревянный Кремль
был построен в Москве в 1156 г. на Боровицком холме, занимая первоначально лишь небольшую его часть.
Слайд 14В ходе нашествия монголо - татар Кремль был сожжен в 1238
г.
В XIV в. Москва стала столицей сильного княжества и при Иване Калите на Соборной площади началось строительство каменных храмов.
Первые крепостные каменные стены были построены при князе Дмитрии Ивановиче Донском в 1367 г., в ходе его подготовки к активной внешней политике.
Слайд 15Дальнейшее строительство на территории Московского кремля связано с деятельностью великого князя
московского Ивана III, при котором московское княжество превратилось в сильное государство, что было связано не только с возрождением хозяйственной жизни и культуры, но и национального самосознания русских людей.
В сложившихся исторических условиях, Иван III выделил большие денежные суммы и привлек лучших архитекторов для строительства в Кремле таких зданий, которые отвечали бы новому положению Москвы как столицы влиятельной европейской державы.
Слайд 16Сложившийся в конце XV в. архитектурный ансамбль Соборной площади в настоящее
время является одним из самых красивых и гармоничных не только в России, но и во всем мире. В создании этого ансамбля принимали участие русские и итальянские мастера.
Итальянским мастерам принадлежат грандиозные по размерам и монументальные сооружения: Успенский собор (1475-1479), кафедральный храм, архитектор Аристотель Фиорованти, имеющий в то время мировую известность;
Успенский собора
Слайд 171.Архангельский собор (1506-1508), усыпальница московских князей и царей до начала XVIII
в.; собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора
2.колокольня Ивана Великого (1505-1508),
архитектор Бон Фрязин, самое высокое здание в Москве(81 м) до XVIII в.;
1
2
Слайд 18Грановитая палата (1487-1491), единственное гражданское здание на Соборной площади, главный зал
которого имеет площадь 500 квадратных метров, архитекторы Марко Руффо и Антонио Солари.
Слайд 19Русские мастера из Пскова, которые в то время отличались особым профессионализмом,
на Соборной площади построили:
Благовещенский собор (1484-1489), домовый храм русских великих князей и царей, имеющий сложную конструкцию с четырьмя приделами на краях галереи, девятиглавый;
церковь Ризоположения (1484-1486), домовый храм русских митрополитов. Небольшие по размерам, храмы построенные русскими архитекторами, придали главной площади Московского кремля особую камерность и лиричность.
Слайд 20Таким образом, работа итальянских архитекторов, строителей, инженеров в Москве в конце
XV в. способствовала развитию русского строительного искусства.
Русские мастера познакомились с лучшими западноевропейскими техническими достижениями и художественными приемами, в декоре широкое применение нашли элементы ордерной системы эпохи Возрождения.
В конце XV века национальная основа русской архитектуры была сохранена, своеобразие и оригинальность традиций русского зодчества продолжали развиваться.
Слайд 21ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Развитие изобразительного искусства в этот период также явилось отражением тех
процессов, которые проходили в социально-экономической и политической жизни России.
Иконописные центры прекратили свое существование в первые десятилетия монголо-татарского ига, но на рубеже XIV и XV вв. происходит их возрождение, а в XV в. русское иконописное искусство достигает вершин своего развития.
Также как в предшествующее время отличительными чертами русской иконы были глубокая духовность, философичность, особенно в произведениях крупнейших мастеров.
Феофан
Грек
Слайд 22Феофан Грек в XIV в. приехал на Русь из Византии, расписывал
храмы в Новгороде и Москве.
Живопись Феофана Грека характеризует особая выразительность, более темный колорит в сочетании с контрастными пробелами.
Это создает настолько сильные образы и сюжеты, что и сегодня они не оставляют равнодушных.
Иконописцы
Слайд 23Андрей Рублев работал в иной манере и его произведения не создают
того настроения напряжения, драматизма, которое было свойственно Феофану Греку.
