Слайд 1Казбекова Регина Валерьевна, 10 класс
Научный руководитель:
Сабаткоева Светлана Таймуразовна
РСО- Алания Правобережный район
с.Цалык
Тема: «Праздничный мир осетин…»
2018 год.
Слайд 3 По словам генерального директора ЮНЕСКО Фредерико Майора «научившись управлять механизмом
взаимосвязи культуры развития, мы могли бы обеспечить условия для раскрытия творческой индивидуальности каждого, способствовать созданию равных возможностей для самовыражения различных культур и их более плодотворных обменов».
Слайд 6Цели и задачи:
1.Приобщение обучающихся к сохранению исторических ценностей;
2.Сбор и обработка изучение материала о праздничном мире осетин;
3.Развитие познавательных, творческих способностей обучающихся;
4.Освоение культурных, духовных, трудовых традиций своего народа. Осознание глубинных связей поколений.
Слайд 7Основные виды деятельности при решении этих задач:
- встречи со старожилами села.
-интервьюирование
- сбор материала и его обработка
-выступление на конференциях, проведение вечеров
- оформление альбомов, стендов.
- Проведение выставок и экскурсий.
Слайд 8Через три-четыре дня свекровь собирала родственников и соседок и устраивала «авдёнбёттён»,
т. е. ребенка завязывали в люльку.
Слайд 9А наша семья очень рада рождению дочери Самиры.
Слайд 10Та вещь, к которой потянется ребенок в первую очередь, по поверию,
считается связанной с его будущим ремеслом…
Слайд 11 В Осетии каждому новорожденному мальчику справляют кахц (такое название праздник
получил, видимо, потому, что мать обходила своих родственников с символической чашей – кахц, собирая подарки новорожденному).
Слайд 12После молитвы старший тамада окунает ножку младенца в чашу с традиционной
дзыкка (каша из муки с сыром и сметаной).
Слайд 13
Семья молодой матери справляет ребенку все, что полагается.
Слайд 14Все село торжествует по случаю рождения сына.
Слайд 15Любая свадьба начинается со сватовства, сватов должно быть не менее трёх
человек.
Слайд 16Навстречу им выходят старшие - распорядители в доме невесты
с тремя
пирогами.
Слайд 17Одевать невесту должны девушка и молодая женщина, счастливые в семейной жизни,
имеющие обоих родителей.
Слайд 18Невеста одета, ее пора выводить, однако женщины, одевавшие ее, не позволяют
это сделать, пока шафер не «выкупит» ее.
Слайд 19О Стыр Хуцау, сотворивший Вселенную, услышь наши молитвы
И одари нас
Своей милостью!
- О Уастырджи, двое молодых стали на главную дорогу своей жизни, Так возьми их под свое правое крыло!- Оммен, Хуцау!
Слайд 20Под песню «Фарн идет, фарн! Счастье с собой несет» невесту ведут
в дом через святое место.
Слайд 21Самое святое место в доме жениха- фамильная надочажная цепь.
Невесту обводят
вокруг цепи три раза под молитву старших.
Слайд 22Хызисаг берет флажок, который присылается вместе с тремя пирогами из родительского
дома, и три раза обводит им над головой невесты, произнося при этом:
Фарн, фарн, фарн!
Семь сыновей и одна голубоглазая дочка!
Фарн, фарн, фарн! Как наседка — многодетна!
Фарн, фарн, фарн! Как медведица - плодовита!
Фарн, фарн, фарн! Семьей - любима!
Фарн, фарн, фарн! Соседями — уважаема! Фарн, фарн, фарн!
Слайд 23Невеста угощает медом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг
другу так же сладки, как эти мед и масло.
Слайд 24После того как с невесты сняли фату, кто-то из молодых парней
может отважиться пригласить её на танец. Невеста не должна отказываться, но танец её скромный, плавный и недолгий.