Напротив, живопись Андрея Рублева дает ощущение умиротворенности, гармонии, веры в будущее.
Мягкость образов, светлые праздничные краски арактеризуют творчество великого иконописца.
До настоящего времени сохранились росписи Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, иконы в иконостасе Благовещенского собора Московского кремля, икона Троицы из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Св. Троица.
Икона написанная
А.Рублевым
в похвалу
Сергию Радонежскому
Слайд 24Дионисий – крупнейший представитель московской школы живописи конца XV века.
Работал
в Московском кремле; самая известная работа - роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503 гг.).
Иконопись Дионисия - духовно-просветленная и гармоничная.
Слайд 25 ИТОГИ
Русская культура во время монголо-татарского ига пережила один из
самых сложных периодов своего развития.
Разгром культурных центров, потеря кадров мастеров, хозяйственная разруха привели к тому, что был прерван процесс развития культуры, нарушены традиционные связи, потерян опыт.
Однако уже в XIV в. возрождение русской культуры, а затем ее расцвет свидетельствовали о жизнеспособности русского народа, сохранившего национальное самосознание в самые тяжелые периоды истории.
Слайд 26Большую роль играли великие московские князья. Проводя умелую политику, они создали
не только политический центр, объединивший вокруг себя силы, способные противостоять монголо - татарам и создать сильное государство. К концу XV века Москва превратилась в центр культуры, ставший символом национальных традиций, который генерировал общерусские идеи и самосознание.
Иван III
раздает поместья.
Миниатюра
летописного свода
Слайд 27Домашнее задание
проект
«Русская культура 2-й половины XIII - XV века»
Темы:
1.Просвещение и
накопление научных знаний.
2.Общественные идеи.
3.Фольклор и литература.
4.Зодчество.
5.Живопись.
6.Материальная культура.
Слайд 28Марко Руффо
\
Марко Руффо — известный итальянский архитектор XV в.
Марко Руффо в
конце 1400-х гг. работал военным архитектором в Милане.
Там же произошла его встреча с венецианским послом, искавшим по поручению Ивана III архитекторов для работы в Москве.
Марко Руффо работал в России по приглашению в период между 1485 и 1495 гг.
По его проектам были построены многие кремлевские башни, в том числе Спасская, Беклемишевская и Никольская.
В 1491 г. вместе с Пьетро Антонио Солари Марко Руффо завершил возведение Грановитой палаты.
Слайд 29Алевиз Фрязин
Алевиз Фрязин (Новый) — итальянский архитектор. Некоторые ученые считают, что
до приезда на Русь Алевиз был резчиком камней в Венеции и что его настоящее имя Альвизе Ламберти да Монтаньяно.
Прозвище Новый он получил, поскольку в Москве уже работал один итальянский архитектор (Фрязин означает «итальянец») Алевиз Фрязин (Миланец).
В 1503−1504 гг. Алевиз Новый работал в Бахчисарае (Крым), где руководил строительством дворца хана Менгли-Гирея.
От этого дворца до наших дней сохранился резной каменный портал.
В 1504 г. по приглашению Ивана III Алевиз Новый прибыл в Москву, где, как утверждает летопись, построил 11 церквей (не сохранившихся до наших дней) и Архангельский собор Московского Кремля (1505−1508).
Слайд 30Аристотель Фиораванти
Аристотель Фиораванти (настоящее имя Родольфо Фиораванти дель Альберти, прозвище Аристотель
он получил в знак признания обширности ума и познаний).
Фиорованти приехал в Москву в 1475 г. по приглашению Ивана III для того, чтобы «выстроить заново» Успенский собор в Московском Кремле.
Под руководством Фиораванти новый собор был построен за 4 года.
Слайд 31Пересветов Иван Семенович
Пересветов Иван Семенович — писатель-публицист. Он был родом из
Западной (Литовской) Руси.
В 1520–1530-х гг. служил в польско-литовских войсках, в конце 1530-х гг. приехал в Москву. Обратился к Ивану Грозному с челобитными, в которых содержалась программа преобразований в России.
Многие предложения Пересветова предвосхитили будущие действия Ивана Грозного. Кроме того, перу Пересветова принадлежат «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Магомет-салтане».
В своих сочинениях Пересветов утверждал, что «правда выше веры», высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Он считал, что продвижение по службе должно происходить в соответствии с личной выслугой и мудростью.
Слайд 32Афанасий Никитин
Афанасий Никитин (?−1472)
Афанасий Никитин
— тверской купец, путешественник, писатель. В 1466 г. с торговыми целями отправился из Твери вниз по Волге, достиг морем Дербента, добрался до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года; весной 1469 г. прибыл в г. Ормуз и по Аравийскому морю достиг Индии, где прожил около 3 лет.
На обратном пути через Персию дошел до Трапезунда, пересек Черное море и в 1472 г. прибыл в Кафу (Феодосию). Осенью 1472 г. по пути на родину умер под Смоленском.
Столь далекое путешествие оказалось в какой-то мере вы-нужденным, поскольку под Астраханью караван Никитина был ограблен ногайскими татарами. Лишившись всего товара, взя-того в долг, Никитин вынужден был продолжить путешествие в надежде поправить свои дела. Свое путешествие описал в путевом дневнике «Хождение за три моря».
В XVI−XVII в. «Хождение за три моря» неоднократно пере-писывалось: до настоящего времени дошло по крайней мере шесть списков.
Слайд 33Мстиславец Петр Тимофеевич
Мстиславец Петр Тимофеевич — первопечатник. В 1564 вместе с
И. Федоровым напечатал в Москве первую, точно датированную русскую печатную книгу «Апостол», а в 1565 г. — два издания «Часовника». Вместе с Иваном Федоровым вынужден был покинуть Москву из-за гонений со стороны духовенства.
В 1568 г. первопечатники открыли новую типографию в имении литовского гетмана Г. А. Ходкевича Заблудове, где печатание книг продолжилось.
Летом 1569 г. Петр Мстиславец расстался с И.Федоровым и уехал в Вильно, где на средства православных купцов Мамоничей основал типографию в которой в 1574−1575 гг. было напечатано так называемое «Четвероевангелие» с четырьмя цельностраничными гравюрами, на которых были изображены евангелисты (в богато орнаментированных рамках). В январе 1576 г. был напечатан Псалтырь. В этой типографии был также напечатан недатированный «Часовник».
Слайд 34Иван Федоров
Иван Федоров (~ 1510−1583)
основатель русского книгопечатания. Предположительно, Федоров обучался в
Краковском университете, знал древнегреческий, латынь; и в 1532 г. получил степень бакалавра.
В 1550−1560-х гг. Иван Федоров был дьяконом в церкви Николы Гостунского в Кремле.
Вероятно, в 1500-х гг. Федоров работал в так называемой анонимной типографии в Москве. В этой типографии были изданы первые пробные единичные печатные листы, а также 9 книг, которые не имели титульных листов, заглавий, даты выпуска. Эти книги предназначались для повседневного богослужения.
В 1564 г. Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол» («Деяния и послания святых апостолов»). Используемый в типографии шрифт был разработан на основе полуустава..
В этой книге каждый раздел начинался с заставки, верхние части страниц были украшены виньетками, абзацы начинались с красивых букв-инициалов. В настоящее время известно около 50 сохранившихся экземпляров этого издания.
В 1565 г. был издан «Часовник» — богослужебная книга, использовавшаяся также для обучения чтению.
В 1566 г. Иван Федоров был вынужден покинуть Москву, поскольку значительное число духовных лиц считало книгопечатание делом неправедным, с их точки зрения богослужебные книги должны были обязательно писаться от руки благочестивыми монахами, а не набираться на печатном станке.
Иван Федоров бежал в Литву, а затем на Украину, где продолжил свою деятельность.
Из Москвы книгопечатание после отъезда Ивана Федорова в Литву было перенесено в Александровскую слободу, но позже вновь вернулось в столицу
Слайд 35Прохор из Городца
Прохор из Городца — иконописец начала XV в. Вместе
с Феофаном Греком и Андеем Рублевым в 1405 г. участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля.
Ему предположительно принадлежат иконы «Тайная вечеря», «Вознесение».
Манера письма Прохора отличается живописной свободой, красочными сочетаниями и быстрыми летящими движениями.
Характерно им изображаются фигуры — с остренькими носиками и маленькими ручками, которым присущи стройность и изящество.
Слайд 36Дионисий
Дионисий (~ 1440−1502)
Дионисий — ведущий московский иконописец конца XV−начала XVI в.
Дионисий считается продолжателем традиций Андрея Рублева .
Он вел росписи в соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре, в Успенском соборе в Москве, в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Слайд 37Андрей Рублев
Андрей Рублев (?−1430)
Андрей Рублев – иконописец, ученик Феофана Грека
Андрей воспитывался
в светской среде, а в зрелом возрасте принял монашеский постриг. По одним сведениям он принял монашество в Троице-Сергиевом монастыре, по другим — в Андрониковом монастыре. Андрей был послушником у преподобного Никона Радонежского, а после стал иноком в Андрониковом монастыре в Москве.
Андрей — это его монашеское имя. Мирское имя неизвестно. Фамилия Андрея позволяет предположить, что он происходил из ремесленников. Рубель — это инструмент для накатки кож.
Творчество Андрея Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408 г.). В 1420 г. он создал одну из своих лучших работ — «Троицу».
Скончался Андрей Рублев 29 января 1430 г. в Москве, в Андрониковом монастыре, где и был похоронен.
Слайд 38Феофан Грек
Феофан Грек — живописец. Писал иконы, фрески, миниатюры.
Феофан был родом
из Византии, за что и получил прозвище Грек.
Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е г. XIV столетия.
Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство. Но древние художественные традиции Новгорода повлияли на его творчество.
На Руси Феофан работал в Новгороде, Серпухове, Нижнем Новгороде, Москве и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском.
К сожалению, большинство его работ утрачено. Из Новгорода в начале XV в. Феофан переехал в Москву и расписал несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился.
Слайд 39Василий Блаженный
Василий родился в 1469 г. в селе Елохово. До шестнадцати
лет был подмастерьем у сапожника. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, носил вериги и терпел лишения. Василий постоянно обличал ложь и лицемерие. Иван Грозный очень боялся Блаженного.
Василий Блаженный умер в 1551 г. (по другим данным, 1552 г.). Тело его было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где вскоре был построен Покровский собор, в память покорения Казани.
В 1588 г. по повелению Феодора Ивановича был построен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён. С этого времени в народе храм стал называться Собор Василия Блаженного.
Слайд 40Федор Савельевич Конь
Федор Савельевич Конь — русский зодчий второй половины XVI
в. По его проектам были построены стены и башни Белого города в Москве (1585−1593) и мощных городских стен Смоленска (1596−1602).
Год рождения и время смерти Федора Коня неизвестны. Почти неизвестна и биография зодчего; краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI−начала XVII в. дают лишь некоторые представления о нем.
Постройки Федора Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством.
Слайд 41Литература и источники:
Балакина Т.И. История отечественной культуры . М., 1994
Барская Н.А.
Сюжеты и образы древнерусской живописи.М., 1993
Бобров В.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995.
Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.
Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988.
История русской культуры IX -XX вв. под ред. Кошман Л.Н., М, 2003
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
Любимов Л Искусство древней Руси. М., 1981
Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси. Вторая половина XV - XVIII вв. М., 1965.
Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.
Сахаров А.М., Очерки истории русской культуры, М., 1984
Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.